Вы здесь

Как белорусы ценят тех, кто охраняет из небытия


В традиционной культуре белорусов к подземному (хтоническому) миру — миру наших предков, отношение было особенно уважительное. Именно они считались настоящими хозяевами земли. От их доброжелательности зависел урожай, а значит, и благополучие семьи. Очевидно, поэтому в народном календаре значительное место отводится обрядовым действиям, направленным на чествование предков.


Еще раз сосредоточим внимание на праздничном круговороте дней белорусов. Нельзя не отметить одну очень четкую особенность народного календаря. Подавляющее большинство праздников в своей логической последовательности сориентировано на диалог человека с природой, с космосом, основной смысл которого — заручиться поддержкой сил природы, чтобы они активно и эффективно поспособствовали великому, сложному и длительному по времени циклу сельскохозяйственных (в основе своей земледельческих) работ. Однако нельзя не заметить, что в этот отлаженный ритм земледельческих дел включены два праздника, характер и смысловое наполнение которых принципиально отличается от всех остальных. Это Радуница и Осенние Деды (хотя в разных местах поминальным днем могли быть: первый или второй день Пасхи, четверг на Пасхальной неделе — Навская Пасха; в пределах одного и того же района, например Червенского, рядом находятся деревни, в одной из которых весеннее чествование предков происходит на Радуницу, во второй в субботу перед Троицей).

Необходимо отметить, что в течение года почти что все субботы, предшествующие великим праздникам, посвящались предкам: масленичные, Стречанские, Троицкие, Дмитровские, Михайловские деды, чаще всего их называли родительскими субботами. Однако Осенние Деды и Радуница были самыми известными.

Если нарисовать колесо, символизирующее годовой цикл праздников, и соединить линией весенний и осенний дни чествования усопших, то отчетливо видно, что эти праздники как бы очерчивали полусферу, которая охватывала время проведения основных земледельческих работ. Эти дни чествования предков фиксировали границу начала и окончания важнейшего цикла аграрно-календарных празднований. Если же учесть, что древнее начало Нового года у белорусов совпадало с днем весеннего равноденствия, то можно представить, что первым праздником нового жизненного цикла становилась Радуница. Чем это обоснованно и как это можно объяснить? Чтобы найти ответ на эти вопросы, необходимо обратиться к структуре основных празднично-обрядовых комплексов народного календаря и попытаться найти то, что всех их объединяет.

Таким образом, основу традиционного мировоззрения составляла ось, объединявшая небесную сферу и сферу предков. Человек одновременно обращался за помощью к солнцу, луне, звездам, богам, а также и к «Тридевятому царству» — миру предков. Это направленность четко представлена в сказках, заговорах, загадках, пословицах.

Можно без преувеличения утверждать, что это один из самых главных структурообразующих принципов не только каждого ритуально-обрядового комплекса по отдельности, но и календаря в целом. Более того, если в одних обрядовых структурах он был «одним из нескольких равнозначных», то в других это был ключевой фактор, жестко регламентировавший поведение всех участников.

Чтобы более четко и многосторонне показать место и роль для белорусской этнокультурной традиции культа предков, мы выделяем из этого принципа еще одну составляющую, которая формулируем как жесткое табу, как неопровержимое предписание, регламентирующее наше поведение в обрядовых ситуациях: «Прежде чем себе — предкам!»

В качестве иллюстрации приведем несколько примеров:

1. Среди белорусов и сегодня широко бытует пословица «Первый блин комом», смысл которой во второй половине ХХ в. начали объяснять следующим образом: отсутствие опыта часто приводит к тому, что задуманное не удается полностью совершить. Допускается и собственно натуралистическое объяснение: наша торопливость в употреблении блюд приводит к тому, что горячий блин «переседает».

Однако многие обрядовые контексты позволяют дать совершенно иную интерпретацию содержания пословицы.

В среде белорусов существовал обычай: на каждый большой праздник в семье обязательно пекли блины (ячневые, пшеничные, картофельные, ржаные, греческие), но первый испеченный блин (в соответствии с требованием этикетно-нормативного предписания) клали на блюдце и ставили в красный угол под иконы или на подоконник, потому что он предназначался душам умерших предков. Три дня лежал этот блин на самом почетном месте, затем его отдавали птицам, которые, улетев на юг — в «вы-рай», передадут привет умершему родному. А если кто-нибудь нарушал предписание обычного права и пытался сам съесть блин, то он (блин) и «становился кругом».

2. Все участники траурного стола также подчинялись важнейшему обрядоформирующему принципу, т. е. первую рюмку наливали умершему; абсолютно каждое блюдо, поданное на стол, должно быть понемножку отложено в тарелку умершему.

3. На Сороки (22.03) хозяйки выпекали печенье в виде птичек — «жаворонков», прежде чем есть самим и предложить детям, которые с этими «птицами» зазывали весну, одно из них тут же бросали обратно в печь — приносили жертву предкам своего рода.

4. По всей Беларуси до сегодняшнего дня женщины, у которых умерли маленькие дети, придерживаются запрета употреблять яблоки до Яблочного Спаса (19.08). Христианская легенда свидетельствует, что в этот день Бог одаривает умерших детей различными угощениями, среди которых есть и яблоки. Если же чья-нибудь мать не удержалась и съела яблоко к Спасу, то считалось, что ребенок на «том» мире останется без подарка. Поэтому первые яблоки нового урожая на Спас освящали в храме и несли на могилы детей. Таким образом происходило поминовение за-время-на (не в пору, раньше, чем нужно) умерших детей.

5.  В прежние времена существовал обычай: молодые сразу после венчания выходили из храма и шли к могилам своих предков, потому что кладбище было тут же, в непосредственной близости. От современного места регистрации брака — загса — до родительского кладбища далеко. Однако в памяти людей все равно сохранился исконный принцип: прежде чем молодожены поедут к свадебному столу, они обязательно должны направиться к братским могилам или другим ритуальным местам, связанным с почестями погибших или умерших и склонить голову — поклониться (!!!) предкам.

6. Напомним еще одно довольно жесткое предупреждение, широко известное среди старших людей: «Не трогай землю до Радуницы или до Благовещения — может быть смерть в вашей семье». Поясним. Приходила весна. Человек готовился к началу большого цикла сельскохозяйственных работ. Однако традиционное мировоззрение придерживалось неукоснительного правила: Прежде чем наводить порядок на своем приусадебном участке, необходимо было навести порядок на могилах своих предков. Та же жизненная логика подсказывала: если на Радуницу вы заручились поддержкой своих предков, а на богача (21.09) порадовались собранному богатому урожаю, то на Осенние Деды нужно отблагодарить предков за помощь и поделиться с ними приобретенным богатством.

Именно поэтому запрещалось ставить памятники на могилах после Покрова (когда земля засыпает) и к Радунице.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.