Каково это — быть первой скрипкой в коллективе? Почему важно учить музыке детей, а взрослым — чаще бывать в концертных залах? Как удаётся оставаться в прекрасной физической форме? В чём, помимо музыки, заключается для нашей героини счастье?
В преддверии юбилея я попросила первую скрипку Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь Юлию Стефанович рассказать о своём пути к профессиональным высотам, поделиться собственным взглядом на «возвышенное и земное».
С детства меня окружала музыка. Папа работал наладчиком электрооборудования, мама — экономистом, но оба отличались музыкальной одарённостью. Папа самостоятельно освоил баян, аккордеон, саксофон, кларнет, играл в любительском ансамбле.
Когда выяснилось, что у меня хороший слух, родители отвели меня в музыкальную школу, где уже занималась на цимбалах старшая сестра Татьяна. Думаю, с того момента моя судьба была предрешена. В родных Барановичах я много выступала, быстро привыкла к аплодисментам и чувствовала себя городской знаменитостью. А когда в 14 лет приехала в Минск и поступила в Республиканскую гимназию-колледж при БГАМ, выяснилось, что многое упущено. Я будто попала под холодный душ и принялась активно навёрстывать. С тех пор, кажется, никогда не давала себе спуску.
В Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь я пришла, выиграв конкурс на место концертмейстера. Была молодая, амбициозная, и, конечно, хотелось примерить на себя роль первой скрипки. Выйти на сцену и играть, тем более исполнить сольную партию, — огромная ответственность.
Порой слышишь обывательское мнение: «Что это за работа — сиди и пиликай себе на скрипочке?» На самом деле наша профессия требует колоссальной самоотдачи. Есть произведения, над которыми трудишься, как археолог, пробуя «докопаться» и понять, как его лучше представить слушателю. Одну и ту же музыку сегодня исполнишь одним образом, а через год уже совсем иначе. Больше 20 лет работаю в одном коллективе, сроднилась с филармоническим залом. И всё равно перед каждым концертом нервничаю, и все домашние отлично знают: лучше меня в эти дни не трогать. Что угодно может выбить из колеи, отразиться на выступлении.
Своей жизни без музыки не представляю. Мне кажется, я была бы без неё совсем другой, гораздо менее счастливой. Ближе всего мне творчество русских классиков и композиторов эпохи романтизма. На мой взгляд, из всех искусств музыка сильнее всего воздействует на эмоции. Убеждена, что хотя бы время от времени её нужно слушать в концертных залах — живое исполнение наделено особой энергией, там острее ощущаешь ту тайну, то необъяснимое, что заключено в звуках.
Со студенческих времён играю на скрипке немецкого мастера, изготовленной в 1912 году. Очень довольна ею — я воспринимаю её как одушевлённый предмет. Два года назад приобрела ещё скрипку современного польского мастера, — замечательный инструмент, но пока мы ещё «притираемся» друг к другу.
Многое зависит не от страны, а от статусности того места, где выступаешь. Помню, в Барселоне наш оркестр играл в престижном зале, где традиционно собирается очень продвинутая публика. Заслужить там аплодисменты — это как удостоиться награды. Очень тепло принимали нас в Японии. Там у выхода из концертных залов музыкантов всегда ожидает толпа поклонников, которые подходят с тетрадочками и просят автограф. В Китае некоторые концертные залы напоминают наши кинотеатры: нужно время, чтобы привыкнуть к неожиданному для нас формату.
Иногда зритель не очень подготовленный, но благодарный, отзывчивый. Хуже всего для исполнителя равнодушная, скучающая аудитория. К счастью, такая крайне редко приходит слушать классику. Объездив пол-Европы, побывав в Китае и Японии, не могу похвастаться, что много увидела местных достопримечательностей, познакомилась с культурой этих стран так, как хотелось бы. Увы, на гастролях на это часто попросту не хватает времени.
Нашим коллективом дирижировал маэстро Владимир Спиваков. С ним было всего две репетиции, но всё равно удалось почувствовать необыкновенную ауру этого доброжелательного, интеллигентного человека. Он вдохновляет одним своим присутствием. С нашим оркестром выступали Максим Венгеров, Денис Мацуев и другие выдающиеся музыканты, всемирно известный оперный певец Хосе Каррерас.
У современных музыкантов очень высокий уровень профессионального мастерства. Но при виртуозной технике исполнение одного оставляет холодным, а другого — трогает до слёз. На мой взгляд, выдающийся исполнитель, помимо музыкальных данных, всегда наделён огромной работоспособностью и ещё чем-то, что трудно объяснить, неким даром эмоционально окрашивать звуки своими раздумьями, переживаниями, меланхолией, надеждами, желаниями, радостью.
Я согласна с великим Александром Пушкиным: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Одарённые люди, безусловно, бывают разными: эмоционально неустойчивыми, ранимыми, мелочными, злопамятными. Но сложно представить гения, который тратил бы свою энергию и время на то, чтобы задумывать и осуществлять злодейство. А вообще, по моим наблюдениям, музыканты, как правило, — добрые и отзывчивые.
Детей обязательно нужно приобщать к музыке. Пусть они и не выберут её делом своей жизни, но она всё равно повлияет на формирование личности, разовьёт интеллект, чувства, кругозор. Вижу это на примере своего старшего сына. Алексей закончил музыкальную школу по классу виолончели. У него отличный слух, память, великолепные данные, но он не захотел продолжать семейную династию. Занимается монтажом электрооборудования, учится заочно в БНТУ. И всё равно музыка благотворно сказалась на нём.
Младшая дочь Лиза, наоборот, настояла на том, чтобы заниматься скрипкой. Сейчас учится в 3-м классе Республиканской гимназии-колледжа при БГАМ. Уже играла соло с камерным оркестром.
Сцена обязывает хорошо выглядеть. А поскольку музыканты вынуждены много сидеть, то, конечно, нужно поддерживать себя в форме. К счастью, для меня это в радость: мне нравится быть в тонусе. Чем только я ни занималась в разное время — танцами, ушу, пилатесом, стретчингом. Теперь увлеклась йогой в гамаках.
Домашние обязанности делим пополам с мужем. Он сейчас работает в сфере IT, но как бывший профессиональный музыкант понимает и во всём меня поддерживает.
Для меня счастье в том, чтобы любить, создавать, радоваться, чувствовать, что ты не зря ходишь по земле. Был тяжёлый период, когда мою жизнь сильно омрачало испытываемое чувство вины. В какой-то момент я спросила себя: «Кому легче от того, что я столько страдаю из-за прошлого? Нужно полноценно жить сегодня, думать о завтрашнем дне». Начала активно сопротивляться унынию и упадку духа, «подкармливать» природный оптимизм и добилась-таки несомненных успехов.
Ольга ПОКЛОНСКАЯ
Фото Юлии РОМАНЬКОВОЙ
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.