Вы здесь

Валентина Быстримович. «Другая дочь отца»


Анна созвонилась со сводной сестрой, «другой дочерью отца», после его смерти. Какая она, её сестра Ира? Наверное, это здорово иметь сестру! Ира была рада звонку и очень хотела познакомиться. В субботу утром Анна поехала к сестре в деревню. Она волновалась, это их первая встреча.


Фото: pixabay.com

Находясь во власти прошлого, подъехала к дому отца. Ещё два года назад, когда она впервые приехала сюда, это был добротный дом, а теперь осунулся и почернел, как будто он умер вместе с хозяевами. Сарай полуразобран, забора нет, в саду не скошена трава.

Навстречу вышла молодая женщина в ярком платье и с такими же глазами, как у отца. Ей должно быть за тридцать, она на четырнадцать лет младше. Женщины обнялись, странное чувство охватило Анну…  Из-за соседней калитки выглядывала любопытная старуха.

На маленькой веранде накрыт стол — белая скатерть, фужеры, вино, копченая курица. Резанул глаз контраст застолья с ободранными стенами, покосившимися дверьми. Муж Ирины поздоровался, не глядя в глаза, и ушёл. Возможно, дал возможность пообщаться сёстрам наедине? Они говорили о родителях, детстве. У них было разное детство.

Когда Ане было четырнадцать, отец ушёл в другую семью. Он с вызовом сказал девочке: «Ты мне не нужна, у меня уже другая дочь есть», наверное, хотел насолить её матери. Уже взрослой, Аня дважды пыталась с ним встретиться, но он всегда находил причину отказаться.  Она оставила попытки. Не нужна, значит, не нужна. И все-таки, она заехала к нему через тридцать лет. Это была их последняя встреча.

— Мне кажется, ты говоришь не о моём отце, — Ира недоверчиво смотрела на Анну, как на самозванку. — Меня родители любили, и я ни в чём не нуждалась. Отец иногда выпивал, но не скандалил.

— Остепенился всё-таки, — подумала Анна. Похоже, Ира ещё не знает, что если мужчине не нужна жена, то не нужны и дети.

— Как дети? Семья? — поменяла Анна тему.

— Один сын в армии, другой учится на агронома в Горках, получает стипендию, помогаем ему немного. Муж не пьёт, закодирован. Работаем в госпитале: я — санитаркой, он — вахтёром.

Ира улыбнулась, третьего зуба справа у неё не было, это был единственный недостаток в её внешности. Она была красива и знала об этом. Уловив взгляд Анны, пожаловалась:

— Оклады у нас маленькие, нет денег поставить зуб.

Анне хотелось зайти в дом, в нём когда-то жил её папа.

— У нас ремонт, — извинилась сестра. В дом не пригласила, но Анна зашла. Поразила нищета, ремонт заключался в том, что стены оббили гипсокартоном без устройства каркаса, и те казались кривыми. Закопченный потолок, давно крашенные рамы потемнели, кровати без постельного белья, но новая секция и телевизор. Шокировали пустые полки… хотя, всякое бывает…

— Вы не держите скот или кур? — Анна вспомнила, что в прошлый приезд во дворе ходили куры, а у сарая стояла тёлка.

— Я не держу хозяйство, — ответила Ира.

— Работаете сутки через двое?  Чем занимаетесь в свободное время? В колхозе подрабатываете? 

— Нет, там мало платят. Так… по дому, — пожала плечами Ира.

Похоже, и по дому ничего не делали. Странно. Муж и она — здоровые, молодые и ни к чему не стремятся. Нет хозяйства, огорода, картошку им даёт свекровь…

У Иры забрали за долги дом, который для неё построил отец.  И сарай за домом отца наполовину разобран.

— Не было зимой денег на дрова, вот и разобрали, — пояснила Ира, похоже, они с мужем жили одним днём, привыкли, что их опекают…  

Ира доверительно сообщила:

— Из меня можно лепить всё, как из глины, характер слабый.

Анна по глазам увидела, ждёт сочувствия, и остановила:

— Слабый характер — скорее недостаток, чем достоинство.

Вспомнила свои тридцать пять — работа с рассвета до заката, карьера. — Какие мы разные и какая непохожая у нас жизнь, хотя одной крови, — подумала она и пригласила сестру к себе на выходной.

Ира приехала радостная улыбающаяся, привезла ведро вишни. И Анна взгрустнула: в детстве у них вокруг дома росли вишни, которые посадил отец, значит, и там, в деревне, посадил. Анна любила дом своего детства, который родители давно продали, она любила те вишни.  

Сёстры варили вишнёвое варенье, и Ира призналась, что рада иметь сестру. Анна тоже была рада. Более того, она была счастлива варить с сестрой варенье, есть пенку и дышать, дышать запахам спелой вишни. Потом они сходили в кафе, в бассейн. Ира смущённо спросила:

— Сколько стоит билет в бассейн? У меня с собой только пять рублей.

— Ты моя гостья, и я тебя пригласила, — успокоила её Анна.

Ей хотелось порадовать сестру, она купила ей обратный билет и сложила сумку вещей. Вечером они сидели у телевизора и разговаривали.

Ире позвонил сын:

— Проспал и не выехал сегодня домой, выеду завтра, в кармане осталось пять рублей, не знаю — оставить их на билет или сходить поужинать.

— Конечно, поешь, — сказала Ира, — и позвони отцу, пусть переведёт деньги на карточку, а то у меня нет.

Через пару минут позвонил муж, у него тоже денег не было. Ира позвонила подруге в деревню:

— Перечисли на карточку Пете. Если нет денег, возьми у соседей, я приеду, займу и отдам…

Первым порывом Анны было перечислить деньги немедленно. Остановил случай — у неё сломалась карточка, а почта была уже закрыта. До утра перечислить деньги было невозможно. Обдумывая ситуацию, она спросила:

— А когда у вас была зарплата?

— Неделю назад, я и муж получаем в один день.

— А ребёнку уже дали деньги на этот месяц?

— Да, неделю назад.

Аня удивилась, неделю назад дали мальчишке деньги на месяц, а у него не за что приехать, а как он будет жить ещё три недели, да и они? Возникли сомнения.

— Вы что-то купили в этом месяце, что деньги кончились? А как вы будете жить до зарплаты? Почему у сына нет денег, ведь неделю назад он получил их из расчета на месяц? Вы ему ещё дадите?

— Не знаю. Мы ничего не купили. — Ира, похоже, не знала как отвечать на подобные вопросы. Наверное, их не предполагала.

Анна притормозила порыв, дать денег, хотя очень хотелось. Ира и её муж молодые и здоровые, работают. Мальчику девятнадцать лет, он получает стипендию и помощь родителей. Как могли через неделю после зарплаты закончиться деньги у всей семьи?!

Анна размышляла, но желание дать денег не покидало её. Ведь она собственными глазами видела нищету, в которой они живут. А почему так живут? На пьяниц не похожи, в чём же дело?

Чем больше она анализировала, тем больше находила странностей. Почему у Иры в кармане пять рублей, а она едет в дорогу, за какие деньги собиралась возвращаться, и почему у сына тоже пять рублей, а не шесть и не четыре? Поставила себя на место парня.

В общежитии у него стоит мешок картошки и закатки (по словам Иры). Сварил бы картошки и поел, раз денег осталось только на билет, а не звонил матери. И как они все собираются жить до конца месяца, если через неделю после получки нет денег ни у кого? 

Конечно, она сейчас поможет, но ей нужно разобраться со всем этим.

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.