01 октября, четверг

Вы здесь

Дизайнер Анна Строцева: Стала работать с шерстью, и казалось, что совершаю что-то магическое


Большой театр в Москве открыл сезон яркой премьерой «Сказка о Царе Салтане». Последний раз зрители видели постановку 30 лет назад. В новой версии на сцене задействовали большое количество техники, одних только перемен света можно было увидеть несколько сотен. И конечно, для спектакля создали 340 новых уникальных костюмов. Зрители выходили из театра в восторге, а журналисты отмечали в своих статьях необыкновенную красоту нарядов героев. Они и впрямь были будто сделаны волшебником. И мне посчастливилось познакомиться с одной из создателей этих костюмов, белорусским дизайнером Анной СТРОЦЕВОЙ, которая делает одежду из шерсти. Каким же образом архитектор по профессии стала автором изысканных нарядов?


Чип рода

В семье дизайнера все были рукастые, причем не только женщины, но и мужчины. Анна, можно сказать, росла в мире хенд-мейда. Ее латвийская бабушка считалась мастером вышивки. Почти все тканые вещи в доме были украшены ею. Анна бабушку не видела, но с детства помнит те изделия.

— Мой папа тоже умел вышивать, — рассказывает дизайнер. — Это будто встроенный в каждого члена нашей семьи «чип». У нас дома лежит большая скатерть, вышитая моим отцом в детстве. В те времена было трудно, и мой папа сильно заболел, не знали даже, выживет или нет. Ему было лет двенадцать, он лежал в постели. Чтобы не скучал, моя бабушка придумала выдавать ему льняные квадраты, на которых он вышивал розы. Эти вышивки бабушка соединяла между собой льняными кружевами. И сейчас, когда беру в руки эту скатерть, чувствую связь между нами всеми.

Вторая бабушка в свое время была выбрана жителями нескольких деревень для большого дела: ткать убранство для алтаря храма. Вот ее Анна помнит, потому что та часто бывала у них и смотрела за ней в детстве. Например, играет Аннушка в игрушки, а рядом бабушка вяжет: то беретик для куклы, то кофточку, то платье. Но девочка росла, и ей самой хотелось что-то создавать. Бабушка и мать всегда откладывали свои дела и показывали, как и что вязать или шить. Когда Анна стала более взрослой, то могла с легкостью превратить мужскую рубашку в модное женское платье. Но родители Анны работали в Минскпроекте и всеми возможными способами приобщали ее к архитектуре. Они приносили ей кубики разных форм и размеров, и девочка строила по всей квартире фантастические города. Поэтому когда встал вопрос, куда поступать, родители не отпустили Анну в Витебский технологический институт легкой промышленности учиться на модельера: они не сомневались, что она будет архитектором. Анна и действительно поступила учиться на архитектора, но продолжала делать одежду для себя, семьи, друзей.

Это что-то магическое!

Окончив институт, она пошла работать по специальности. Но «время архитектуры» было непродолжительным. Скоро начались девяностые.

— Я потеряла работу, — рассказывает Анна. — Но с теплотой вспоминаю то потрясающее время невероятных возможностей. Случалось, что я просыпалась и не знала, чем буду кормить своего ребенка, но знала, как заработать. Мой муж ставил удивительные спектакли на сцене Дворца профсоюзов, работал с издательствами и писал. Я же стала шить на заказ. Приобретала в комиссионке поношенные джинсы и шила из них куртки, потом делала из кожи разные вещи, одновременно изучала и потом создавала народные костюмы. И уже в 1999 году, беременная третьим ребенком, вступила в Союз дизайнеров.

Однажды она поехала с мужем отдыхать в Грузию и, прогуливаясь по Тбилиси, увидела в магазине большие красивые шарфы из шерсти на шелке (такая ткань называется нуновойлок). Это была не привычная грубая шерсть, а такая тонкая и изысканная, что Анна почувствовала: это ее материал.

— Стала работать с ним, и казалось, что совершаю что-то магическое, — говорит дизайнер. — Представьте, все эти шерстинки имеют свою длину, и под воздействием щелочи и трения каждая из них превращается в маленькую прекрасную спиральку. А потом эти спиральки цепляют друг друга, и на выходе получается та или иная вещь.  Всегда вкладывала в свои работы и искусство, и архитектуру, и работу с одеждой, да и вообще весь свой жизненный опыт. И шерсть могла все это вместить в себя. Я чувствовала, что не могу остановиться, в моих руках рождались шарфы, жилеты, платья, бесшовные пальто с удивительными аппликациями цветов, листиков, пузырьков ... 

Костюм для царя

В скором времени вещи, которые сделала Анна, были распроданы на выставке-ярмарке авторских изделий «Мельница». Это убедило женщину, что она на правильном пути, и в следующий раз ее авторские работы поехали в Москву, на выставку «Гранд Текстиль». Там и встретилась Анна с заслуженным художником России Викторией Севрюковой. Она приобрела у дизайнера несколько авторских работ и ... предложила сотрудничество. Так Анна стала создавать костюмы для Большого театра.

— Это очень интересная работа, — говорит она. — Даже когда я делала последний раз костюм для царя Салтана, то невозможно было понять, что на выходе получится. Конечно, есть какая-то идея, и ты примерно представляешь, что нужно делать, чтобы двигаться в нужном направлении. Но шерсть — будто живой материал, она «дышит» под руками и сама что-то от себя добавляет каждый раз. Поэтому и повторить одну и ту же вещь невозможно, можно только сделать подобную.

Сейчас Анна работает над новой капсульной коллекцией, которую можно будет увидеть на выставках-ярмарках в Минске. И конечно, в определенное время она снова превратится в волшебницу, чтобы зрители Большого театра могли оказаться в фантастическом и сказочном мире.

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Казачны свет, сатканы з воўны

Выбор редакции

Общество

Интерьер для эстрадной звезды. Глусчане свидетельствуют, что Филипп Киркоров заказывал на их фабрике двери

Интерьер для эстрадной звезды. Глусчане свидетельствуют, что Филипп Киркоров заказывал на их фабрике двери

Сейчас такой фабрики нет, но есть люди, которые могут вспомянить историю ее существования.

Общество

Чем удивили финалисты проекта TEDxYouth@Mіnsk?

Чем удивили финалисты проекта TEDxYouth@Mіnsk?

Конференция прошла в онлайн-формате на видеосервисе VOKA.

Общество

В Минске после реконструкции открылся Музей истории комсомола и молодежного движения Беларуси

В Минске после реконструкции открылся Музей истории комсомола и молодежного движения Беларуси

В Минске после реконструкции открылся Музей истории комсомола и молодежного движения Беларуси.

Общество

Ветеран патрульно-постовой службы милиции рассказывает о службе в 90-е годы

Ветеран патрульно-постовой службы милиции рассказывает о службе в 90-е годы

Служба эта очень напряженная — нужно постоянно быть в курсе всего, что происходит на территории вверенного района, держать контакт с местными жителями.