В садах РУП «Институт плодоводства» в Самохваловичах — разгар сезона самосбора черешни. Минчане, жители столичного района и даже области приезжают сюда семьями, чтобы наесться сочных, сладких ягод прямо с деревьев и собрать с собой кто килограмм-два, кто — по двадцать кило и больше. Стоит черешня «на вынос» в этом году 7 рублей за кило. Есть ягоду, не выходя из сада — удовольствие совершенно бесплатное.
Говорят, хобби потенциально бедных людей — шоппинг, посещение кафе и прочие развлечения, которые предполагают трату денег. Досуг тех, кто ориентирован на материальный достаток, связан с экономией и собирательством, а также саморазвитием. Памятуя об этом, и мы решили потренировать скилы жизненного успеха и отправились на самосбор черешни в Самохваловичи, где не только наелись «живых витаминов», но еще и познакомились с интересными людьми. Тут, кстати, приходит на ум еще одно понятие — синергия, то есть взаимно усиливающий друг друга эффект взаимодействия нескольких факторов. О синергии мы поговорили под усыпанным черешней деревом со случайно (а точнее, не случайно) оказавшимся там сотрудником академии наук, об экономии — с минской пенсионеркой... Но обо всем по порядку.
— Доедете до сада — заезжайте в третьи по счету ворота и дальше по грунтовой дороге, пока не увидите машины, — напутствует нас по телефону заведующий лабораторией генетических ресурсов плодовых, орехоплодных культур и винограда, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Илья Полубятко. Он — «дирижер» всего этого действа.
Несмотря на будний день, машин у сада припарковано много, в основном с минскими номерами. Многие добираются в Самохваловичи и на маршрутках или автобусах. Но в огромном тенистом саду даже большое количество людей «растворяется», и если отойти подальше, может возникнуть иллюзия, что посреди солнечной тишины жаркого июньского дня ты один на один пусть и с одомашненной, но все же природой. Конечно, это дело вкуса, но лично мне именно такая «удобная» природа — с ухоженными междурядьями, подстриженной травой и без неожиданностей в виде жучков-паучков и зверюшек покрупнее — нравится больше, чем ее более «дикие» варианты. Не романтик я, наверное.
— Мероприятие проходит уже одиннадцатый год, — рассказывает Илья Геннадьевич. — Мы находимся в отделе селекции плодовых культур, где содержатся коллекционные и селекционные насаждения черешни. Около 20 гектаров занимает коллекционный сад, или так называемый репозиторий: коллекция по 3-5 растений каждого сорта. Списочно у нас 1469 образцов яблони, 694 — груши, 500 — винограда, 242 — вишни, 256 — черешни и так далее. Всего 5579 образцов.
Содержится коллекция в живом виде, она объявлена научным объектом, являющимся национальным достоянием (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2012 N1152) и включена в Государственный реестр научных объектов, которые составляют национальное достояние, под реестровым номером 6. Предназначена она для научной деятельности. Имеются в отделе и промышленные насаждения — вот урожай из этих садов и отдают людям по невысокой цене. На рынке более-менее приличная черешня в среднем сейчас по 10-12 рублей за килограмм, но такую сладкую, тверденькую и вообще практически эталонную, как здесь, вы вряд ли найдете и по 15. Так что достояние республики приносит практическую пользу людям, и это правильно.
Длится самосбор черешни каждое лето недели две-три в зависимости от погоды.
— Этим летом более двух тонн уже собрали, — говорит собеседник. — В среднем один человек увозит по 5-10 килограмм. На минувшие выходные сбор прикрыли, потому что раннюю черешню собрали, а среднепозднего срока решили оставить на дозревание. В понедельник опять открыли сбор, и всю неделю люди приезжают.
На выходе из сада, в беседке — две девушки с весами. Гости дисциплинированно становятся в очередь: взвесить свои ведра или пакеты и оплатить ягоду (строго говоря, черешня — не ягода, а косточковая культура. Но в народе ее принято называть ягодой, так что не будем занудствовать и мы).
— За вход люди не платят, только за черешню, — рассказывают они. — Бывают случаи — наши гости просто погуляли час или два по саду, поели и уехали. А бывает, по 40 килограмм собирают.
Приезжают в сад и из Минска, и из близлежащих городов, говорит Илья Геннадьевич.
— Мы сообщаем о датах самосбора в соцсетях института, на сайте belsad.by. Но отлично работает и «сарафанное радио», с каждым годом у нас все больше посетителей на самосборе. Словом, спрос мы не покрываем, люди хотели бы больше.
— Безопасно ли есть черешню прямо с дерева, немытую?
— В плане обработок черешня — культура самая экологически чистая, — заверяет собеседник. — Ее практически ничем не нужно обрабатывать. Нет, можно, конечно, если идти на сделку с совестью, но у нас все честно. Черешня рано созревает, и если при выращивании яблок садовод успевает до потребителя порядка 20 обработок провести, то на черешню требуется буквально 3-4. У нас последняя обработка была против вишневой мухи, более месяца назад. Период ожидания препарата — 20 дней, мы выдержали 30 и открыли самосбор. И детям, и взрослым можно есть. В сад приезжают семьи с малышами, даже с грудничками.
Технология сбора проста: пробуешь ягоду с каждого дерева, какая понравилась по вкусу, ту и собираешь. Потом переходишь к следующему дереву. И так до бесконечности: ряды буквально уходят за горизонт. Бездумно брести от дерева к дереву, сосредотачиваясь на нюансах вкуса разных сортов одной и той же культуры и ни о чем больше не думать, оказывается, прекрасный релакс — время летит незаметно. В общем, мы углубились в сад и с радостью «потерялись» в нем. Но вскоре набрели на молодого человека и женщину средних лет, которые собирали ягоду с одного дерева. Сначала решили, что это мать и сын, потом оказалось, прежде они были незнакомы, просто обоим понравился вкус одного и того же сорта черешни.
— На самосбор езжу уже года три. Отслеживаю его на сайте, — рассказала пенсионерка Валентина. — Экономия получается ощутимая.
— Но ведь ягоду приходится собирать самой...
— Собирать черешню не трудно. За два часа можно, не торопясь, 10 литров набрать.
Валентина говорит, что черную смородину, малину, жимолость, облепиху собирать, конечно, труднее. Но оно того стоит: ягода отборная, очень вкусная и экологически чистая. Самосбор этих ягод институт откроет с 1 июля, делится информацией она, и добавляет, что ни за что его не пропустит. Ведь ягоду собирает на всю свою семью.
— Этим летом урожай такой же, как прошлым, но созрела черешня раньше, чем в прошлом году, — отмечает ее «коллега» по самосбору, Алексей.
Он подтверждает, что здесь, в саду, сопровождает свою маму, но та «пошла на разведку» дальше в сад.
— Там деревья более молодые, потому и ягоды крупнее, — со знанием дела поясняет Валентина. — Вы ешьте, набирайтесь витаминов. За то, что съел, не платишь, — улыбается она. — На выходе людей не взвешивают!
Валентина отправляется дальше, а нам любезно оставляет забытую кем-то складную лесенку.
— Лесенку мы здесь нашли, — говорит она. — На этом дереве очень вкусная ягода, но ее уже мало осталось. Можно подставить лесенку и немного нагнуть верхушку. На верхушке ягоды самые крупные и сладкие. Вы молодые, не поленитесь дотянуться.
Следующая наша собеседница рассказывает, что работает воспитателем в детском саду. В сад пришла не столько ягод насобирать, сколько погулять и «подышать». Говорит, открыла для себя такой досуг пару лет назад, и ей он очень нравится.
— Это отличный отдых. Можно сказать, эко-тур. И где-то за час-полтора я незаметно для себя, совсем не устав, насобирала ведерко 12 литров. Ох, я же на работу опаздываю! — спохватывается она. — Сейчас быстро дощиплю эту веточку, и все, побежала.
— А у меня сегодня ограничений по времени нет, — улыбается Татьяна. У нее в ведерке — преимущественно желтая черешня.
— Почему именно желтые сорта?
— Не знаю, просто брожу по саду и собираю все подряд, что понравится.
— Как вы считаете, самосбор — дело выгодное?
— В первую очередь это удовольствие! Собрать ягоду, постоять под древом... Недавно приезжала сюда с маленьким племянником, чтобы он побегал и поел витаминов. А сейчас приехала сама, для собственного удовольствия.
— Здесь, в Академии наук, все делается по технологии, четко, поэтому такой и результат, — говорит Александр. — Смотрите: все ягоды крупные, одноразмерные, правильной формы, с ровной кожицей.
Собеседник замечает: вырастить такую черешню, например, на собственном участке, получится далеко не у каждого. Вроде земля та же, воздух, солнце, даже сорта можно взять те же, но тут дело в технологии и научном подходе.
Работает Александр в институте Академии наук, правда, с аграрной отраслью не связан, сфера его научных интересов — физика. На самосбор он приехал с детьми — двухлетним Ваней и шестилетней Полиной.
— Ездим сюда за черешней второй год. Здесь свои преимущества, и дело не в экономии. На рынке сейчас черешни хватает, в среднем килограмм 10 рублей, то есть ненамного дороже. Но такую черешню на рынке не купишь. Это вопрос не цены, а качества. Кроме того, тут, в саду, безопасно для детей, можно не волноваться и не следить за ними каждую минуту. Для них это одновременно и прогулка, и приучение к труду. Элементы воспитания, отдыха, плюс отличный качественный продукт — такая вот синергия. Почему бы этим не воспользоваться?
И еще один плюс — помощь структуре Академии наук, добавляет Александр. Ведь иначе урожай — результат труда сотрудников института (пусть и побочный, ведь основной — это научная деятельность) — просто съедят птицы. И, конечно, еще один несомненный бонус — экологическая чистота продукта, который можно безбоязненно есть прямо с дерева даже детям.
Впрочем, как садовод-любитель, Александр не против современных средств защиты растений, но, разумеется, при правильном их использовании:
— У нас есть дача, у родителей большой сад. Не надо бояться «химии», надо бояться бездумного ее использования. Тут, в саду Института плодоводства, с экологией все хорошо. Если Академия наук не разберется с правильной агротехникой, тогда кто же разберется?
Напоследок Илья Геннадьевич отводит нас в тот уголок сада, который для самосбора закрыт: здесь растут отборные гибриды и сорта плодовых со всего мира, и это своего рода «лаборатория» под открытым небом. Он показывает нам два новых белорусских сорта черешни, которые недавно были переданы на государственное сортоиспытание.
— Это Антарес, он поздний. Более раннего срока созревания — сорт Регула. Оба переданы на сортоиспытание в прошлом году в рамках проекта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, — рассказывает он.
Названы сорта в честь небесных светил: Антарес — самая яркая звезда в созвездии Скорпиона, Регула — в созвездии Льва. Лев с Скорпион по знакам Зодиака — селекционеры, работавшие над этими двумя проектами. А главное достоинство новых сортов — крупноплодность, говорит ученый:
— Прежде масса одной ягоды для белорусских сортов черешни была 5 г и менее. А у сорта Регула, например, средний плод — от 9,5 до 11,2 г. И это — мировой стандарт.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Фото Елизаветы ГОЛОД
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.