Вы здесь

Новый шелковый путь: евразийское таможенное ускорение


Начало реализации в конце прошлого года Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и КНР, означает еще один практический шаг к формированию Нового шелкового пути.


Снижение рисков

Проект протокола между центральными таможенными органами государств — членов ЕАЭС и Главным таможенным управлением КНР, который определяет порядок обмена информацией на первом этапе реализации соглашения, был согласован 19 декабря 2019 года после первого раунда переговоров между делегациями Союза и КНР в Харбине.

Как известно, само соглашение было подписано 6 июня 2019 года в ходе Петербургского международного экономического форума. Его целью является ускорение совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории Евразийского экономического союза и КНР, а также товаров, перемещаемых транзитом. Кроме повышения эффективности взаимодействия и упрощения процедур таможенного контроля, соглашение позволит снизить риски, связанные со ввозом на таможенные территории ЕАЭС и КНР потенциально опасных, запрещенных и ограниченных к перемещению товаров с уклонением от таможенного контроля, а в целом обеспечить достоверность таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Соглашение предусматривает, что государства — члены ЕАЭС предоставляют КНР информацию о товарах и транспортных средствах международной перевозки, которые вывозятся с территории ЕАЭС в КНР и в третьи страны (регионы) транзитом через таможенную территорию КНР, которая, в свою очередь, предоставляет аналогичную информацию. При достижении технической готовности государства — члены Евразийского экономического союза и КНР также будут обмениваться информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, которые следуют транзитом из третьих стран (регионов).

Важное уточнение: в рамках подписанного соглашения не осуществляется обмен информацией о товарах, перемещаемых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях. В настоящее время соглашение проходит процедуру ратификации по отдельности в каждом государстве, его подписавшем. С политической точки зрения оно рассматривается как нормативно-законодательное подспорье для развития выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином китайской стратегической инициативы «Один пояс и один путь», которой в 2020 году исполняется 7 лет.

Пояс и путь

Напомним, данная инициатива позиционируется как Новый шелковый путь. Она нацелена на формирование торгово-экономического и транспортного коридора, связывающего более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки. Путь состоит из сухопутного и морского проектов.

Первый — «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) — ведет в Европу по суше через Центральную и Юго-Западную Азию. Второй — «Морской шелковый путь XXІ века» — проходит через Южно-Китайское море и Индийский океан, связывая Пекин с Лиссабоном, находящимся в 33 километрах от мыса Рока — самой западной точки Евразии. Это очень символично, потому что гармонично сочетается с идеей трансъевразийской экономической интеграции от Лиссабона до Владивостока, призванной сблизить Азию и Европу. Эту миссию выполняет и китайская стратегическая инициатива.

В ее реализации Беларуси отводится важнейшая роль связующего звена между Востоком и Западом. 29 сентября 2016 года между правительствами Беларуси и Китая в присутствии глав обоих государств во время официального визита 28—30 сентября Президента Александра Лукашенко в Китай состоялось подписание «Комплекса мер по совместному продвижению строительства концепции «Один пояс и один путь». Этому предшествовал официальный визит 10—12 мая 2015 года китайского лидера Си Цзиньпина в Беларусь. Главы государств договорились совместными усилиями продвигать проект «Экономического пояса Шелкового пути», был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Китаем и Беларусью.

В ходе своего выступления на состоявшемся 25—27 апреля 2019 года в Пекине ІІ Форуме международного сотрудничества «Пояс и путь» Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал к координации действий, чтобы максимально содействовать расширению экономического сотрудничества и снятию существующих барьеров. Неслучайно на прошедшем 31 января в Алма-Ате заседании Евразийского межправительственного совета особое внимание было уделено устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС, сотрудничеству в области таможенного регулирования и формирования общих рынков.

Не только внутреннему, но и внешнему устранению таможенных барьеров призвано способствовать упомянутое соглашение между ЕАЭС и КНР, а устойчивый рост внешнеторгового оборота между Беларусью и Китаем является свидетельством того, что наша страна стремительно вовлекается в стратегию Нового шелкового пути. Данный процесс будет только нарастать: Президент Беларуси Александр Лукашенко, поздравляя Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина и дружественный народ этой страны с Праздником весны, выступил с предложением объявить в двусторонних отношениях 2020-й Годом межрегионального сотрудничества.

Президент Беларуси подтвердил приглашение, адресованное Председателю Китайской Народной Республики, посетить в этом году Беларусь с официальным визитом, чтобы вывести двусторонний диалог на еще более высокий уровень.

Интеграционный локомотив

Если в 2016 году товарооборот между Беларусью и Китаем составил $2602,2 млн, то в 2018-м — уже $3638,1 млн. По данным Национального статистического комитета нашей страны, в 2018 году товарооборот между двумя странами вырос на 17,1 %, белорусский экспорт — на 33,4 %. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в КНР в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос в 4,4 раза, доля этих товаров в общем объеме экспорта выросла с 5,2 % до 17,1 %. Экспорт молока и молочной продукции за этот же период вырос в 9,2 раза.

Основные статьи экспорта Беларуси в Китай — калийные удобрения, молоко и молочная продукция, полиамиды, целлюлоза, лен-сырец или лен обработанный. Основные импортируемые китайские товары: аппаратура связи и запчасти к ней, вычислительные машины, кузова и запчасти для автомобилей и тракторов, чулочно-носочные изделия, ткани из синтетических комплексных нитей. Профит этого сотрудничества заключается не только в развитии двусторонних экономических отношений, но и в логистических выгодах, и в инвестиционных возможностях, которые дает Беларуси Новый шелковый путь.

Для Республики Беларусь участие в китайском проекте означает прокладку новых магистралей, железных дорог, трубопроводов, которые будут способствовать развитию энергетики, сельского хозяйства, горного дела, туризма и культурного обмена. Китай выступает в роли интеграционного локомотива, движение которого дает возможность евразийским экономикам создавать внутренние источники роста.

По оценкам банка Morgan Stanley, расходы на проект к 2027 году составят в общей сложности $1,3 трлн. Банковский сектор Китая уже инвестировал в мегапроект Нового шелкового пути около $100 млрд. Обратный приток инвестиций в китайскую экономику составил около $50 млрд. Объем торговли между КНР и участниками мегапроекта превысил $6 трлн. Внешнеторговый оборот с ними растет в среднем на 4 % в год и составляет более четверти объема всей китайской внешней торговли.

Еще в мае 2015 года в Китае на официальном уровне было заявлено о строительстве шести дополнительных экономических коридоров, которые призваны расширить географию проекта ЭПШП, чему и способствует подписанное Соглашение об обмене информацией между ЕАЭС и КНР. На нужды интеграционного проекта из Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути выделено около $900 млрд, которые планируется вложить приблизительно в 900 проектов в 60 странах.

Все коридоры будут взаимосвязаны между собой. Один из них — «Новый Евразийский сухопутный мост» (Китай — Казахстан — Россия — Беларусь — Европа) — непосредственно затрагивает интересы нашей страны, для которой участие в строительстве Нового шелкового пути предоставляет исторический шанс реализации прорывных возможностей экономического роста.

Николай Левчук, кандидат политических наук

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.