Вы здесь

Какие меры принимаются, чтобы не допустить трагедий на железной дороге?


Железная дорога — не место для игры. Кажется, каждому это известно с детства. Однако детская шалость не имеет границ, и железная дорога, которая всегда была и остается объектом повышенной опасности, нередко становится площадкой для детских развлечений. Кроме того, нахождение в районе железнодорожного полотна, в самом поезде предполагает соблюдение элементарных правил поведения. Невнимательность и неосторожность приводят к трагедиям, включая несовершеннолетних.

Риск травмирования граждан железнодорожным транспортом возрастает в период летних школьных каникул. Неслучайно сотрудники органов внутренних дел совместно с работниками Белорусской железной дороги усиливают контроль за объектами железнодорожного транспорта, проводят широкую профилактическую работу. С начала года отработано 456 объектов железнодорожной инфраструктуры, проведено 3039 рейдов. В одном из таких рейдовых мероприятий приняли участие и корреспонденты «Звязды».


Наушники до беды доведут

С начала года на объектах железнодорожного транспорта произошло 35 фактов травмирования. Погибли 26 человек. Для предотвращения наездов на граждан локомотивными бригадами применены 103 экстренных торможения. Случаев травмирования несовершеннолетних, к счастью, в этом году не зарегистрировано. Однако повода для самоуспокоения нет. За десять лет на объектах железнодорожного транспорта было травмировано 70 детей. 

Из них 31 несовершеннолетний — смертельно.

Молодые люди массово нарушают правила прохода железнодорожных путей. Пересекают железную дорогу перед приближающимся поездом, идут вдоль железнодорожных путей, не соблюдают правила безопасности на железнодорожных переходах, игнорируют световую и звуковую сигнализации. Иногда вообще не видят и не слышат поезда — позаботиться о собственной жизни не позволяют наушники и гаджеты, которые отвлекают внимание и дезориентируют в пространстве.

За примерами далеко ходить не надо. 28 января на остановочном пункте «Заречное», что в Смолевичском районе, поездом региональных линий экономкласса № 6020 Минск — Орша был травмирован девятнадцатилетний парень. Местного жителя госпитализировали в реанимационное отделение Смолевичской центральной районной больницы, где от полученных телесных повреждений он скончался. Как потом выяснилось, молодой человек двигался по краю платформы. Как раз в это время приближался поезд. 

Скорее всего, парень его просто не заметил — на месте происшествия были найдены наушники.

Подобные трагедии случились в мае 2022 года на остановочном пункте «Киселевичи» Бобруйского района, когда в течение недели были травмированы двое несовершеннолетних. Один — смертельно: 17-летний юноша пересекал железнодорожные пути на велосипеде, будучи в наушниках.

Как отмечает первый заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Управления Белорусской железной дороги Сергей Посудневский, большое количество детей получает травмы, даже переходя железнодорожные пути по пешеходным переходам. «Идут по установленным местам, но не обращают внимание на то, что близко проходит поезд: и все по вине наушников, капюшонов, натянутых чуть ли не на глаза, — констатирует он. — Высокая доля электротравм. Дети поднимаются на конструкции, опоры, вагоны, где делают селфи. Поражение электрическим током происходит необязательно после прикосновения к электрической сети. При определенных погодных условиях, других факторах может возникнуть электрическая дуга, поражающая человека. Такие случаи также регистрируются. Электротравма очень опасна: человек или погибает, или остается инвалидом на всю жизнь».

О несчастных случаях, которые происходят на железной дороге, школьникам рассказывают сотрудники Белорусской железной дороги. На всех вокзальных комплексах размещены листовки, предупреждающие людей об опасности, в поездах звучат соответствующие объявления, постоянно транслируемые на мониторах сообщения. Для более качественного донесения информации БЖД разрабатывает многочисленные ролики, видеофильмы. Создается учебный мультфильм, завершается работа над раскраской для детей.

Под круглосуточным контролем

Основной причиной несчастных случаев на объектах железнодорожного транспорта является нарушение гражданами правил безопасности. Люди должны осознать, что категорически запрещается переходить через железнодорожные пути перед приближающимся или близко стоящим поездом. Опасно даже идти вдоль железнодорожных путей. Если поезд идет на большой скорости, есть вероятность, что что-то может отлететь: камни, щебень, на котором замонтированы шпалы и рельсы. Смертельное травмирование можно получить даже из-за воздушного потока. Пересекать железнодорожное полотно можно только в установленных местах, которые в обязательном порядке предусмотрены инфраструктурой железной дороги. В противном случае нарушителей правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта ждут штрафные санкции.

Однако привлечение граждан к ответственности — не первоочередная задача, стоящая перед сотрудниками внутренних дел, которые несут дежурство на крупных и не только железнодорожных узлах страны. Дежурные наряды милиции в круглосуточном режиме следят за порядком на железнодорожных объектах, работают на профилактику, чтобы ни правонарушений, ни, не дай бог, преступлений допущено не было.

— Технические возможности (в частности системы видеонаблюдения) позволяют нам полностью отслеживать обстановку на объектах железнодорожного транспорта, устанавливать личности правонарушителей и привлекать их к ответственности, — отмечает заместитель начальника Управления общественной безопасности на объектах транспорта МВД подполковник милиции Виталий Якубовский. Особое внимание уделяется несовершеннолетним. Милиционеры сопровождают организованные группы детей, пользующихся железнодорожным транспортом. В обязательном порядке обращают внимание на несовершеннолетних, которые находятся без сопровождения взрослых.

К слову, до достижения десятилетнего возраста дети не могут находиться на объектах железнодорожного транспорта самостоятельно. 

В ином случае это всегда повод подойти к несовершеннолетним и выяснить причину их нахождения вблизи железной дороги, на вокзале или станции, в вагоне. Виталий Якубовский рассказывает, как несколько лет назад совещание милиции в Жлобине приходилось снимать с поезда двоих дошкольников, которые сбежали из детского сада и направились в сторону железной дороги. Благодаря правоохранителям удалось избежать самых трагических последствий.

Сокращать путь — рисковать жизнью

Контрольные мероприятия на объектах железнодорожного транспорта осуществляют и сотрудники Белорусской железной дороги. В местах массового нарушения перехода железнодорожных путей устанавливаются фотоловушки — как правило, там, где фиксируется наибольшее количество фактов экстренного торможения подвижного состава. Однако и здесь цель — не наказать человека. Главное — не допустить несчастного случая, сохранить человеческую жизнь.

О людях пенсионного возраста сотрудники Управления Белорусской железной дороги также позаботились. Информацию о правилах безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта разместили вблизи дачных кооперативов, садоводческих товариществ.

«Мы учитываем возраст людей, у пожилых реакция уже не та, и они не всегда оперативно могут среагировать в момент приближения поезда, — говорит Сергей Посудневский. — Неслучайно регулярно сообщается о том, что на станцию прибывает поезд: людей предупреждают, чтобы были осторожными. Есть такой фактор, когда с одного пути поезд проходит и человек автоматически начинает движение, не обращая внимание на то, что на втором пути появляется следующий, которого не видно из-за хвоста предыдущего поезда. К сожалению, по этой причине также фиксируются факты травмирования. Чтобы исключить такие ситуации, наши специалисты постоянно работают над графиком поездов. На особом контроле находится и оборудование инфраструктуры. Выйдя из поезда, люди не просто так идут вдоль железнодорожных путей. Конечно, где-то сокращают путь. А где-то, особенно это характерно для сельской местности, нет благоустроенных дорожек, поэтому и возникают места несанкционированного прохода».

Все они учтены и положены на карту. Однако если наиболее сложные участки, создающие угрозу жизни граждан, в больших городах проще обозначить или огородить, то в сельской местности это сделать сложнее. Проблема решается посадкой растительности, установкой специальных инженерных средств.

Только человеческий фактор никто не отменял. Люди постоянно куда-то спешат, а потому нарушают правила безопасности, рискуя, конечно, самым дорогим, что у них есть. А, между прочим, тормозной путь поезда — минимум километр. «Скорость поезда примерно в 30 раз больше скорости человека, — обращает внимание Сергей Посудневский. — Переходя железнодорожные пути перед приближающимся поездом, люди думают, что он далеко. Но многие не осознают, что 5-6 секунд — и этот поезд находится возле него в непосредственной близости».

Опасные увлечения

В последнее время на объектах железнодорожного транспорта участились случаи хулиганства. Набирает обороты так называемое зацеперство, когда молодые люди, в том числе несовершеннолетние, забираются на вагоны, цепляются за поручни, лестницы, подножки, другие элементы и едут по маршруту. При этом мало кто из молодежи воспринимает всерьез то, что такого рода увлечение может закончиться трагедией. И такие случаи уже есть. К счастью, не в Беларуси. Но могли быть, если бы не сотрудники органов внутренних дел, которые вовремя выявили юных правонарушителей.

С начала года на железной дороге задержаны пять юных зацеперов. Двух любителей прокатиться не по правилам сняли с поезда буквально недавно. Вечером 31 мая сотрудники отдела внутренних дел на транспорте задержали на станции Орша-Центральная 15-летнего минчанина, который проезжал между вагонами товарняка и поезда Москва-Минск. Через день на перроне этого же вокзала попался уже 17-летний житель столицы. Он провел в дороге два часа между вагонами состава, который шел в Москву.

Подростки часто становятся фигурантами других правонарушений, создающих угрозу безопасному движению на железной дороге. По словам заместителя начальника Управления общественной безопасности на объектах транспорта МВД, зарегистрированы случаи, когда дети клали посторонние предметы на железнодорожное полотно. «Некоторые делали это бессознательно, но ответственности за такой поступок никто не снимает, — уточняет Виталий Якубовский. — Например, в Минской области дети строили шалаш возле железной дороги, таскали ветви, часть которых падала на железнодорожное полотно. Во-первых, это опасное занятие, ведь дети пересекали железную дорогу в неустановленном месте. С другой стороны, своими действиями они могли создать препятствие движению железнодорожного транспорта. На этот раз все ограничилось профилактической беседой».

В других случаях из-за своего произвола несовершеннолетние стали фигурантами уголовного дела. В частности, 9 марта юные жители Жодино из хулиганских побуждений перед приближением поезда бросали с горки на железнодорожные пути автомобильные покрышки. В результате локомотивной бригадой поезда было применено экстренное торможение, из-за чего произошло повреждение тормозной магистрали. В отношении несовершеннолетнего 2009 года рождения, участвовавшего в хулиганских действиях, возбуждено уголовное дело.

Не останется без внимания и такой вид детской шалости, как метание камней в поезда или в светофоры, регулирующие движение. Такие «развлечения», что также относятся к категориям правонарушений, могут хорошо ударить по семейному бюджету. Поскольку у нас на железной дороге довольно современные составы, стоимость одного стекла может очень недешево стоить. Из-за такого детского произвола, кроме привлечения к ответственности, на законных представителей несовершеннолетнего будет возложена и возмещение вреда, причиненного их наследниками.

Как акцентирует внимание Виталий Якубовский, уголовная ответственность за хулиганство наступает с 14 лет. «Если правонарушители не достигли возраста привлечения к ответственности, то протокол составляется по отношению к родителям, — говорит он. — Соответственно, рассматривается их роль в воспитании несовершеннолетних».

Таким образом, ни один подобный случай не остается без внимания правоохранителей. Однако главное — это жизнь, которая у несовершеннолетних еще впереди. От своевременного разговора на тему правил безопасности на объектах железнодорожного транспорта, родительского контроля за своими потомками многое зависит.

Вероника КАНЮТА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Название в газете: Недзіцячыя «забавы»

Выбор редакции

Экология

Что предлагает экотуризм и чем он так привлекает в Беларусь иностранцев

Что предлагает экотуризм и чем он так привлекает в Беларусь иностранцев

Прогуляться по болоту, посетить необитаемый остров.

Общество

Почему подростки сбегают из дома?

Почему подростки сбегают из дома?

Постарались найти ответы вместе с майором милиции Павлом Гомоном.

Общество

Жизненное кредо Сергея Савицкого

Жизненное кредо Сергея Савицкого

Первый заместитель председателя Могилевского облисполкома — о семье, любви к Родине и родительских уроках.