Узнать про марку, номер, наличие страховки и техосмотра авто, а также проверить, не находится ли машина в розыске, теперь можно через личный кабинет на Едином портале электронных услуг. И это далеко не полный перечень возможностей услуги 3.58.01 «Получение систематизированных сведений об авто», благодаря которой, зная только VІN-номер машины и сделав только один запрос, можно получить сведения об авто из четырех информационных ресурсов: ГАИ, Белтехосмотра, Белорусского бюро по транспортному страхованию и информационной системы разыскиваемых транспортных средств. Об особенностях и планах дальнейшего развития комплексной услуги рассказал Андрей БУСЬКО, ведущий специалист отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг (НЦЭУ).
Услугу в режиме реального времени может получить абсолютно каждый: юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Проверить данные можно как о своем авто, так и о любом другом. Никаких персональных данных о владельце транспортного средства услуга не содержит — предоставляются только данные о машине. При этом независимо от способа входа на портал — строгой аутентификации (с использованием электронной цифровой подписи, или ЭЦП) или нестрогой (с использованием только логина и пароля) человек получит абсолютно одинаковый состав данных, рассказал Андрей Бусько:
— Это сделано специально, чтобы услуга была удобной. Понятно, что заказывать электронную цифровую подпись и оплачивать ее получение ради того, чтобы узнать данные автомобиля, мало кто захочет. А собственный ЭЦП есть пока далеко не у всех. Кроме того, мы имели целью побудить людей больше пользоваться услугой и при этом шире распространить информацию о ее существовании. С момента появления услуги в начале августа ей воспользовались уже около полутора тысяч человек.
Специалисты центра подчеркивают, что вторая комплексная услуга на едином портале (первой и единственной до сих пор была комплексная услуга «данные для проверки благонадежности деловой репутации», позволяющая получить информацию о компании аж по 12 направлениям) направлена прежде всего на физическое лицо, которому предоставляется возможность получать и проверять данные об авто гораздо оперативнее и в большем количестве. «Для людей это экономия времени, Отсутствие необходимости ходить по учреждениям, выясняя определенные обстоятельства истории жизни транспортного средства. Как результат это могло поспособствовать и большему количеству заключенных сделок купли-продажи», полагают эксперты.
Услуга 3.58.01 аккумулирует данные о машине на основании информации из четырех источников, поэтому через один запрос можно получить много информации.
Так, в личный кабинет пользователя пришлют систематизированные сведения об автомобиле: его регистрационный номер, марка, год выпуска, тип кузова, вес, максимально разрешенный вес, серия, номер и дата выдачи свидетельства о регистрации, дата завершения срока действия свидетельства о регистрации, сведения о розыске авто (на территории СНГ).
Придет также информация, касающаяся сведений договора страхования: серия и номер договора страхования; наименование организации, заключившей договор страхования; дата начала и завершения действия договора.
Пользователь комплексной услуги «Получение систематизированных сведений об авто» получит доступ и к диагностическим сведениям о машине: дата последнего прохождения контрольно-диагностических работ (КДР); серия и номер диагностической карточки (при ее наличии); показания одометра, которые были зафиксированы во время проведения КДР; дата выдачи, серия и номер разрешения; применение транспортного средства (не является ли машина такси); срок действия разрешения.
Теперь услуга «Получение систематизированных данных об авто» стоит 3,36 рубля. С увеличением количества информации из других ресурсов стоимость также будет увеличиваться.
— Задача НЦЭУ — быть посредником между пользователем (транслировать его запрос к нужной системе) и оператором — владельцем информационной системы (транслировать его ответ в личный кабинет пользователя), — подчеркнул Андрей Бусько. — Специалисты центра не отвечают за состав, объем и правдивость данных, которые пользователь получает от той или иной информационной системы. А вот уже субъекты этих систем, отвечающие за формирование государственных информационных ресурсов, пользование и получение документированной информации из них, обязаны предоставить объективные и достоверные сведения из государственных информационных ресурсов и нести ответственность за подлинность и полноту информации, которая включается в эти ресурсы.
Специалисты центра обращают внимание пользователей услуги, которые запрашивают сведения об определенном авто, что, например, проверить, соответствует ли действительности информация о пробеге авто, пока невозможно. Для точной фиксации этого показателя было бы хорошо иметь всю историю пробега автомобиля, которая сохранялась бы и плюсовалась во время очередных прохождений техосмотра транспортным средством, считают в центре.
Невозможно также точно проверить, появлялась ли машина такси. Если человек регистрируется в современных онлайн-сервисах по перевозке пассажиров, вроде Убер или Яндекс-такси, и качает соответствующее мобильное приложение на телефон, то сведения об этом нигде не фиксируются. Соответственно, такие данные нечестный владелец может припрятать, предупредили в центре.
На будущее специалисты НЦЭУ предполагают увеличивать количество информационных ресурсов, с которых можно получать данные об авто, которые будут интересны и полезны для потребителя, сообщил Андрей Бусько:
— Как показала практика, пользователям очень важно знать о повреждениях авто и их участии в дорожно-транспортных происшествиях, поэтому прорабатывается вопрос из МВД, чтобы такую информацию также предоставлять в пакете данных услуги «Получение систематизированных данных об авто».
Ирина СИДОРОК
Фото автора
На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.
Совместные проекты ядерных технологий.