Июль 1944 года принес освобождение Гродненщине. И первым крупным центром на этом пути стал Островец. Примечательно, что знаменательная дата совпала с освобождением столицы. Но когда Минск освобождали преимущественно воинские части, здесь главную роль сыграли партизаны, присоединившиеся к наступательной операции «Багратион». Днем 3 июля партизанская бригада имени ЦК Компартии (большевиков) Беларуси разгромила вражеский гарнизон в Островце и держалась до прихода регулярной армии.
Блестящая операция «Багратион» стала для врага неожиданностью. Немцы отступили. На своем пути они продолжали разрушать дома, взрывали административные объекты, жгли оставшееся имущество.
Партизанские отряды, которые в течение оккупации имели разрозненный характер, во время наступательной операции «Багратион» стали мощной силой. Когда шло освобождение столицы, представители Белорусского штаба партизанского движения инструктировали командиров партизанских формирований активнее и смелее взаимодействовать с наступательными частями Красной Армии, перехватывать и решительно громить отступающие вражеские войска, автоколонны, обозы. «Не давайте противнику вывозить военное имущество и награбленное добро, захватывайте имущество, а при невозможности — уничтожайте его», — сказано в инструкции от представителя партизанского штаба Рыжикова.
Первая неделя после освобождения Минска была периодом стремительного наступления Красной Армии и партизан на немцев.
Враг с колоннами автомашин, артиллерии, кавалерии и пехоты двигался по тракту от Минска на Запад. Немцы отступали и преследовали перед собой сотни советских военнопленных, захваченных в 1942 году. Гитлеровцы стремились пробиться через Налибокскую пущу. Одну из таких колонн атаковала бригада имени Сталина, было уничтожено 120 немцев, взяты богатые трофеи, освобождены 600 пленных. Наступление развернулось в день освобождения Минска и в последующие сутки. В это время половина Беларуси уже была очищена от фашистов. Но нужно было пройти еще столько, чтобы выйти к рубежам на Буге и Немане. Но когда Восток освобождали с конца 1943 года до начала июля 1944 года, с западных районов врага гнали быстрее — буквально до конца июля. И здесь отсчет шел не только на дни — на часы.
На севере и юге от Минска Красная Армия освобождала все новые населенные пункты. В июле 1944 года на завершающем этапе наступательной операции войска трех Белорусских фронтов в упорных боях принесли освобождение Гродненщине. Днем 3 июля партизанская бригада имени Центрального комитета Компартии Беларуси под командованием Николая Федорова с боем овладела поселком Островец, разгромила вражеский гарнизон и удерживала позиции три дня до подхода чаще действующей армии.
Как рассказала следователь Островецкого районного отделения Следственного комитета Виктория Сапач, история бригады началась в марте 1943 года. До сих пор ее отдельные батальоны входили в различные бригады, включая «За Советскую Белоруссию». В феврале 1944 года бригаде присвоено имя ЦК Компартии Беларуси. Действовала она в ряде районов Витебской и Минской областей, а также на территории Островецкого района Гродненщины. Шестого июля, во время освобождения Островца, бригада объединилась с частями Красной Армии. По словам Виктории Сапач, бригада на тот момент насчитывала пять отрядов с общей численностью почти 340 человек, из них 34 женщины, большинство составляли белорусы, русские и украинцы.
Во время освобождения Островецкого района партизанской бригадой командовал Николай Федоров, который в начале 1942 года был направлен в тыл врага для организации партизанского движения. За короткий срок Федоров собрал отряд в составе 100 человек. Во время боевых действий бригадой разгромлено несколько сильных немецких гарнизонов в Островце и на станции Гудогай, повреждено 500 железнодорожных рельсов. В боях и засадах уничтожено и взято в плен около 200 немцев, получены значительные трофеи.
По сообщению секретаря Вилейского подпольного обкома партии Климова начальнику Белорусского штаба партизанского движения Калинину:
«...Бригада М. И. Федорова заняла местечко Островец, уничтожила команду фашистских поджигателей. Шестого июля ударные партизанские группы совершили нападение на участок железнодорожной линии Сморгонь — Вильнюс в районе станций Гудогай — Шумск. Движение по линии остановлено. В результате на перегоне стоят четыре немецких эшелона с грузами, которые переданы 144-й дивизии Красной Армии». Николай Федоров за участие в операции получил высокие государственные награды.
Во время оккупации Островецкий район входил в зону действия бригады имени Ворошилова и ЦК КП(Б)Б Вилейской области. В фондах Островецкого историко-этнографического музея хранятся фотографии секретаря Островецкого подпольного райкома КПБ Вилейской области Федора Ларионова, начальника штаба партизанской бригады имени Ворошилова Вилейской области Ивана Крысова, а также снимок партизан данной бригады. По информации, которую представила директор музея Рима Подлужная, освобождение Островецкого района началось в июне 1944 года, когда враг был выбит из деревни Гервяты. Потери были с обеих сторон.
А 3 июля в 19 часов 40 минут партизанская бригада имени ЦК КП(б)б атаковала немецкий гарнизон возле Островца. Как свидетельствуют документы Островецкого музея, во время штурма особо выделились бойцы взвода разведчиков отряда имени Чкалова и отряда имени Пархоменко. Немецкие войска не выдержали удара и отступили под Гудогой, перед этим успев поджечь поселок гранатами и огненными пулями. Полностью сгорела центральная часть Островца — от мельницы до костела. Партизанам пришлось отказаться от преследования и заняться тушением пожара. Их усилиями ликвидирован огонь на лесопильном и кирпичном заводах, мельнице, авторемонтной мастерской и других предприятиях. В качестве трофеев получены шесть пулеметов, 40 винтовок, автомашина, два мотоцикла и два продуктовых склада.
За западные районы Беларуси бои шли еще три недели. Жители оккупированных территорий страдали от преступлений немецких захватчиков. Враг активизировал террор и массовую эвакуацию населения в Германию. Уничтожались посевы, минировались железнодорожные объекты и дороги. О подобном положении, кстати, поступил рапорт в центр от командира партизанского соединения Брестской области Сергея Сикорского. Он характеризовал этот период так: «Нарастает паника среди немецких служащих, их семьи начали эвакуацию. Партизанские отряды ежедневно ведут бои на коммуникациях и в ряде мест по спасению населения».
Из центра поступает рекомендация усилить контроль за местностью, выявлять и уничтожать противника. Особенно, если они выходят в населенные пункты. Ведь несовершенный контроль территории позволяет группам противника переходить к активным действиям и наносить урон частям Красной Армии и населению.
Партизанам удавалось сохранить имущество и жизни людей в тех районах, где шло наступление. Партизанские бригады активно соединялись с частями Красной Армии. Так, три отряда 16-й Смоленской бригады 5 июля объединились с действующей армией в районе деревни Свирь, а 6 июля остальные три отряда присоединились к армии в Михалишках.
За деревню Михалишки Островецкого района в эти дни шли ожесточенные бои. Такая обстановка была обусловлена важным стратегическим состоянием населенного пункта. Партизанам было важно до прихода армии сохранить мост через реку Вилию. Для выполнения задания были определены три отряда и 60 конных разведчиков. С кровопролитными боями 4 июля отряд занял Михалишки.
Немцам после нескольких попыток удалось частично разрушить пролеты моста, однако партизаны при помощи местных жителей его быстро отремонтировали. Вскоре по нему уже шли солдаты-освободители.
До последнего патрона стремились гитлеровцы удержать железнодорожную станцию Гудогай. Согласно документам Островецкого музея, ночью партизанская бригада имени ЦК КП (б)Б атаковала железную дорогу, взорвала и разобрала более 200 рельсов. А утром 6 июля партизаны при поддержке разведчиков 144-й стрелковой дивизии атаковали станцию и в ходе боев выбили оттуда немецкие войска, принудили их к отступлению. Этим боем было завершено освобождение Островецкого района. Не обошлось без потерь.
В боях погибли десятки бойцов 25-й и 144-й стрелковых дивизий, они так и остались на этой земле.
На территории района находится семь захоронений времен Великой Отечественной войны, где покоятся 800 бойцов и мирных жителей. В агрогородке Ворона захоронены 67 советских воинов. В гервятском сельском совете установлен памятник Неизвестному солдату, чьи останки найдены в ходе поисковых работ.
На окраине деревни Кемелишки установлен памятник жертвам местного гетто. Здесь расстреляны 500 евреев — такая цифра значится на монументе.
Большая братская могила находится в поселке Гудогай. Здесь, по архивным данным, захоронено более 200 военнопленных. Именно сюда, в Гудогае, война пришла в первый день, 22 июня 1941 года. Как свидетельствуют исторические документы, тогда фашисты сбросили несколько бомб на железнодорожную станцию и мост через реку Лошу.
Военный Гудогай известен тем, что здесь был создан филиал «Шталаг 342». В нем на протяжении нескольких лет находились военнопленные. Многие погибли и похоронены в братской могиле, на месте которой возвышается обелиск. По разным источникам здесь нашли покой от 200 до 300 человек. Имена 75 из них стали известны благодаря архивным документам, открытым в последние десятилетия. Немало жертв было среди мирного населения. В деревнях Кемелишки и Барани стоят памятники на месте расстрела жителей еврейской национальности.
В Островце установлен величественный монумент советским воинам и партизанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Находится памятник в лесопарковой зоне города. Работы по его возведению были начаты в 1974-м-за год до 30-й годовщины Великой Победы.
Когда насыпали курган под монумент, сюда привезли землю из Брестской крепости, Хатыни, столичного Кургана Славы, с места Корсунь-Шевченковской операции, Волгограда (Сталинградская битва), Кургана Славы Швенченского района.
Двухфигурную скульптурную композицию — воина-знаменосца и его умирающего товарища — высотой в 3,5 метра сделал известный белорусский скульптор Яромир Печкин. Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1975 года.
Мемориальные плиты с именами у подножия кургана установили позже. А потом по мере получения сведений о погибших земляках туда начали заносить и их фамилии, чтобы увековечить память защитников. Восстанавливали плиты два раза, последний — в 2019 году.
Сразу после освобождения в Островце начали подсчет разрушенного и разграбленного немецкими захватчиками хозяйства. Параллельно велись восстановительные работы. Из документов Островецкого Совета депутатов известно, что 1 августа 1944 года состоялось первое заседание Исполнительного комитета, на котором рассматривали вопросы о сборе урожая и хлебозаготовках, о восстановлении школ района и подготовке к учебному году, О государственном военном займе.
Исполнительным комитетом были приняты решения о возобновлении деятельности организаций и благоустройстве территории района, назначении помощи многодетным и одиноким матерям, пожарной безопасности, состоянии торговли, кадровые вопросы. Государство оказывало помощь в строительстве новых и восстановлении разрушенных домов, выделялись участки безземельным крестьянам, организациям, рабочим и служащим для подсобных хозяйств.
Война шла на Запад, бои гремели за пределами Беларуси, советские солдаты освобождали от немецкой оккупации Западную Европу. И, хотя мирная жизнь начала входить в сознание людей, память о самой кровавой войне будет тревожить еще не одно поколение белорусов.
Маргарита УШКЕВИЧ
Понедельник для Львов — благоприятный день для творчества и новых идей.
Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.