Вы здесь

Ольга Брилон: Эти люди достойны того, чтобы их вспомнили


В конце осени мир увидела книга Ольги Брилон «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент. История эстрады Белорусской государственной филармонии. 1930–1980-е годы». Издание, поскольку является первым исследованием темы, дает уникальную возможность упомянуть период, когда эстрада в нашей стране была богатой на отличительные события и имела широкую палитру для творчества выдающихся личностей, о которых мы и узнаем со страниц книги. Накануне презентации мы встретились с автором, музыковедом Ольгой БРИЛОН, чтобы расспросить о настоящих творцах, которых следует помнить и на которых нужно равняться.


— Ольга Герцовна, в своей новой книге «Белорусская эстрада. Ностальгический дивертисмент…» вы исследуете пятьдесят лет истории белорусской эстрады. Как возникла идея провести такую работу?

— Заинтересованность темой, безусловно, была задолго до того, как я начала писать книгу. Думаю, чтобы заниматься таким делом, нужно иметь и душевную тягу. Недавно пересматривала личный архив и нашла там свою первую публикацию 1987 года в журнале «Искусство» о рок-музыке. А когда я работала на радио в 90-е годы, то эта заинтересованность только усилилась. Именно там произошло мое знакомство с белорусской эстрадой и ее артистами, которых часто можно было встретить в коридорах Дома радио.

Вместе с тем более 30 лет я уже работаю в Белгосфилармонии. И здесь тоже многих артистов встречала. Мое увлечение белорусской эстрадой началось с «Песняров», а после произошло более глубинное изучение их творчества, когда делала программы о коллективе для эфира. Важным поворотным моментом, думаю, можно считать и работу над предыдущей книгой «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недоказанное…». Ее мы писали с дочерью Владимира Георгиевича Мариной. Она пригласила меня помочь ей разобрать семейные архивы, письма, переписку родителей. В итоге вышла книга. Однако хочу заметить, что для меня всегда имеет большое значение не только текст, но и его визуальное сопровождение. Поэтому, работая уже над «Белорусской эстрадой…», я понимала, что не могу отдать свои наработки, текст и фотографии в руки какого-то воображаемого дизайнера. А поскольку уже был опыт сотрудничества с высокопрофессиональным мастером дизайна Сергеем Маховым, который оформлял наше предыдущее издание, то подумала, что новую книгу могу делать только с ним и больше ни с кем. У меня собралось большое количество материала, который хотелось сделать доступным широкой аудитории. В том числе и потому, что хотелось выразить свое эмоциональное отношение к творческим людям того времени, но чтобы это было легко и живо, без сухой статистики…

— Книга у вас имеет посвящение Игорю Поливоду…

— К сожалению, его уже нет в живых. То поколение великих людей уже уходит. Но мне посчастливилось дружить с ним и с его семьей. Игорь Петрович с 1959 по 1964 год работал художественным руководителем в Белгосфилармонии, потом был еще директором оперного театра, работал начальником управления искусств в Министерстве культуры… Этого человека помнят все артисты старшего поколения. Он сам был выдающимся музыкантом и, как человек творческий, хорошо понимал артистов. Игорь Петрович, поскольку видел мою заинтересованность белорусской эстрадой, однажды сказал: «Ольга, если вы не сделаете такую книгу, то ее никто не напишет». И та мысль начала жить в моей голове. А потом, спустя несколько лет после выхода первой книги, мне стало окончательно понятно, что нужно реализовать задуманное. К счастью, еще есть люди, которые могут рассказать о том периоде. Некоторые встречи мне организовывала Марина Мулявина. Также работала я в архивах, встречалась с родственниками известных людей. В общем, это большое дело, когда ты сначала имеешь просто определенное представление о человеке, а после слышишь рассказы о нем от его детей, близких, держишь в руках его фотоснимки, афиши и так постепенно начинаешь видеть картину во всей полноте. Образ лица словно возникает из тумана. Главное — все делается с любовью, а не просто сводится к перечислению событий и фактов. И изначально я ставила себе цель показать артистов так, чтобы ими заинтересовались и увлеклись, ведь мне важно пробудить интерес к тем, кто несправедливо забыт. Эти люди достойны того, чтобы их вспомнили и сохранили память о них.

— Под обложкой одной книги вы собрали невероятные биографии и судьбы людей, служивших искусству в непростых условиях. Что можно сказать об эстраде того периода, если смотреть на нее через призму общественно-политических событий?

— Я тоже неоднократно думала о том, как люди с трагическими судьбами и в сложных жизненных обстоятельствах находили силы творить. Мы по сравнению с ними — просто нытики! Кажется, девизом этого поколения были слова «Встань и иди!» Они же пережили ужасные вещи… Например, Игорь Пигулевский (акробат, артист оригинального жанра) во время войны несколько раз попадал в плен, но находил силы сбежать оттуда. А Зинаида Сысоева, которая осталась в оккупированном Минске одна с матерью и семилетней дочерью (ее муж погиб в Брестской крепости в первые дни войны), устроилась в Минский городской театр работать танцовщицей. После же ее обвинили в сотрудничестве с немцами и отправили в лагерь. И после войны страшных историй хватало. Пианист Владимир Николаев как-то в дружеской компании сказал, будто в Германии дороги хорошие, и тут же на человека написали донос и сослали. А в тюрьме ему переломали все пальцы. Однако он сумел вернуться и восстановиться, после работал в филармонии… Люди, несмотря ни на что, находили в себе силы жить: вставать и идти дальше. Мужественное и героическое было поколение!

— Не менее впечатляют и факты периода «культуру в массы», когда вы пишете о плане, который должны были исполнять артисты: «840 концертов в год, что составляло 70 концертов в месяц для трех бригад… Наибольшее количество концертов полагалось отработать в сельской местности»…

— Было такое и в 80-е годы. Сейчас такое количество концертов нам уже сложно представить, а тогда работали, причем некоторые даже «перевыполняли план». Я вот вспоминаю (это не Минской филармонии касается, но было очень распространено) из биографии Мулявина и Кармальской: когда они еще жили в Томске, то уезжали на концертную сессию на несколько месяцев и делали там норму по концертной деятельности с запасом, а потом отдыхали. Таковы были темпы. Я даже из собственного опыта вспоминаю, как давали в день по шесть концертов! Но все равно тогда было проще, поскольку артисты занимались только творчеством, а все организационные вопросы уже решались другими. Были администраторы, которые обеспечивали артистов заработком. А те в свою очередь приезжали к людям и дарили им радость и настоящие эмоции. Если зрителям привозили не только песни, но и танцевальные, и акробатические номера, то это всегда запоминалось и вызвало большой восторг.

— Если обратиться к жанрам эстрады, то какие сейчас безвозвратно утрачены?

— Очень жаль цирковые жанры. Они же всегда являются украшением любимого концерта. Но, к сожалению, эстрадно-цирковые жанры утрачены. Чудесные некогда были также иллюзионисты и жонглеры. Я в книге, например, опубликовала очерк об Анатолии Дудкине, блестящем мастере жонгляжа. Был также большой пласт артистов-конферансье (артисты разговорного жанра). Они все были разные и по-своему интересные. А юмор на концерте — важная составляющая. Посмотрите, как шутит Максим Галкин. Он интеллектуал, и его шутки, репризы и пародии сделаны на высшем уровне. У зрителя такое мастерство всегда вызывает восхищение. В свое время артистов подобного жанра было очень много, а вот сегодня разговорный жанр и вообще жанр пародий на белорусской эстраде практически вымер. Остались в основном только певцы. Уверена, без фундамента послевоенной эстрады с ее разнообразными жанрами не было бы и «Песняров», и других популярных артистов.

— Можно ли сказать, что поддержка талантливых людей со стороны Белгосфилармонии способствовала тому, насколько они раскрывались в творчестве?

— Это влияло, потому что руководители филармонии и представители Министерства культуры — они буквально, говоря современным языком, занимались продюсированием талантливых людей. Стоило человеку заявить о себе на каком-то конкурсе самодеятельности, как сразу его подмечали и предлагали работу. Вспомнить хотя бы историю коллектива «Чараўніцы», что сначала возник в Гродненском Дворце культуры текстильщиков. «Чараўніцы» победили на республиканском конкурсе «С песней по жизни», и тут же Министерство культуры подготовило почву, чтобы забрать коллектив в Минск.

— Но все-таки перво-наперво все зависит от человека. По вашему мнению, почему современным эстрадным артистам можно поучиться у предшественников?

— В то время не было в людях такого прагматизма. Творческие личности – всегда же на своей волне! Если человек по-настоящему увлечен творчеством, то все остальное для него вторично. У белорусских советских артистов эстрады, о которых пишу в книге, было гораздо больше альтруизма по отношению к работе и гораздо больше ответственности за результат. Но было и еще одно, пожалуй, самое главное обстоятельство. Государство в лице филармонии давало артистам убежище, зарплаты, планировало гастроли, обеспечивало рекламу, шило концертные костюмы. Такие комфортные условия как нельзя лучше способствовали творческому процветанию. А сейчас артисты предоставлены сами себе. Чтобы пробиться, нужен продюсер и денежные расходы. Но настоящих личностей на эстраде мало. Ведь главное – талант, харизма и работоспособность, поскольку именно эти качества дают настоящую любовь и признание зрителей — на много лет, а не на один день. Как говорил замечательный белорусский эстрадный певец Эдуард Мицуль, «любой артист должен иметь свое лицо, иначе не стоит выходить на сцену»…

Елена ДРАПКО

Фото из архива Ольги БРИЛОН 


P. S. Презентация книги состоится 14 декабря в «Академкниге» в 17.00. На мероприятии вас ждет встреча с автором Ольгой Брилон, соучредителем ВИА «Песняры», заслуженным артистом Республики Беларусь Владиславом Мисевичем и старшей дочерью «песняра» Мариной Мулявиной. Не пропустите уникальную возможность познакомиться с изданием и его создателями, а также при желании приобрести книгу с автографами.

Название в газете: Таямніцы беларускай эстрады

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.