Вы здесь

О важности и весомости воспоминаний


Какая все же большая у нас страна: если в Витебске на улице минус 10, то у нас, в Бресте, сползает последний снег, бегут ручьи, и за окном уже второй час поет-звенит птичка. Пишу эти строки 23 февраля, а днем ранее была в городском поселке Домачево, на самом юге Брестского района. Там лежит снег, но в поселке повеяло весною еще больше, ведь снег там чистый в отличие от черно-рыжего городского. И на солнце, между белыми березами и вековыми темными дубами, он особенно красив в своей прощальной яркой белизне.


В такой вот добродушный и красивый день, лишь чуть накануне праздника защитников, встречалась с ветераном войны Власом Климушко десять лет назад. Сколько за время работы было тех встреч с ветеранами, сейчас не сосчитаешь, а эта особенно помнится. Ведь герой оказался не совсем типичным. Что-то после той встречи осмыслила потом, сняв текст с диктофона, а что-то — намного позже, с годами.

Во-первых, ветеран и, как выяснилось, великий юморист шокировал меня почти с порога, когда, едва окинув глазом, сказал: «Ко мне из областной газеты приезжала совсем молодая девушка Леночка, а вы, видимо, давно работаете». Пришлось подтвердить, что по сравнению с коллегой Леночкой, молодым специалистом, я, действительно, постоянный журналист, так как работала на то время уже хороших два десятка лет. А потом Влас Власович пригласил в дом, достал большой альбом с фотокарточками и стал рассказывать о войне. Но опять же не так, как все ветераны, про бои и походы: «Кто стрелял, куда попал», а примерно так: «Вот с этой красавицей я познакомился при освобождении одного города в Чехословакии, вот с этой гулял по улицам второго города, а от этой снимка не осталось, одна только подпольная переписка». Подпольная, потому что переписываться с иностранными гражданами бойцам регулярной армии было запрещено. Но ведь он служил в разведке...

Это было уже после победы, когда часть стояла в чехословацком городе, их однажды отпустили в кино. Там Влас и познакомился с девушкой, взял адрес. Солдата позвали армейские дела, он вернулся в район дислокации своей части. Да наш неугомонный конспиратор все же нашел выход: он познакомился с солдатом, чья часть была рядом с домом девушки. Молодому разведчику способствовало в отношениях с местными хорошее знание польского языка, он же до войны учился в польской гимназии. А в чешских городах польский тоже хорошо понимали. Одним словом, свои письма он аккуратно складывал треугольником и направлял товарищу. А тот потом передавал их по указанному адресу. Успел передать и получить от нее несколько писем... Пока его не вызвал «особист» и не поставил вопрос ребром: «Хочешь ли ты продолжить службу в краю белых медведей?» Парень из белорусской деревни знал, что с этими людьми конфликтовать опасно, поэтому предпочел переписку прекратить. И осталось у него на память несколько милых наивных писем. Девушка сообщала, что письма читает внимательно вместе с мамой. А писала она о своем городе и весне. Те письма любила послушать и жена ветерана Софья Владиславовна. Хотя о шикарной красавице со снимка она заметила с еле уловимой иронией: «О, этой женщине, если она жива, уже лет девяносто». Самой Софье на то время только исполнилось восемьдесят, и было видно, что к фронтовым реликвиям и воспоминаниям мужа она относится с неизменным уважением.

Конечно, служба во фронтовой разведке — не сахар. Можно допустить, что всякие ситуации были, не зря же солдат вернулся с фронта с боевыми наградами. Но тогда он говорил, что это, видимо, защитная реакция организма — перетягивать из сознания все самое страшное, тяжелое на задний план, а светлое — хранить в памяти.

Потом не раз вспоминала ветерана. Попадались фильмы на тему адаптации фронтовиков в мирной жизни. Далеко не все после участия в войне сохраняют способность замечать красоту, любить людей, делать добро. Кто смог это преодолеть, адаптироваться к другому образу жизни, тот и есть, наверное, настоящий герой. А он, Влас Власович, потом работал в школе, всю жизнь любил природу, экспериментировал с растениями. Выписывал специальные журналы, проводил опыты на пришкольном участке. Рассказывал, что сирень у него цвела, когда она хотела. И много лет подряд расцветала как раз накануне 8 Марта. Это был уже такой ритуал-поздравление школьных подруг.

Я почему еще сейчас вспомнила о ветеране, так как на днях позвонила давняя читательница. Она, оказывается, некоторое время работала в одной школе с Власом Власовичем. Так сказала, что у нее на всю жизнь праздник 8 марта ассоциируется с теми его сиреневыми букетами. Она тогда даже писала о коллеге в районной газете. И это у нее сейчас одно из лучших воспоминаний о годах учительской работы.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Превью: unsplash.com

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.