С точки зрения истории храм в честь Святой Троицы в Круглом совсем еще молод. В следующем году ему исполняется всего 20 лет. Но сюда уже приходят люди, которым он интересен еще и как туристический объект. Их привлекает то, что иконы и роспись на стенах сделаны известными профессиональными художниками Ларисой Журавович и Александром Росиновым.
Нередко храмы носят еще и статус музеев. Иконы и фрески — тоже произведения искусства. Тем более это сакральное место, где живет, считай, душа населенного пункта. Даже подбор икон сделан с учетом конкретной местности — исторических событий, которые здесь происходили; святых, которых чтит местное население. Ну а если известно, что иконы сделаны талантливой рукой известного мастера, интерес возрастает.
Настоятель Круглянского храма Отец Геннадий Кожановский — обычный священник из глубинки и больших денег, чтобы платить за убранство, в том числе и художественное, не имеет. Но не сидит сложа руки и вместе с паствой заботится о содержании своего храма. При церкви создан Центр духовного образования и развития, где собираются прихожане по интересам. Кто-то рисует, кто-то вяжет, кто-то вышивает. Все это, а также вкусные хрустящие булочки, которые пекут верующие, на районных праздниках расходится с лета. Не задерживаются и пасхальные украшения. Дмитрий Боровцов, например, делает великолепные поделки из воска, Тамара Фурс раскрашивает яйца-писанки. Несколько лет подряд верующие производят к Пасхе почти двухметровые свечи. В течение года изделия стоят в специально сделанных емкостях по бокам от солеи и зажигаются на время общей молитвы. На продажу идут небольшие свечи, украшенные бисером. Спрос на такие эксклюзивные изделия всегда есть, а деньги, вырученные от продажи самобытных товаров, сделанных с молитвой, идут на украшение храма, чтобы богослужение еще и эстетически воздействовало на присутствующих. Не жалеют здесь средств и на помощь городу. Например, купили пару лет назад планетарный телескоп, чтобы школьники могли проводить практические занятия по астрономии («Звязда» писала об этом 7.01.2023 г.). В школе телескопа нет. Практические занятия продолжаются до сегодняшнего дня. Возможно, кто-то из подростков, разглядывая в телескоп Большую Медведицу, через какое-то время заинтересуется и христианскими ценностями. Пути Господни непознаваемы.
— Я родом из Полесья, запомнилось, что в нашем сельском храме стояли очень высокие свечи, причем настолько, — рассказывает о своем опыте священник, — что их зажигали с помощью палки. Они стояли украшенные искусственными цветами возле иконостаса. Все было деревянное, включая храм, но пожаров не случалось. Как огонь от свечи идет вверх, так и наша молитва летела к Господу. Это картинка с детства до сих пор у меня перед глазами. Привести в храм может что угодно. Не зря мы возродили традицию со свечами и в нашем приходе. Вообще хочется много чего сделать, но стриножают финансы. Делаем все потихоньку. И за это слава Богу!
Заместитель директора по учебно-воспитательной деятельности Круглянского Центра творчества детей и молодежи Анастасия Блашко, она же дочь священника, проводит экскурсию. Святые угодники смотрят со стен словно живые. На барабане под куполом эпизоды из Нового Завета. Александр Росинов совсем недавно закончил работу над ними.
— Стены храма изначально были сделаны для дальнейшей росписи под фрески, — говорит Анастасия. — Храм строился при помощи Круглянской ПМК — 266 под руководством тогдашнего начальника Николая Патрончика, очень неравнодушного человека. Денег, чтобы украсить святыню, не было, и стены покрасили в белый цвет. Но вскоре стены закрылись иконами, и необходимость в фресках отпала. Оставалось только пространство под куполом. Сначала собирались наклеить туда иконы, вели переговоры с Москвой, но случился коронавирус и дело замедлилось. А потом настоятель пригласил Александра Росинова, который сначала нарисовал медальоны с архангелами, а потом разрисовал весь барабан.
Отец Геннадий говорит, что Бог видит усилия верующих и помогает, поэтому встречу с Александром Росиновым и Ларисой Журавович считает не случайной. Все началось с возрождения Белыничского и Круглянского храмов.
— Нашим храмам значительно помог депутат Палаты представителей I, II и III созывов Владимир Коноплев, — рассказал отец Геннадий. — Строительство велось под непосредственным его патронажем. Одновременно строились два храма. Дореволюционный Круглянский при советской власти разобрали и завезли в Белыничи, где сделали общежитие для инвалидов. Поэтому приходилось отстраиваться заново. Иконостас заказали в Минске, иконы и росписи создавали Лариса Журавович и Александр Росинов, а две иконы — Николая Чудотворца и Ефросиньи Полоцкой — написали сестры женского Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря.
В Белыничах руке Ларисы Журавович принадлежит икона цесаревича Алексея, где он вместе с родителями — царем Николаем ІІ и царицей Александрой. В Круглянском храме также есть икона с царским семейством, но здесь страстотерпцы все вместе.
— Сначала делала иконы для Белыничского храма, — рассказывает художница. — А когда расписывала Голгофу, Круглянский батюшка попросил сделать этот сюжет и для его храма. В круглом работали вместе с мужем Вячеславом Астафьевым — он хороший столяр и помогал мне оформить икону Святой Троицы, которая находится над входом.
Лариса вспоминает, что переживала особое состояние души, когда писала иконы для храмов.
— Думала о Боге, — делится она. — Я человек ответственный и очень переживала, чтобы людей не подвести. Одно дело — картина, которую повесишь на стену, и не имеет значения, нравится она кому или нет. Храм — это место, где все влияет на души людей. И это дисциплинирует. Икона не картина, но что-то свое ты все равно вписываешь. Про ту же царскую семью я читала, у меня личное отношение к ней. Это помогло в работе. Когда писала царских детей, думала о том, насколько жестокими могут быть люди, если не пожалели такую чистую юную красоту. Хотелось что-то для них сделать.
В храме есть икона святой равноапостольной Нины, которая также написана Ларисой Журавович, но делалась для частного лица. Прихожанка передала ее храму.
— Храм — это мост между небом и землей, — говорит Лариса Журавович. — Мы настолько больны душевно и телесно, что святые становятся нашими спасателями через века. Тот же святитель Николай, сердце для него открыто, чувствуешь, что он покровительствует тебе. Для меня это очень важная сфера в творчестве, рассказывающая о красоте мира, сложности человеческой жизни, гармонии и дисгармонии с тем, что вокруг, — во всех своих размышлениях мы все равно обращаемся к Богу.
Дружба отца Геннадия с художником Росиновым началась с истории. Батюшка попросил реставрировать старую плащаницу, и художник прекрасно с этим справился. Александром написана икона Святой Троицы, лежащая на центральном аналое напротив Царских врат. Еще одна, где Господь вместе с детьми, — на детском аналое, который находится рядом со взрослым. Детский аналой, кстати, особенность Круглянского храма.
Церковь в круглом одна из немногих такого масштаба, где все стены заполнены изображениями снизу доверху. И Александр Росинов очень счастлив, что имеет к этому отношение.
— Я вообще живописец, основным способом заработка денег считаю станковую живопись, — говорит он. — А иконопись для меня — это послушание. Когда у священников возникает потребность в иконописце, а денег, чтобы заплатить, нет, они обращаются ко мне и тем самым открывают возможность послужить Богу. С удовольствием работаю с круглянским батюшкой. Считаю его семью подвижнической, они постоянно стараются что-то сделать для храма, людей, и очень благодарен ему за то, что он никогда не оставлял мои работы без финансовой поддержки, по мере возможности оплачивал их.
Александром Росиновым написаны иконы Белыничской Божьей Матери, святых Ксении Петербургской, Матроны Московской, других святых. Но художник считает, что ходить в храм, чтобы оценить творчество иконописца, неправильно. В иконописи совершенно неважно, рукой какого человека написана та или иная икона. И даже поклонники творчества художника должны перед иконой обращаться к Отцу, Сыну и Святому Духу и никак иначе. Если изображение святого не подталкивает человека обратиться к Первообразу, значит, икона своей целевой нагрузки не выполняет. В храме нужно думать о святых на иконах, о том, как они достигли святости. Тогда захочется сделать шаг в том же направлении.
— Приблизить к Богу может что угодно, — говорит Александр. — Стройное храмовое пение, торжественная служба. Вспомним князя Владимира, который увлекся христианством после того, как его посланники побывали на богослужении в Великой Софии Константинополя. «Не знаем, на небе мы были или на земле», — так они рассказали князю о своих впечатлениях.
— Икона в стародавние времена была богословием для неграмотных, а для тех, кто ее пишет, — богопознанием, — рассуждает художник. — Андрею Рублеву, как свидетельствует предание, Святая троица явилась в духе именно в таком образе. Он ее не выдумывал как светский живописец. Последователи известных иконописцев чаще пишут списки; копируют тех, кому Бог открыл свою тайну. «Единому Богу Слава!»- так художники подписывали свои иконы в Средние века. Они прославляли Бога своим мастерством. И редко бывает, что Бог своим соработникам не отблагодаряет.
— Не каждому дан дар писать иконы, — согласен с художником Отец Геннадий. — Как, кстати, и статья газетная. Когда пишется икона, нужно держать пост. Пишет художник по благословению священника и обязательно с молитвой. Вообще, день любого человека должен начинаться и заканчиваться с молитвой. Тогда связь с Богом и будет действующей.
Нелли ЗИГУЛЯ
Фото автора
г. Круглое
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.