Вы здесь

Специалисты — о проблемах водно-канализационного хозяйства


Централизованными системами водоснабжения оборудованы почти семь тысяч населенных пунктов страны, десять тысяч (в основном городки, где проживает менее 50 человек) пользуются колодцами. В 80% услуги водоснабжения и водоотведения оказывают организации ВКХ, однако водные проблемы различного рода существуют у всех потребителей. Качество питьевой воды, бесконтрольно сделанные скважины, стоимость услуг водоснабжения и водоотведения, шахтные колодцы — все эти и многие другие обстоятельства работы водно-канализационного хозяйства (ВКХ) Беларуси обсуждали специалисты отрасли во время тематического семинара в Витебске.


Одинаковая цена для всех ради социальной справедливости

Во время Послания белорусскому народу и парламенту президент отметил, что социальная справедливость — одно из главных условий суверенитета и независимости страны. Социальная справедливость в области водоснабжения и водоотведения — это равный доступ к получению и пользованию услугами по одинаковой цене, отметил Андрей Хмель, министр ЖКХ:

— Объем услуги водоснабжения для населения составляет 339 млн м3 в год, а услуги водоотведения — 291 млн м3. Из этого следует, что большая часть сточных вод вывозится ассенизационным транспортом или не вывозится вообще. Сегодня услугу по вывозу сточных вод оказывают не только организации ВКГ, но и индивидуальные предприниматели и перевозчики (последние уже заняли треть рынка). В связи с этим в стране существуют проблемы контроля за местами слива сточных вод и ценообразования на эту услугу.

Стоимость вывоза одного кубометра сточных вод варьируется от пяти до одиннадцати рублей, бывает, доходит и до 15. при этом тариф услуги водоотведения — 1,12 рубля. Вместе с тем первый шаг для создания равных условий гражданам уже сделан в Крупках, где был признак централизованной системы водоотведения, однако тарифы определялись такие, якобы сточные воды вывозились ассенизационным транспортом. Соответствующие изменения внесли в постановление Совмина № 571 о порядке, и сегодня жильцы получают услугу водоотведения по тарифам, сообщил министр:

— Эти затраты мы позволили внести в общую себестоимость и разбросать на объем услуги, чтобы получить цену, которая, пусть и незначительно дороже, но одинакова для всего региона. И подобную работу нужно продолжить. Необходимо составить техническую и финансовую модель и оценить возможность вывоза сточных вод ассенизационным транспортом организаций ВКГ по тарифам водоотведения. При этом должно существовать нормирование объема вывоза и отнесение затрат по вывозу на себестоимость услуги водоотведения. Это необходимо, чтобы оценить, насколько подорожает услуга водоотведения для людей по стране, если ее сделать равной для всех.

Необходимо также развивать сети водоснабжения на уровне с системами канализации. Иначе создаются условия, чтобы люди использовали септики, что тоже не очень хорошо, уверены коммунальщики.

Потенциал объема реализации

— За последние пять лет объем реализации воды организациями ВКХ, в том числе многопрофильными, снизился на 1% и сейчас составляет 442 млн м3 в год, а реализация услуги водоотведения уменьшилась на 2,5% — до 441 млн м3. Такие объемы влияют и на объемы промышленного производства, и это также показатель развития систем водоснабжения и водоотведения, — констатировал министр.

Он видит перспективу увеличения объема реализации воды минимум на 28 млн м3 за счет развития системы водоснабжения и водоотведения и в последующем — подключения новых потребителей. Однако со стороны некоторых организаций (Минской и Могилевской областей) ЖКХ наблюдается отсутствие заинтересованности в развитии собственных сетей водоснабжения и водоотведения. Поэтому Андрей Хмель предложил в перспективе одним из критериев оценки эффективности работы ВКГ определить рост количества оказываемых услуг потребителям. А ответственность за невыполнение этого возложить на руководителя предприятия через депремирование. Однако рост должен быть не в объеме, а в приросте потребителей.

Личные скважины на предприятиях и подворьях

Постановлением Совмина № 746 о строительстве водозаборных сооружений предусмотрена возможность принятия местными органами разрешения пробурить скважину для юридических лиц при наличии технической возможности применять воду из централизованной системы водоснабжения. И «Могилевхимволокно», например, решило, что ему дешевле пользоваться своей скважиной, чем получать воду от коммунальщиков, привел пример министр:

— Это приведет к снижению реализации воды в объеме 548 тысяч м3, а это валовой региональный продукт (1,2 млн рублей), уменьшит загрузку водозаборных заборов и оставит в резерве водозабор зеленицкий, который и строился для обеспечения этого предприятия водой. Будет не задействовано 9,5 километра водовода. Это уменьшит финансовые показатели Могилевского водоканала. При этом предприятие не собирается отрезать себя от этих сетей, говоря, что это их резерв мощности. Поэтому мы предлагаем внести в законодательство изменения, чтобы принятие такого решения обсуждалось с учетом интересов всех заинтересованных, иначе в будущем это приведет к убыточности ВКХ. А предприятие пусть оплачивает затраты на содержание сетей, оставшихся в резерве.

Бесконтрольно делают сегодня и скважины на частных подворьях, однако если существует система централизованного водоснабжения, а еще и канализации, люди воду из своей скважины взяли, а в нашу канализацию слили и ни за что не заплатили. Так что надо, наверное, как минимум, ограничивать бурение таких скважин, где есть централизованные системы, считает министр.

— Относительно канализации в сельской местности следует перейти на фиксированный тариф на существование резервной мощности, потому что человек подключен к канализации, — согласился Анатолий Сивак, заместитель премьер-министра, с предложением министра ЖКХ и задался вопросом: — почему специалисты ВКХ не приходят на дачи и не предлагают людям взять их системы на баланс? Даже если системы водоснабжения и водоотведения сооружены самими предприятиями или обществами, эти сети собственники стараются передать на баланс ЖКХ, когда с ними начинаются проблемы.

Есть в собственности жителей, в частности садовых товариществ, системы водоснабжения, которые они создавали самостоятельно и за состоянием которых фактически никто не следит, а после люди жалуются на качество питьевой воды. Так что строительством и эксплуатацией систем водоснабжения должны заниматься специализированные организации ВКХ. Однако садовые товарищества не являются населенными пунктами, поэтому законодательно невозможно обслуживать их сети, и необходимы изменения в закон о питьевом водоснабжении.

С деньгами людей и расходом на пожаротушение

Граждане готовы участвовать в строительстве водных сетей, однако организации водного хозяйства рассматривают этот вопрос не как первоочередной, рассказала Ирина Ровба, заместитель генерального директора «Белводоканала».

— Яркий пример этого — подход Барановичского водоканала к строительству канализации. Вместо комплексного подхода по последовательному развитию квартала индивидуальной жилой застройке Водоканал выдал отдельным гражданам только технические условия (ТУ) на проектирование обособленных участков сетей. Люди должны были самостоятельно разрабатывать проектную документацию на строительство отдельных участков уличных сетей, в том числе с возведением магистральных сетей за их счет. Согласно постановлению правительства № 788, ТУ выдаются гражданам на присоединение жилого дома к существующим сетям водоснабжения и водоотведения в рамках административной процедуры. Уличные и магистральные сети строятся на основании разрешительной документации. А Водоканал в нарушение этого выдал гражданам ТУ на строительство распределительных и магистральных сетей. Чтобы не допустить подобных ситуаций, в Указ № 488 о строительстве водных сетей необходимо внести следующие изменения. Определить заказчиком-застройщиком строительство распределительных уличных сетей организации ВКХ и установить, что финансировать строительство будет ВКХ с привлечением средств граждан и последующим обслуживанием организаций ВКХ. А для перечисления денег создать кооперативы.

Существует также проблема необоснованности норм проектирования для нужд пожаротушения. На один километр систем водоснабжения сегодня приходится два пожарных гидранта. Однако строительными нормами предусмотрено, что гидрант необходим на каждые 260 метров. В населенных пунктах с жителями до тысячи человек нормами вообще не предусмотрены нормы расхода на пожаротушение. Кроме того, при проектировании систем водоснабжения закладываются завышенные нормы расхода воды. Все это ведет к увеличению капитальных затрат на строительство объектов. А обслуживание 70 тысяч пожарных гидрантов, которые сегодня находятся на балансе организаций ВКГ, составляет около семи миллионов в год. Так что нормы противопожарного водоснабжения следует пересмотреть, считают водники.

Мини-станции обезжелезивания и компост из осадков сточных вод

В плане качества воды должны создаваться равные условия и в городе, и в селе, убежден Алексей Хвалько, директор «Витебскоблводоканала», который рассказал, что за последнее пятилетие (2018-2022 гг.) на водоснабжение и водоотведение в области было направлено 116 миллионов рублей:

— Работая над качеством, мы строим станции обезжелезивания (за пятилетие в крупных населенных пунктах области их появилось 136), прокладываем сети. В области питьевой водой нормативного качества сейчас обеспечены 98 % населения. К 2025-му предполагаем закончить эту работу — соорудить еще 81 станцию в крупных населенных пунктах, а в небольших городках, с количеством жителей до 150 человек, — еще 150 мини-станций обезжелезивания (они малого производства, однако не такие дорогие, как классические станции). Тогда все жители Витебщины, включая сельчане, будут получать качественную питьевую воду.

Среди других задач Водников области на ближайшее время — строительство шести очистных сооружений, замена около 350 километров сетей водоснабжения и 50 километров — водоотведения.

После обсуждения проблем водного хозяйства и предложений по их решению участники семинара ознакомились с опытом обеспечения качественной водой малых населенных пунктов области и практикой использования осадков сточных вод. Это эксплуатация мини-станции обезжелезивания на водозаборе в деревне Добрейка Витебского района. Производство ее — 4 м3/час. Подобных станций в области 54, однако они более компактны и устанавливаются в павильоне скважины и имеют меньшее производство. Это наиболее оптимальный вариант для обеспечения питьевой водой населенных пунктов до 100 человек.

Чтобы обеспечить людей водой в городках от 10 до 15 человек, используют принцип подвоза воды. Это емкость объемом 5 м3, воду в которую подвозит машина, колодец с насосом и водоразборная колонка. Эксплуатировать ее можно круглый год как основной источник водоснабжения, а также при авариях. Практикуют здесь и обезжелезивание воды в водоносном слое, для чего нужны две скважины.

А осадки сточных вод городских очистных сооружений, которых в Витебске ежегодно образуется около 30 тысяч тонн, витебчане с 2021 года компостируют. Такая утилизация уменьшает объем отходов и позволяет ежегодно производить 24 тысячи м3 готового компоста, используемого для озеленения, растениеводства, лесовосстановления, засыпки карьеров.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.