Вы здесь

Как справиться со школьным стрессом?


Начало учебного года напрямую касается не только детей и подростков «школьного возраста», но и их родителей. И для родителей порой вступление их чада в очередной (или первый) школьный год — будь то первоклашка или вполне уже, казалось бы, взрослый девятиклассник — оборачивается настоящим стрессом. Гораздо большим, чем испытывает сам школьник. У психологов есть даже такой термин — «Синдром 1 сентября», причем речь тут они ведут не о детях, а о взрослых...


Характеризуется «синдром» состоянием тревожности и беспокойства у родителей (чаще у мам) детей школьного возраста, особенно выражен у мам первоклассников и учеников выпускных классов (9-го и 11-го). Тревожность нарастает начиная с середины августа (самый «жаркий» период подготовки к школе, когда закупаются школьные принадлежности и «экипировка»), достигает пика в последние летние дни (когда в школах проходят предваряющие учебный год родительские собрания, а в родительских чатах обсуждают покупку учебных пособий, платные и бесплатные кружки и факультативы и букеты классному руководителю на День знаний). Впрочем, к концу сентября «синдром» утихает сам собой — жизнь семьи снова входит в колею. И все же, чтобы зря не тратить собственные нервы, стоит «вынырнуть» из стресса пораньше. А еще лучше — вообще его избежать. А так можно? — спросите вы. Можно, уверяет семейный психолог, гештальт-терапевт Екатерина Горелышева

«Оценки ребенка — это не оценки вам «за родительство»

— С приходом 1 сентября новую жизнь начинает вся семья, — поясняет психолог. — «Школьные годы чудесные» сполна проживают и родители школьника. Если детей в семье несколько — то несколько раз, от первого звонка до последнего. Не случайно мамы и папы в родительских чатах 31 мая поздравляют друг друга с летними каникулами, а 1 сентября — с Днем знаний. Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка. Но отношение родителей и школы — опосредованное, через детей, и порой повлиять на ту или иную ситуацию (касающуюся оценок, взаимоотношений ребенка с учителем или одноклассниками) они в полной мере не могут. Осознание этого факта порождает тревожность и стресс. Понятно, что взрослому человеку комфортней, когда решение той или иной важной для него ситуации зависит в первую очередь от его действий, а не от действий другого человека (в данном случае — его ребенка). Поэтому мой первый совет — договоритесь с собой и откажитесь от стремления держать жизнь вашего ребенка под полным и неукоснительным контролем. Особенно это важно для родителей уже подросших детей. Как мать или отец, вы, конечно, должны стремиться помогать ребенку и с учебой, и с его становлением как личности. Поддержка и чувство защищенности в родительской семье — неотъемлемая часть формирования здоровой психики человека. Но все же хорошая учеба, как и взаимоотношения со сверстниками (если, конечно, речь не идет о крайностях — буллинге, физическом воздействии, других опасных ситуациях) — сфера ответственности школьника. А родителям стоит осознать, что школа — это обычный для каждого и неизбежный в жизни каждого этап, через который проходят все, и «отменить» его нельзя. И наряду с минусами этот этап имеет немало плюсов. Вспомните свои школьные годы — наверняка положительных воспоминаний у вас будет больше, чем негатива. 

— Обычная причина переживаний родителей в течение учебного года — оценки их детей...

— Совершенно верно, и родителям важно разобраться в себе и понять, почему для них так важны оценки ребенка. Конечно, хороший аттестат во многом определяет возможности ребенка при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Но ведь оценки в дневнике ребенка волнуют родителей не только в выпускных классах, когда они действительно важны, а начиная с младшего школьного возраста. И очень часто — по причине того, что родители воспринимают их как оценки... себе. Это я «не смогла донести знания, не дозанималась с сыном/дочерью, не заставила выучить». Вы не поверите, сколько родителей живут с мыслью «я плохая мать» или «я плохой отец», хотя объективно это совершенно не так. Оценки вашего ребенка — это не оценки лично вам, как родителю. Более того, гораздо важнее оценок все же реальные знания, которые получает в школе ваш ребенок. И, конечно, важно постараться, чтобы неудача на уроке и плохая оценка не усугублялись для ребенка дома еще и негативными эмоциями — очень часто это может привести к обратному результату: неуверенности в себе, стрессу, снижению интереса к учебе. Гораздо более действенным будет мотивировать ребенка при помощи доверительной, доброжелательной беседы. И еще — введите правило не «красной», а «зеленой ручки»: его описывают многие педагоги. Суть в том, что красной ручкой подчеркиваются ошибки, а зеленой — те задачи, которые школьник решил правильно, и те упражнения, где он не ошибся. Мы любим фокусироваться на ошибках и часами ругать за них ребенка. А вот хвалить за правильно выполненное задание или хорошую оценку как-то забываем. Мимоходом скажем: «молодец», и всё. Между тем, фокусироваться более продуктивно на успехах в учебе, а неудачи и ошибки — прорабатывать, но не делать поводом для долгих нравоучений. 

Особо хочется обратиться к мамам и папам тех ребят, которых в конце учебного года ждут экзамены и поступление в средние и высшие учебные заведения. Не пугайте себя раньше времени тем, что что-то «может не получиться», не взваливаливайте на себя «непомерный груз ответственности», и не транслируйте все это вашему ребенку. Если испытываете тревогу и вам кажется, что вы не можете «сидеть сложа руки», лучше разработать вместе с ребенком примерный план работы на учебный год и спокойно его придерживаться. Именно спокойное движение в намеченном направлении — залог успеха. А тревога порождает лишь стрессы. Но тут важно соблюсти два условия. Во-первых, не бросайтесь составлять и реализовывать такой план уже в первые дни сентября, дайте школьнику «втянуться в учебу». И во-вторых (и в главных) — постарайтесь учесть пожелания и интересы самого школьника. Не стоит решать за него, куда он будет поступать, пытаясь реализовать собственные неисполненные мечты, желания и амбиции. Ведь речь идет о его, а не о вашей жизни. 

«Не волнуйтесь сами и не волнуйте вашего школьника»

— Какие еще психологические и организационные ошибки обычны для родителей школьников?

— Их немало. Это и установка в семье, когда успехи в учебе позиционируются как главное условие любви и принятия. И формирование отношения к школе как к наказанию («Не будешь делать уроки — завтра пойдешь в школу!», — говорит отец сыну, который находится дома с ОРВИ). И завышенные ожидания по отношению к успехам в учебе и оценкам: нереальные цели неизбежно вызовут у школьника чувство беспомощности. Это и сравнение ребенка с другими — не в его пользу, разумеется (тот самый пресловутый «сын маминой подруги», которому все удается). И попытка вырастить гения, когда школьника помимо учебы записывают в десяток секций, студий и кружков, зачастую не учитывая его собственные интересы. Чрезмерное участие родителей в школьной жизни, как и полное отсутствие интереса к школе — обе крайности также не желательны. Но самой главной ошибкой на данный момент я назвала бы транслирование ребенку своего волнения в связи с приближением старта нового учебного года. Старайтесь не волноваться сами, не волнуйте вашего школьника, и первые две недели учебы пройдут спокойно и позитивно — и для него и для вас. 

— А как родителям помочь ребенку адаптироваться к первым дням нового учебного года после самых длинных в году каникул?

— Прежде всего — отстроить режим дня. Отстраивать его надо было, конечно, еще в августе, но если вы об этом не позаботились, начните хотя бы сейчас. Если школьник спит менее 9 часов, он ощущает нехватку отдыха, подвержен стрессам и чаще болеет. Важно также правильно выстроить режим приема пищи. Выдерживайте режим дня и в будни, и в выходные. Помимо положительного влияния на психологическое состояние ребенка и его здоровье, это дисциплинирует, а дисциплина — основа эффективного обучения. Не вливайтесь в «бешеный» ритм прямо с 1 сентября. Не надо начинать сразу и учебу, и кружки-секции. Входите в этот ритм постепенно. К середине или концу сентября ребенок адаптируется к школьным нагрузкам, а вы сможете оценить, сколько времени у него остается на дополнительное образование с учетом работы над домашним заданием. Еще один совет: если у вас младший школьник, то отводить в школу его лучше папе, а встречать — маме. Папа настроит на плодотворную работу и не даст «разнюнится», а мама — обеспечит теплый семейный микроклимат, покажет ребенку, что родители его ждут и всегда ему рады. Этот принцип, кстати, работает и для детского сада. И, наконец, попробуйте сделать вечерний доверительный разговор семейной традицией. Не «разбор полетов», а именно разговор по душам. Если с младшего школьного возраста ваш ребенок привыкнет делиться с вами событиями, которые произошли за день, и своими эмоциями в связи с этими событиями, в подростковом возрасте он, скорее всего, эту привычку сохранит и не замкнется. А значит, подростковый кризис сына или дочери пройдет для вас, как для родителей, гораздо легче.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Экология

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Что каждый желающий может сделать, чтобы улучшить любимый город?

Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.

Общество

Универсальный язык качества

Универсальный язык качества

О развитии стандартизации в Беларуси рассказали эксперты.

Сельское хозяйство

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

Какие задачи стоят перед аграриями осенью?

 Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.

Молодежь

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Ангелина Самолетова: Творчество живет в сердце каждого человека

Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.