Вы здесь

Молодость и планы на семью становятся минусом при трудоустройстве?


Часто ли молодым мамам отказывают в приеме на работу, посчитав их ненадежными сотрудниками? В какой сфере самые придирчивые наниматели? И почему предвзятое отношение к женщинам не в пользу самим мужчинам? Международное общественное объединение «Гендерные перспективы» поделилось результатами социологического исследования гендерной дискриминации на рынке труда и объяснило, почему ситуацию следует менять.


Смириться проще, чем бороться

Исследование проходило летом-осенью прошлого года. Было опрошено почти 1300 респондентов — мужчин и женщин в возрасте от 16 до 63 лет, из разных регионов и сфер деятельности. Что удалось узнать?

— С проблемой дискриминации на рынке труда сталкивались 85% белорусов — 89,6% женщин и 80,4% мужчин. Первые чаще имели дело с этим в связи со своей ролью жены и матери, вторые — в связи с возрастом.

— Самые уязвимые группы — женщины до 35 лет без детей (причем без разницы — замужние или нет), мамы с ребенком до 10 лет и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком.

— Часто с дискриминацией сталкиваются в возрасте 35-44 лет, по сути, на пике карьеры. «Об этом стоит задуматься, — считает исследовательница Елена Артеменко. — Не получая надлежащий заработок и возможности для профессионального роста, эти люди недовносят тот вклад в экономику, который могли бы».

— Самый распространенный вид дискриминации — при приеме на работу. Ему подвергались около 70 процентов опрошенных. А в области торговли — 84%! Возможно, это связано с тем, что при подборе продавцов и консультантов часто обращают внимание на внешность, одежду, отдают предпочтение молодым.

— Женщинам на работе иногда навязывают задания, которые не входят в их служебные обязанности, так как они могут поддаться на прессинг со стороны руководства. Около 20% опрошенных сталкиваются с оскорбительным отношением к себе. Бывают случаи, когда сотрудники стесняются попросить о повышении зарплаты или премии в силу своего пола, возраста, семейного положения.

— Столкнувшись с дискриминацией, только четверть решает действовать. Мужчины обычно обращаются к вышестоящим сотрудникам или организациям, женщины — увольняются (что не самый лучший вариант). Некоторые переходят в другое подразделение, жалуются в профсоюз или контрольный орган.

— Почему большинство соглашается смириться с дискриминацией? 55% считают, что бороться — бессмысленно. Многие боятся ухудшить отношения с руководством или хотят сохранить работу любой ценой. Другим жаль времени и сил на борьбу за справедливость. «Если бы эту проблему поднимали активнее, у работодателей и государственных органов был бы стимул находить пути решения», — полагает Елена Артеменко.

Незавидная роль кошелька

Председатель правления «Гендерных перспектив» Ирина Ольховка объясняет, почему это исследование важное.

— С одной стороны, в нашей стране большинство семей не могут позволить себе, чтобы работал только один супруг. Поэтому большинство женщин заняты в экономике. Неважно, работают на неполную ставку или неполный день — они являются важными добытчиками наравне с мужчинами. С другой стороны, мы видим, что наниматели все еще имеют необъективные, предвзятые представления о способностях женщин и, скорее, склонны оценивать их в первую очередь не по квалификации, а по семейной ситуации, насколько они могут эффективно совмещать семью и работу . Почему я называю это предубеждением? Ведь такие же требования не предъявляются к мужчинам.

По мнению эксперта, дискриминация часто существует, так как она не видна. «Мы не хотим демонизировать нанимателей. Очень важно для нас, чтобы результаты исследования не воспринимались как обвинение. Это проблема общая».

Как ее решать? Один из вариантов — повышать уровень информированности: и государственных органов, и кадровых служб.

Вообще гендерная политика требует много денег и ресурсов.

— Например, для того, чтобы развивать инфраструктуру детских садов, чтобы там было качественное дошкольное образование и женщины могли не волноваться о том, что с их детьми. Нужны какие-то кампании, которые бы разбивали стереотипы, что дамы такие ненадежные сотрудники, сидящие на работе и думающие о том, что дома не убрано, — обращает внимание Ирина Ольховка.

А еще следует усилить роль мужчины в семье.

— Как только отпуск по уходу за ребенком будет обязательным для отца, когда работодатели перестанут иметь выбор, кому давать этот отпуск, тогда ситуация может выровняться, — говорит эксперт и добавляет, почему такой подход выгоден самим папам: — Потери человеческого потенциала и качества жизни мужчин , которые не уделяют своим детям достаточно внимания и считают своей только роль кормильца или кошелька, очень дорогие. В долгосрочной перспективе это выливается в низкую продолжительность жизни, высокий уровень суицидов и асоциального поведения, рискованные поступки, неумение заботиться о себе.

Тот факт, что женщина, рождая ребенка, выпадает из трудовой жизни на три года, — серьезный вызов и для нее самой, и для нанимателя. Но можно найти выход. Например, компании следует продумать эффективную систему переподготовки, чтобы молодую маму на время ее отсутствия мог заменить другой сотрудник. А женщине с ребенком можно предложить на какой-то период гибкий график или дистанционную работу.

— Настороженное отношение к нынешним и будущим мамам может негативно сказываться на готовности иметь детей, — предупреждают исследователи. — Женщине приходится выбирать между ролью матери и активным участием в рынке труда. Важно создать условия, при которых эти роли органично совмещались бы.

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.