Христианство и милосердие — взаимосвязанные понятия. Благотворительность всегда рассматривалась любой христианской конфессией как неотъемлемая составная часть ее жизни и деятельности, ведь она отражает главные принципы учения о любви к ближнему. В Православии дела милосердия — одно из важнейших направлений работы епархий в целом и каждого прихода в отдельности. О том, почему важно помогать ближнему, кого считать ближним христианину и кому нужнее эта помощь — тому, кто в ней нуждается или тому, кто ее оказывает, мы беседуем с настоятелем прихода храма святителя Спиридона Тримифунтского в Минске, священником Александром Пальчевским.
— Благотворительность — это огромный пласт работы Православной Церкви, которая ведется по многим направлениям, — говорит отец Александр. — Существует Синоидальный Отдел церковной благотворительности, структура, которая координирует эту работу. В нашей стране благотворительные проекты осуществляются как в рамках всей Церкви, так и епархий, то есть отдельных регионов Беларуси: в каждой епархии есть отдел по социальному служению, который занимается организацией работ, связанных с делами милосердия. Реализуются также проекты, которые касаются отдельных приходов. В сфере благотворительности осуществляется взаимодействие с государственными структурами, подписываются совместные соглашения и программы с госучреждениями, медицинскими организациями, детскими приютами, хосписами и так далее. Но есть и проекты, которые Церковь воплощает в жизнь самостоятельно.
— Какие направления благотворительной работы сегодня наиболее активно развивает Православная церковь?
— Направлений множество. Это и помощь малоимущим, и детям-сиротам, и пожилым людям, и многодетным семьям, и людям с определенными заболеваниями. Так, например, сегодня при Православной церкви созданы и работают ряд центров по противодействию алкоголизму. При Церкви есть организация, которая занимается именно этим направлением. Только в Минске несколько священнослужителей посвятили жизнь данному аспекту социального служения. То же самое касается противодействия наркомании. Людям, вставшим на путь борьбы с этими социальными недугами, оказывается и медицинская, и материальная помощь, и духовная поддержка. Церковь помогает бездомным. В последние месяцы в Минске собираются средства на автобус милосердия, транспорт для посещения больниц, домов-интернатов, хосписов и других учреждений, в том числе для доставки благотворительной помощи и оказания транспортных услуг маломобильным людям.
Еще одно важное направление деятельности Православной церкви — работа с глухими и слабослышащими людьми. Также в Минске, во Фрунзенском районе, есть приход святого священномученика Владимира Хираско: приход занимается духовным окормлением незрячих людей, и там осуществляется много социальных проектов. Даже сам храм устроен так, чтобы людям, лишенным зрения, было в нем комфортно. Например, там есть специальные иконы, которые можно «рассматривать» прикосновениями. Есть в нашей стране и священники, которые прошли обучение для работы с глухими и слабослышащими людьми: они могут совершать богослужения с помощью жестов. Ведется постоянная работа и для людей с другими ограничениями и заболеваниями. Например, есть священник, который закреплен за окормлением детского онкологического хосписа. А в целом с людьми с раковыми заболеваниями работает приход иконы Богородицы Всецарицы — совершаются молебны и причащения, собираются средства на оборудование.
— Поддерживает ли Церковь ветеранов Великой Отечественной войны и в целом пожилых людей?
— Поддержка пожилых людей — одно из постоянных направлений работы Церкви, которая осуществляется как на уровне епархий, так и каждым храмом в отдельности. Конкретно в нашем приходе есть группа волонтеров, около 40 человек — это прихожане, которые вовлечены в процесс благотворительности. Мы знаем всех наших прихожан, и то, кто в чем нуждается. В поле нашего внимания — пожилые люди и инвалиды, которые всегда могут позвонить в храм, чтобы мы привезли им лекарства. Если люди, немощные по возрасту или имеющие ограничения по состоянию здоровья хотят приехать в храм на богослужение, мы организуем для них такие поездки. Еще одна наша постоянная забота — дети. Мы взаимодействуем с Центром коррекционного развития в Заславле, где воспитываются дети с особенностями. Посещаем их регулярно, не один и не два раза в год, а много чаще. Поздравляем с праздниками, проводим мастер-классы, общаемся, привозим подарки, оказываем помощь.
— А чем в плане благотворительности приход Спиридона занимается вот непосредственно сейчас?
— В Заславле, где воспитываются ребята с ограничениями, на лето организуется детский лагерь, и последнюю неделю мая мы собирали для них все необходимое. В этом участвовали прихожане, и даже люди, обычно наш храм не посещающие, когда узнавали об этом сборе, активно подключались. Работаем мы также с Ассоциацией матерей детей с ограничениями. С этой организацией взаимодействуем постоянно, и это очень плодотворное сотрудничество: мы помогаем им, а они во многом — нам, поддерживают и многому учат. Адресная помощь у нас не прекращается. Люди постоянно рассказывают о тех, кто нуждается, прихожане обращаются с вопросами и потребностями.
— Вы рассказали о прихожанах-волонтерах в вашем храме. То есть помощь происходит, по сути, на общественных началах?
— Да, а мы это только координируем. Планируем, куда поехать, объявляем, что будет поездка или сбор, и люди подключаются...
— Материальная помощь или помощь продуктами собирается всегда? Или бывает, что люди не спешат откликаться на призыв?
— В моей практике такого не было. Напротив, самые разные люди откликаются очень активно. Бывает, собираем даже больше, чем изначально планировали. Однажды приехали в детский приют и привезли столько помощи, что там развели руками: нам столько не надо... На самом деле, наши сограждане очень активно реагируют на дела милосердия. В том числе молодежь. В последние годы мы проводим такие акции со студентами лингвистического университета (МГЛУ), и это прекрасная возможность говорить о заповедях, о ценностях христианских и общечеловеческих — через волонтерство и добрые дела. Одно дело слушать проповедь, которая может восприниматься молодежью как нравоучения, и совсем другое — самому приобщиться к конкретному доброму делу. Многие молодые люди впервые открывают для себя это направление.
— Почему люди хотят помогать ближнему? Что ими движет? Ведь они тратят силы, время, деньги на помощь малознакомым людям...
— Евангелие дает нам две важнейшие заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Это основа, фундамент христианской жизни. Без них христианин не сможет реализовать свой внутренний потенциал. Да и любой человек, независимо от религиозной принадлежности, мне кажется, испытывает некую изначальную внутреннюю потребность помогать тем, кто оказался в непростой жизненной ситуации. Знаете, бывает, мы приглашаем людей принять участие в делах милосердия, и они говорят: мы ждали, чтобы к нам кто-то обратился с таким предложением. Принято считать, что в современном мире человек эгоистичен, но это совершенно не так. Иное дело, что нередко люди словно бы стесняются проявлять лучшие качества. Но на самом деле очень многие ищут возможность реализовать свою потребность в делах добра, любви и милосердия. Выскажу и еще одно наблюдение: тому, кто помогает, это намного нужнее, чем тому, для кого он совершает доброе дело. В каждом из нас заложено желание выходить за рамки самого себя. Иоанн Златоуст говорил: «Ничто столько не уподобляет нас Богу как благотворительность». Когда мы сводим свое бытие к самому себе, когда сосредотачиваемся только на собственной жизни и материальном комфорте, мы наносим вред своей душе. На уровне сознания это проявляется психологическим дискомфортом, беспричинным унынием и тревогой, смутным ощущением «я живу неправильно». Стремление к любви по отношению к ближнему заложено в природу человека.
— Говорил ли о благотворительности и милосердии Христос?
— Об этом Он говорил очень много. Но самая известная притча на эту тему — о милосердном саморянине. У Господа спросили: «Кто же мой ближний?». Господь говорит: возлюби ближнего как самого себя. И возникает вопрос: о ком же речь? «Ближние» — это моя семья и родные? Или дальние родственники тоже? Это друзья? Знакомые? Это люди, которые добры ко мне — и я делаю добро им в ответ? Отвечая, Господь рассказал притчу. Шел один человек из Иерихона в Иерусалим, по пути на него напали разбойники, ограбили и избили. Он лежал на обочине и не мог подняться. Мимо прошел священник и не помог. Прошел левит, и тоже не остановился. Но проходил мимо саморянин. Это был человек другой национальности, более того, между иудеями и саморянами была вражда. И несмотря на то, что это были люди из разных религиозных и национальных групп, которые находились в противостоянии, этот саморянин отвез иудея в гостиницу и сделал все необходимое для восстановления его здоровья. Он оставил хозяину гостиницы деньги и пообещал возместить расходы на лечение этого несчастного, если они эту сумму превысят. Такой пример привел Господь, говоря, что ближним для христианина является всякий человек, встреченный на жизненном пути, вне зависимости от его религии, национальности и воззрений. Евангелие призывает человека к свершению дел милосердия. А притча о саморянине выражает саму суть благотворительности. Человек часто совершает добро и имеет доброе расположение к тому, кто совершает подобное по отношению к нему. Но все же христианин призван к чему-то большему. Христианин призван проявлять свою любовь ко всем людям — даже к тем, кто к нам равнодушен или плохо относится.
— А как правильно помогать людям? Ведь бывают ситуации, когда неправильная помощь может принести человеку не пользу, а вред
— Важно понять и почувствовать, что происходит с человеком, который к вам обратился, и как ему можно действительно помочь. Иногда случается, что человек злоупотребляет вашим добрым к нему отношением. Бывают, например, случаи, когда к нам в приход обращаются за материальной помощью, и мы говорим: у нас сейчас ведется строительство храма, и всегда есть потребность в еще одной паре рук. Примите участие в работах, а мы вас отблагодарим деньгами. И порой люди отказывались или даже убегали. Есть случаи, когда, чтобы совершить акт милосердия, нужно познакомиться с человеком и понять его ситуацию.
— Люди порой совершают добрые поступки в надежде на вознаграждение — свыше или от тех, кому они делают добро. Насколько в делах милосердия важна мотивация?
— Такой подход христианство, разумеется, считает неправильным. Христианин призван совершать добро и ничего не ждать взамен. Но порой люди уверены, что если они сделали кому-то добро, теперь им все должны. Доброе дело от этого не меняет своей сути — оно остается добрым. Вопрос в другом: какую духовную пользу извлечет для себя тот, кто его совершил. С одной стороны, даже самый продуманный и нужный социальный проект может быть выполнен формально, если не вложить в него душу. С другой, как я уже говорил, для помогающего его милосердие важнее и нужнее, чем для адресата его помощи. И чтобы доброе дело принесло духовное успокоение и просветление тому, кто его совершает, очень важно внутреннее наполнение этого поступка. Господь, совершая исцеление, стремился изменить в первую очередь внутренний мир человека. Ибо «какая польза человеку, если он мир приобретет, а душе своей повредит» (Мф.16:26). Любые социальные проекты теряют смысл, если они не касаются самого главного — нашей души.
Александра АНЦЕЛЕВИЧ
Сейчас на продажу предлагается менее 7,5 тысячи квартир, а раньше свыше 10 тысяч.
И для праздника, и для дальнейшего развития.
О своей реализации, работе и участии в проекте «Звёздный путь» певица рассказала в интервью.