Вы здесь

Вдогонку за летом


Зима пока не спешит заявить свои права, и это прекрасно: можно успеть «дополучить» летние (ну, или почти летние) впечатления. Например, в свободное время покататься на велосипеде.


Понятно, что загородные маршруты, где нет асфальта, сейчас практически недоступны – грунтовые дороги размокли от дождей. Но там, где есть благоустроенные велотрассы, еще катаются велосипедисты. Электросамокатчиков» по вечерам на улицах еще предостаточно, а большинство велопрокатов пока не закрыли сезон. Так что если холодный туман или моросящий дождик вас не пугает – вполне можно прокатиться с ветерком еще в этом году. Добавим, что в последние годы Минск и областные центры стали выглядеть достаточно дружелюбно к любителям «зеленого транспорта»: есть и велодорожки, и трассы в парках и скверах, и даже кое-где – специальные переезды проезжей части для двухколесного транспорта. А также возможность арендовать велосипед или электросамокат прямо на улице, не заезжая в «пункт проката», и после завершения поездки оставить транспорт там, где удобно. Так что не обязательно быть владельцем двухколесного «коня», можно просто взять его напрокат на время – это, кстати, освобождает от таких вопросов, как хранение транспорта и его техническое обслуживание. Хотя зимнее хранение личного двухколесного транспортного средства сейчас в общем-то не проблема – такую услугу активно предлагают сервисы по прокату и ремонту велосипедов, и стоит  она в среднем около 30-50 рублей за 3 месяца за велосипед (можно найти вариант 50 рублей за полгода, 70 – вместе с техобслуживанием «железного коня»), и порядка 100 рублей за электросамокат (125 – с ТО). По велосипедам предлагается также вариант 15 рублей в месяц, если погода позволит завершить сезон попозже (или вы захотите забрать велик пораньше).

Байкшеринг

Пионером бесстанционного сервиса проката велосипедов, электровелосипедов и электросамокатов несколько лет назад стал в Беларуси сервис Колоbike (ярко-желтые велосипеды и самокаты – уже привычная часть городского пейзажа, причем не только минского). Почти одновременно с ним или чуть позже появились другие – например, оранжевые Velosmart, или синие JET, или популярный у минчан шеринг электросамокатов Eleven. Есть такие сервисы и в областных центрах. Система аренды простая: надо скачать приложение на свой телефон – оно покажет, где находятся незанятые «транспортные средства». Находите те, что поблизости от вас, оплачиваете поездку, привязав банковскую карту к приложению, и вперед. Чтобы разблокировать выбранное средство, надо ввести в приложении его ID (если пользуетесь шерингом впервые (и особенно если не принадлежите к поколению «цифровой молодежи»), возможно, сначала придется немного напрячься, чтобы понять, какие именно цифры имеются в виду (подсказка: не те, что крупно написаны на раме). И дальше начинается отсчет времени поездки. Небольшая сумма снимается за разблокировку, и дальше тарификация идет каждые полчаса езды – но если вы не фанат велоспорта, вы вряд ли прокатаете намного больше десятки.  По завершении поездки важно снова «закрыть» рычаг электронного замка и убедиться, что приложение перестало считать время вашей поездки. Если что-то пошло не так (время поездки считать приложение не перестало, возникли проблемы с оплатой и т.д.), следует отправить сообщение об ошибке.

Надо сказать, что велосипеды, которые предлагает байкшеринг, надежные и от этого достаточно тяжелые – по ощущениям порядка килограмм 15. Низкая рама удобна для девушек. Например, если вы не в спортивной одежде, а, скажем, в юбке (допустим, опаздываете и вам срочно нужно куда-то добраться, минуя пробки). На этот случай велосипед снабжен и корзинкой впереди: для сумки. Впрочем, сейчас, глубокой осенью, шеринговых велосипедов на улицах совсем мало, больше электросамокатов. Система их аренды та же, стоимость у разных сервисов отличается, но в целом –  в рамках 6-10 рублей за условные 10 километров. Да, во время поездки на электросамокате важно помнить, что согласно новым правилам дорожного движения, запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности со скоростью более 25 км/ч.

Электровелосипеды – еще один вид городского транспорта, который можно взять на прокат «удаленно». Небольшой электромотор помогает велосипедисту двигаться быстрее (велосипед имеет три режима мощности) и экономить силы.

– Вспоминается, как отец учил кататься на двухколесном «взрослом» велосипеде в детстве – словно кто-то аккуратно придает велосипеду ускорение, подталкивая сзади, – рассказала знакомая, попробовав этот «транспорт» впервые.

Система «удаленной» аренды «транспортного средства», безусловно, удобна, и это мировая практика. Хотя многим – особенно людям постарше – все же ближе возможность непосредственного общения с сотрудником сервиса. Поскольку удаленное подписание договора проката (то есть просто галочка в квадратике) при невнимательном подходе (а кто на улице станет читать договор на экране телефона? Согласитесь, немногие) может привести к штрафу. Например, опытные пользователи шеринга рекомендуют перед поездкой сфотографировать выбранного «железного коня» со всех сторон. Потому что это может сделать следующий за вами ездок, и если средство будет иметь повреждения, вполне возможно, виновным в порче имущества посчитают пользователя предыдущего, то есть вас. Также важно (и это указано в договоре), что оставлять средство после поездки можно везде – но не везде вообще. Например, в подъезде – нельзя. За это предусмотрен штраф. Также нельзя бросать байк под мостом, в подземном переходе – там, где не «ловит» GPS. Есть и еще несколько важных нюансов. Штрафы не маленькие, так что, если пользуетесь байкшерингом впервые – все же прочитайте договор, прежде чем ставить «птичку», что «ознакомлены и согласны».

И просто прокат

А вообще-то для велопрогулок выходного дня многие считают подходящими более «спортивные» модели – так называемые «гибриды», «фитнес-модели» или собственно спортивные велосипеды. По посадке велосипеды, которые предлагают сервисы байкшеринга (так называемые «городские» или «прогулочные») – с прямой спиной и высоким рулем. Многим привычней и удобней сидеть выше и с большим наклоном тела вперед. Да и колеса многим нравятся побольше. За таким великом в прокат придется целенаправленно идти (хотя многие прокаты предлагают и доставку). Цены разнятся, но в среднем обойдется прокат велика 5-6 рублей за час и 9 рублей за 2 часа. Сутки проката будут стоить порядка 20 рублей, двое суток – 25-30 рублей, и еще 5 рублей за каждый день «сверху». В связи с осенним падением спроса можно отыскать специальные предложения – от 2 рублей час и от 8 рублей в сутки на определенные модели.

– Кто берет сейчас велосипеды напрокат? Да многие берут, – рассказывает сотрудник сервиса проката Сергей. – Вот, например, мамы с детьми берут – и летом, и осенью. Подростку велосипед купили, а себе мама решила не покупать, ведь качественная модель стоит дорого, плюс ее надо где-то хранить, к тому же время от времени нужен ремонт и обслуживание. Поэтому катаются на одном с дочерью или сыном велосипеде в разное время. А если решили покататься вместе, берут второй напрокат. Часто берут два велосипеда напрокат, для мамы и папы, если запланировали «семейный выезд». Пенсионеры тоже – наши клиенты. Современное поколение бабушек и дедушек – в основном бабушек, конечно – активное (их даже бабушками как-то язык не поворачивается называть). Вообще, женщин среди наших клиентов гораздо больше, чем мужчин. Но в прокатах возле велотрасс по-другому: там молодежи больше, и чаще велосипеды берут напрокат парни. Для многих, кто серьезно «дружит» со спортом (качается или занимается единоборствами), велосипед – дополнительный вид тренировки.

В маленьких сервисах, как правило, рассказал собеседник, велосипед берут на час или на два часа.

– Наш прокат расположен в «спальном» районе, и понятно, что наши постоянные клиенты – не спортсмены, а просто обычные люди, которые время от времени хотят активного отдыха и психологической разрядки. Для этой цели лучше велопрогулки не придумаешь, особенно осенью, когда активность постепенно снижается.

В сервис придется захватить с собой паспорт для заключения договора проката, и, возможно, вас попросят оставить что-нибудь в залог. Как правило, большие прокаты расположены поблизости от велотрасс (в Минске – возле Минск-Арены, в парках – Горького, Лошицком; на набережной Свислочи, на Комсомольском озере и т.д.). Но достаточно их и в Домах быта, ремонтных мастерских и на первых этажах магазинов в так называемых «спальных» районах. Дешевле ли там, чем в больших прокатах? Едва ли. И выбор велосипедов значительно меньше. Зато в таких маленьких сервисах проката можно завести «свой» любимый велик – перепробовав все, выбрать самый удобный именно для вас. А если вы постоянный клиент и, допустим, забыли паспорт, вам, вполне возможно, поверят на слово. Ведь человеческие отношения никто не отменял.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.