Вы здесь

Как вовремя распознать алкоголизм и чем помочь близкому?


Как вовремя распознать алкоголизм и чем помочь близкому, который спивается? Существуют ли безопасные дозы алкоголя? Почему во время лечения бывают срывы и как не опустить руки в таком случае? Опыт каких стран в борьбе с пьянством может быть для нас полезен? Об этом и другом мы поговорили с заместителем главврача по амбулаторному разделу работы Минского городского клинического наркологического диспансера Жанной Истоминой.


Безопасных доз не существует

— Жанна Вячеславовна, почему люди употребляют алкоголь и злоупотребляют им?

— Начну с того, что восточным славянам исторически это было не свойственно. Алкоголь пришел к нам из той части света, где очень жарко, много винограда и мало воды. С древности люди заметили, что тот же забродивший виноградный сок можно использовать как дезинфицирующее средство. В жару продукты быстро портятся, поэтому во время еды употребляли алкоголь, чтобы избежать отравлений.

Вообще, слово «алкоголь» арабского происхождения и переводится как «забирающий разум», «одурманивающий». На наши славянские территории алкоголь пришел не так давно, причем навязывался искусственным образом. Во времена Российской империи формуляры, подписанные государственными чинами, предписывали людям употреблять алкоголь. В каждой местности были открыты корчмы, и людей обязывали тратить там определенные суммы. С тех, кто не приходил, все равно взимали эти деньги: пьешь — не пьешь, неважно, деньги должен отдать. Алкогольная промышленность в то время выделяла большие средства на развитие железной дороги и иные нужды за право продажи алкоголя. А поскольку люди его не приобретали, их приходилось заставлять. В 1858 году даже начались антиалкогольные бунты, во время которых люди нападали на кабачки и корчмы и выливали алкоголь. Известно, что за два года этих бунтов 11 тысяч человек было отправлено на каторгу. Но алкоголь все-таки прижился на наших территориях.

Ряд причин подталкивают людей на употребление спиртного. Расслабиться после тяжелого рабочего дня или для удовольствия, когда хорошо поработал. Все плохо — тоже повод. Беда или радость — у нас все это принято сопровождать алкоголем — выпить за здоровье молодых, новорожденного, проводить умершего. Но ошибочно это считают нашими старинными обычаями. Среди различных профессиональных групп есть якобы свои корпоративные традиции, но все это искусственно придуманное. Есть даже стишок: «От даты до даты хожу неподдатый. А повод можно найти каждый день». Выходной — выпил, любимая команда выиграла — выпил, проиграла — тоже.

— Сколько времени нужно, чтобы сформировалась зависимость? Когда злоупотребление начинает отражаться на внешности?

— Не всегда по человеку видно, что он злоупотребляет спиртным. Если видно, это уже серьезная стадия заболевания. За какое время сформируется зависимость, сложно однозначно сказать, это очень индивидуально. Здесь имеет значение и генетический фактор, и социальный, и даже мужчина это или женщина. Важен и биологический фактор. У нас есть фермент — алкогольдегидрогеназа. И от того, как он справляется с разрушением алкоголя, как быстро наступает абстинентный (похмельный) синдром, зависит развитие алкогольной зависимости. Кто-то спивается за год, кто-то всю жизнь употребляет какое-то количество алкоголя и не имеет таких последствий.

— Существует ли безопасная доза алкоголя?

— Для людей восточнославянского типа безопасная доза алкоголя равна нулю. Это опять-таки связано с наличием фермента алкогольдегидрогеназа. Мне часто перечат, что итальянцы или грузины пьют столовое вино каждый день и не спиваются. Однако у южных наций другая генетика. Северные народы спиваются очень быстро, потому что у них вообще нет алкогольдегидрогеназы. У нас этого фермента мало. Поэтому нам алкоголь лучше не употреблять.

Если человек все же выпивает, то должен придерживаться определенных границ. Есть наименее опасные дозы алкоголя. Они также наносят вред организму, но если не употреблять спиртное систематически и не превышать эту дозу, то организм восстановится. За вечер женщина может выпить не более одной стандартной дозы (так называемый дринк), это 10 граммов чистого спирта, или 25 мл водки, или 125 мл сухого вина, если оно крепленое — 50 мл. Для мужчин это два дринка — 50 мл крепкого алкоголя. При этом обязательное условие — два трезвых дня в неделю. Ни в коем случае нельзя понимать это как призыв пить каждый день, кроме двух.

Опасные симптомы: ежедневный прием, нарастание дозы

— Как близким определить, что человек подошел к опасной границе и нужно действовать?

— В первую очередь это потеря количественного контроля — если он сел пить, то напивается до беспамятства. Здесь нужно бить тревогу и начинать разговор о том, что вас беспокоит чрезмерное употребление алкоголя. Кроме того, есть еще ряд признаков: начинается ежедневный прием, нарастание дозы, человек постоянно ищет повод выпить.

— Что должны делать близкие? Как помочь, а не навредить?

— Близкие должны разговаривать, причем не в форме скандалов. Так устроен человек, что чем больше ему запрещать, тем больше он нарушает. Разговаривать следует с заботой о здоровье — его и окружающих. «Ты вчера позволил себе лишнее, сегодня чувствуешь себя плохо», «Ты упал и сломал руку», «У тебя забрали «права». Социальные последствия или медицинские появляются, и на это нужно мягко указывать. Предлагать пойти за помощью к специалистам.

Сегодня в нашем диспансере, да и во всей стране есть анонимный прием на платной основе. Можно не называть даже свою фамилию, кроме тех случаев, когда необходима выписка препаратов-психотропов. Иногда слова близких воспринимаются, как предубеждение, мол, мать на меня наговаривает, я пью, как все — по праздникам. Здесь тоже лучше поговорить с врачом. Иногда только специалист поможет разобраться, что у человека есть проблема. Категорических заявлений «Ты алкоголик» делать тоже не надо, об этом может сказать только врач. Лучше уговорить пойти на беседу со специалистом, причем вместе.

— Если человек после лечения какое-то время держится, потом срывается и снова начинает пить, и так по кругу в течение нескольких лет, что в таком случае делать? Стоит ли лечить такого человека? Можно ли его вылечить?

— Про вылечить разговор, скорее всего, не идет. Алкоголизм — это хроническое заболевание, и как у всех хронических болезней, здесь есть период обострения и период ремиссии. И этот очередной срыв — период обострения. Сегодня многие наркологи сходятся на том, что это нормально. Не надо опускать руки, а стоит бороться за человека дальше. И самому лечащемуся пациенту снова нужно идти к доктору и начинать все заново. Алкоголизм — болезнь, когда страдает душа и тело. Тело восстановить легче, а вот душу приходится лечить годами. Это работа психологов, психотерапевтов, психиатров. Докопаться до причины, что толкает человека на очередной запой, чего ему не хватает, всегда непросто. Употребление алкоголя — это уход от действительности. Выяснить, почему человек уходит — это работа не одного месяца и даже года. Поэтому следует осознавать, что лечение — это не только прокапаться и закодироваться. Это работа с психологами, психотерапевтами, посещение группы анонимных алкоголиков, в том числе посещение близкими групп для созависимых. Там учат правильному поведению, чтобы не было порочного круга, ведь иногда и близкие вовлечены в эту зависимость, и своим поведением, как это ни прискорбно, подталкивают на употребление и очередной запой.

Как бороться с сухим запоем

— Если человек уходит в запой раз в месяц-два на несколько дней, потом самостоятельно выходит и не пьет какое-то время, это тоже алкоголизм?

— Так. И как правило, человек предчувствует наступление этого периода. И в таком случае он сам должен искать помощи. Близкие, живущие рядом, могут это тоже видеть и ощущать по каким-то приметам. И тоже могут привести к врачу.

Прежде чем такой человек начинает пить, у него появляется психологический настрой. Ему может сниться, что он употребляет алкоголь — это так называемое сухое пьянство. Он начинает вспоминать, моделировать процесс, свои ощущения, и только потом, если вовремя не пришел к врачу, срывается.

— С помощью врача с сухим запоем можно справиться?

— Да, его можно прервать — и психотерапией, и назначением поддерживающих препаратов. К сожалению, не всегда наши пациенты к этому готовы, хотя появляется все больше людей, которые приходят вовремя. Мы предупреждаем, что такое может быть, и те, кто хочет избавиться от проблемы, контролирует себя, приходят к врачу заранее. Безусловно, здесь нужна большая сила воли и работа над собой. Помогает в таком случае даже посещение групп анонимных алкоголиков.

— Кажется, что наша молодежь все больше предпочитает здоровый образ жизни. Есть ли подростки с диагнозом алкоголизм?

— В Минске, например, всего один подросток с синдромом зависимости. Действительно среди молодежи есть тренд на здоровый способ жизни, к сожалению, это только почему-то не касается электронных сигарет. Но подростковый возраст — время проб и экспериментов, когда они считают, что могут попробовать сигареты и алкоголь. И если за этим занятием попадают в поле зрения учителей и милиции, то направляются к нам — на беседы и профилактическую работу. С вредными последствиями от алкоголя у нас на диспансерном наблюдении находится 1058 подростков, употреблявших спиртное и попавших в поле зрения педагогов и милиции. Год от года мы констатируем снижение этих цифр. Так же и количество взрослых на диспансерном учете снижается. Поэтому можно предположить, что наша нация выбирает здоровый способ жизни. И мы начали приобретать определенную культуру питья.

— Какие сейчас методы лечения от алкоголизма эффективны и популярны?

— Часто лечение анонимное, и у нас много частных медцентров, которые оказывают такие услуги. Поэтому выделить определенный метод сложно. И «подшивка», и «кодирование» пользуются популярностью. Более надежной у населения считается «подшивка»: когда ввели лекарство, то кажется, что это эффективнее, чем работа психотерапевта. Есть еще такое ошибочное мнение, что кодировка воздействует на мозг, человек делается не совсем адекватным. На самом деле психологическая кодировка не влияет на умственные и характерологические особенности человека. Скорее всего, они были и раньше, просто их списывали на то, что человек пьян. Или действительно произошли изменения характера под воздействием алкоголя.

Все более востребованы в последнее время реабилитационные программы. У нас их на сегодня три. «Радуга» — на анонимной платной основе, но более популярна она у наркопотребителей. И еще две бесплатные реабилитационные программы. Пациенты, состоящие на учете, после восстановления тела — детокса — лечат душу. В стационаре они проводят 28 дней.

— Будут ли иметь результаты ограничительные меры в нашем обществе? Нужно ли регулировать количество магазинов, продающих алкоголь, увеличивать его стоимость, чтобы сделать менее доступным?

— Запреты продажи алкоголя по времени не очень эффективны. У наших людей в ответ возникает желание купить про запас, а если купили, значит, нужно все выпить. Запреты обычно приводят к обратному эффекту. Должна быть правильная ценовая политика и сокращение пунктов продажи крепкого алкоголя.

Для нас может быть полезен опыт стран, близких нам по менталитету. Это Скандинавские страны, а также Польша. В Скандинавских странах, например в Швеции, крепкий алкоголь продается только в алкомаркетах, которые располагаются за городом. Причем стоит он недешево. В городе можно купить только алкогольные напитки с низким содержанием спирта — до 3,5 градуса. Я согласна с тем, что крепкий алкоголь должен стоить дорого.

Ежегодно Всемирная организация здравоохранения устанавливает рейтинг стран по употреблению алкоголя. В нем учитывается население от 15 лет и старше, собираются данные о продажах, подсчитывается завозной, нелегальный алкоголь, присутствующий в любой стране. В 2014 году мы лидировали в этом рейтинге — на душу населения приходилось более 17 литров чистого спирта. Правда, в тот год наша страна принимала чемпионат мира по хоккею, а значит, имело место привозное применение — было много туристов, продажи увеличились. Польша тогда в рейтинге тоже была в десятке. Они пошли путем повышения акцизов на крепкий алкоголь и уменьшения на слабый. В этом есть смысл и с точки зрения медицины: в реанимацию и токсикологические отделения попадают люди, употребляющие крепкий алкоголь. В Польше уменьшилось как количество отравлений алкогольными напитками, так и количество употребления.

Мы также вышли из десятки лидеров этого рейтинга. Но все равно имеем более 11 литров на душу населения. Всемирная организация здравоохранения считает, что если употребление на душу населения превышает восемь литров, то идет вымирание нации. Поэтому пока мы все равно под угрозой.

Елена КРАВЕЦ

Название в газете: Iсцiна не ў вiне!

Выбор редакции

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.