В городах постоянно растет количество средств персональной мобильности (СПМ), а вместе с тем увеличивается число ДТП с их участием. Какие изменения предлагаются в правила дорожного движения и кого они будут касаться? Коснутся ли эти изменения велосипедистов? Какие мнения на этот счет высказывают граждане? Об этом и другом рассказали эксперты.
Количество происшествий с участниками дорожного движения, перемещаемых на средствах персональной мобильности, только с начала этого года возросло практически на 70 процентов. В связи с этим МВД приняло решение более детально урегулировать участие в дорожном движении граждан на СПМ.
— В 69 случаях пострадали 74 человека. И это только те происшествия, когда человек на СПМ сталкивается с механическим транспортом. Но не стоит забывать и на случаи, которые связаны со столкновениями с пешеходами, и на другие случаи травмирования: не придерживался скорости, не удержал равновесие и упал, — рассказал заместитель начальника Главного управления Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Александр Занимон.
К тому же в последние годы отмечается рост скорости передвижения на СПМ и увеличение их габаритов. И то и другое не только создает неудобства для других участников дорожного движения, но и влечет определенную опасность. Если речь идет об электросамокате, небольшом устройстве, движущемся по велосипедной дорожке или тротуару, это одна угроза для безопасности. Если же речь идет о более крупных средствах, их масса и габариты создают большую угрозу для других участников дорожного движения, в первую очередь для пешеходов. И скорость, и масса этих средств, как правило, имеют более серьезные последствия, чем просто синяки.
Изменения в ПДД призваны решить данную проблему.
— Мы понимаем, что количество СПМ будет увеличиваться, активно будут использоваться как прокатные, так и приобретенные в собственность приспособления. В ближайшие годы количество так называемого «зеленого» транспорта будет расти. И здесь следует понимать, что будет возрастать и количество происшествий с ним, также как и в свое время увеличение количества механических транспортных средств повлекло всплеск количества происшествий, — добавил Александр Занимон. Поэтому сейчас предпринимаются предупредительные шаги, чтобы снизить рост аварийности и уменьшить количество происшествий.
Часть изменений направлена на определение того, что будет относиться к средствам персональной мобильности. И здесь при их приобретении нужно все хорошо взвесить.
— В интернете много рекламы подобных СПМ приспособлений, которые по своим характеристикам и конструкции больше похожи на мопеды или мотоциклы. При этом продавцы таких транспортных средств уверяют, что их регистрация в ГАИ и право на вождение не требуются. И при управлении ими сотрудники ГАИ не смогут чинить никаких препятствий. Но то, что такие транспортные средства не могут быть зарегистрированы в ГАИ, не говорит о том, что к ним не должно предъявляться никаких требований. Следует напомнить, что регистрация таких транспортных средств предусмотрена в случае соответствия определенным условиям, которые закреплены на международном уровне. Есть технический регламент Таможенного союза, который предусматривает определенные требования к безопасности колесных транспортных средств, — подчеркнул Александр Занимон.
Он привел пример, что на многих СМП есть ограничения скорости — 25 км/ч, и продавцы говорят, что регистрация в ГАИ и водительские права не требуются. Однако большинство таких средств позволяют развивать высшую скорость, так как ограничение максимальной скорости регулируется на программном уровне, и для того, чтобы переключить скорость с 25 км/ч на 40 км/ч, нужно нажать всего две кнопки.
Александр Занимон посоветовал очень внимательно относиться к приобретению СПМ, так как, купив их сегодня, может оказаться, что завтра человек их использовать не сможет.
— Вы должны понимать, что нужно получить право управления таким устройством, если оно попадает под определение «мопед», иметь соответствующую экипировку, в частности шлем, соблюдать те правила дорожного движения, которые предусмотрены для этой категории участников дорожного движения, — посоветовал замначальника Главного управления, добавив, что граждане довольно активно откликнулись на обсуждение нововведений. Они получают примерно столько же замечаний и предложений, как и предыдущая редакция ПДД, которая также выносилась на общественное обсуждение.
Что касается предложения спешки велосепидистов при пересечении проезжей части, то оно пока широко обсуждается.
— ПДД — это всегда компромисс между участниками дорожного движения и постоянный поиск оптимального выхода для всех категорий участников. Здесь есть конфликт интересов между велосепедистами, пешеходами и водителями транспортных средств. Согласно обсуждениям на правовом портале, большинство мнений за то, чтобы сохранить действующую редакцию. Однако их преимущественно высказали те, кто ездит на велосипеде. Водители, наоборот, говорят, что сложно стало ездить, так как велосипедисты внезапно выскакивают на переход и трудно в такой ситуации предотвратить наезд. Надеюсь, компромисс мы найдем. Думаю, что будем обсуждать еще не один раз и в достаточно широком кругу специалистов и участников дорожного движения, — резюмировал Александр Занимон.
Врач-травматолог-ортопед приемного отделения ГУ «РНПЦ травматологии и ортопедии» Андрей Ярошевич рассказал, что преимущественно травмы получает наиболее активная часть населения — молодые люди, мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, в силу своей физиологии, в более старшем возрасте. И цифры травматизма растут.
— В нашу травматологическую терминологию ворвалось понятие «травматизм, связанный со средством персональной мобильности». Травмы, полученные при столкновении с электросамокатом, электровелосипедом, намного серьезнее, чем травмы, полученные при столкновении пешехода с обычным велосипедистом. Дело здесь в большей степени в массе, а не в скорости движения, — отметил Андрей Ярошевич.
Чаще всего при столкновении страдают наиболее уязвимые части тела: нижние и верхние конечности. Если это нижние конечности, то преимущественно страдает голеностопный сустав и стопа, при падении на верхние конечности — лучезапястный и плечевой сустав. Также люди часто получают черепно-мозговые травмы, связанные с повреждением целостности головного мозга и лицевого черепа.
С начала года в приемное отделение РНПЦ травматологии и ортопедии обратились более 70 человек. В прошлом году это число было меньше. Только за последнюю неделю помощь была оказана пяти пациентам с такими травмами.
— К нам поступают не только с травмами после столкновений, но и при падениях с СПМ. Они возникают из-за переоценки своих возможностей и неосторожности. Здесь следует указать на то, что в общей структуре травматизма 30 процентов травм люди получают в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего пациенты в таких случаях поступают в травмпункты в позднее вечернее или ночное время. В уставшем состоянии или, наоборот, после веселого времяпрепровождения человеку не хочется идти пешком, и он становится на самокат, а они как приманки разбросаны по всему городу, — обратил внимание Андрей Ярошевич.
При этом травмы бывают разные. Хорошо, если это простой удар. Однако даже любой удар или царапина могут повлечь определенные последствия. Это может быть проникновение инфекции, нарушение функции конечности или перелом.
— Ни один перелом еще не закончился полным выздоровлением. Любая такая травма — это частичная потеря функций конечности. Чаще всего травмируют крупные трубчатые кости: голень, плечо и кости предплечья, которые являются необходимыми в нашей повседневной жизни, — подчеркнул врач.
Андрей Ярошевич высказал мнение, что законодательная база должна быть более совершенной. Любое лечение, а чаще всего оно стационарное, очень затратное. Те же металлоконструкции, которые приходится вживлять, не дешевые.
— Часто взрослые позволяют несовершеннолетнему попробовать прокатиться на СМП в своем присутствии, в результате у ребенка перелом, а это восстановление функции конечности в течение нескольких лет, ограничения в выборе профессии и занятиях спортом и др. Хотелось бы, чтобы законодательство предусматривало страховое возмещение травм за счет тех арендных организаций, которые поставляют такие услуги. Тем более что легко отслеживается, где и как это средство было взято напрокат, — предложил врач.
Елена КРАВЕЦ
Хорошо там, где молодежь есть!
Спросили у экспертов.
ОВЕН. У вас явно остались нерешенные проблемы, желательно попытаться справиться с ними, не откладывая на потом...
Эксперты — о трендах в продовольствии белорусов и предпраздничной торговле.