Вы здесь

Ректор МГУ: Система образования в Беларуси сегодня напоминает живой организм


Разговор с ректором МГУ имени А. Кулешова Денисом Дуком состоялся в разгар проведения кампании по сдаче централизованных экзаменов и тестирования. Уже второй год подряд школьники сдают одновременно выпускные и вступительные экзамены. Это нововведение позволяет объективно оценить их знания и оптимизировать процесс поступления в вузы, считает ректор. По его мнению, система образования в Беларуси сегодня напоминает живой организм, который постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени. Как результат, появляются новые подходы, дисциплины, специальности. А вместе с ними — интерес к белорусским вузам со стороны иностранной молодежи. Денис Дук рассказал, как это происходит на примере педагогических специальностей альма-матер.


Прозрачная оценка

— То, что ЦЭ и ЦТ происходят в один день, очень хорошо, — отмечает Денис Дук. — Это снимает целый ряд организационных вопросов, включая и финансовых, ведь все проводится за счет бюджетных средств. Заодно стимулирует активно готовиться абитуриентов, давно окончивших школу, а также выпускников колледжей, которые уже в мае должны проходить вышеуказанные экзамены, и школьников, которые хорошо знают, что вместо нескольких школьных экзаменов им нужно сдать только два централизованных. Это объективный фактор. Если, условно говоря, в аттестате «8», а ЦЭ сдано на " 4«, наверное, что-то в системе оценивания в школе не работает. Это видит и преподаватель, и абитуриент. Но по опыту прошлого года корреляция не очень большая, значит, оценки в школе объективные. Это очень положительный результат и стимул хорошо учиться для детей.

Еще одной новацией этого года является большая гибкость при зачислении абитуриента в высшее учебное заведение. Можно поступить в региональные вузы по итогам университетских олимпиад. Вне пределов конкурса также победители областного этапа олимпиад, по итогам собеседования поступают выпускники профильных классов, плюс — целевая подготовка. Пожалуйста, по целевому направлению сдавай один экзамен вместо трех и получай студенческий билет и зачетку. Если человек намерен поступить в ВУЗ, он обязательно поступит. Правда, для этого нужно будет приложить определенные усилия. Есть специальности инженерного плана, педагогического, на что сейчас нацелена подготовка в профильных классах. Мы рассчитываем, что более половины учеников профильных классов по педагогической направленности Могилевщины пойдет в наш госуниверситет. В следующем году возможность поступать на инженерные специальности появится у выпускников инженерных классов. Система образования гибкая, приспосабливается к запросам времени, дает абитуриентам больше возможностей.

— Несколько месяцев назад, когда президент разговаривал с ректорами вуза, он заострил внимание на проблемах высшего образования. Были вопросы и по поводу прозрачности ЦТ.

— Опыт прошлого года, когда поступили жалобы, что во время ЦТ нет прозрачности, учтен. Теперь все бланки ответов будут персонально высланы абитуриенту. Он будет видеть, где ответил правильно, а где ошибся. Раньше такого не было.

— Возможно, что-то будет усовершенствовано и в отношении закрепления выпускников на первом рабочем месте? Этот вопрос также остается проблемным.

— Это проблема не только вуза, есть еще и работодатель. Университет направляет на работу строго в соответствии со специальностью. Работодатель же должен обеспечить условия, чтобы молодому специалисту захотелось остаться на первом рабочем месте. Во-первых, это комфортный климат в коллективе, во-вторых, должен быть институт наставничества, чтобы молодой человек знал, к кому обратиться за советом, в-третьих, важный аспект — материальное стимулирование труда, в-четвертых, создание бытовых условий для проживания. Если нет жилья и перспектив его получить, молодой человек не застрянет на рабочем месте. Эту проблему знают в области. Председатель Могилевского облисполкома неоднократно обращал на нее внимание и говорил, что она комплексная и руководство на местах должно заботиться об условиях работы и жилья для молодых специалистов. Если все это совпадает и мы видим, что все компоненты вместе, молодой человек обязательно останется и даже создаст семью. В течение двух лет мы отслеживаем, как наш выпускник работает, какая у него зарплата. Он должен работать на полную ставку и по профилю. Если мы обнаруживаем нарушения, направляем письмо к работодателю и просим исправить недостатки. Потом повторно делаем запрос. Если ситуация не меняется, направляем сведения в прокуратуру, которая дает правовую оценку таким действиям на месте. Но это бывает очень редко.

В соответствии с требованиями времени

— Ваш вуз готовит, в том числе и журналистов. На недавнем медиафоруме в Могилеве президент обратил внимание на то, что это очень ответственная профессия, в современных условиях чем-то похожая на военную. Словосочетание «информационные войны» само за себя говорит.

— Так. Это очень ответственная профессия, и мы гордимся, что наши выпускники держат планку. Вообще, обращение президента было очень искренним, насыщенным позитивными эмоциями. Как всегда, были сделаны акценты, расставлены приоритеты, на что больше обратить внимание. Очень понравилась та теплота, с которой он обращался к журналистам, степень углубленности в решение проблемы. Сегодня мелких тем не бывает. Региональные СМИ подхватывают то, что беспокоит людей на месте. Президент отметил их высокую роль. Что они, несмотря на создание медиахолдингов, должны оставаться местными изданиями и не терять своей особенности. Показывать проблемы и как они решаются властями. А если проблема решена, нужно написать и о результате. По себе и своей семье знаю, что живые материалы с мест вызывают большой интерес. Тот уголок, где живешь, ближе всего. И я согласен, что роль региональных СМИ велика. Много наших выпускников работают в разных массмедиа, начиная от телеканала Беларусь 4 (Могилев), заканчивая редакциями различных газет. И многие себя хорошо зарекомендовали. У нас студенты работают уже с 3-го курса. Есть своя газета и в вузах, где студенты практикуются в различных технических способах донесения информации, обработки фото, видео.

— Университет имени А. Кулешова сегодня готовит педагогов, юристов, журналистов и других специалистов. В этом году, насколько знаю, будет происходить набор и на новые специальности?

— В этом году мы открыли набор на специальность «Тренерская работа» с квалификацией не учитель физической культуры, а именно тренер по легкой атлетике. Она более сложна в плане подготовки, но очень востребована в регионе. Благодарен управлению спорта и туризма Могилевского облисполкома, руководству области и Министерству образования за большую работу для того, чтобы эта специальность в регионе появилась. Надо было доказать Министерству спорта, что в нашем университете и вообще Могилевской области созданы все условия для качественной подготовки тренеров. Мы совершенствуем нашу материальную базу, строим новый многофункциональный стадион, который будет, наверное, одним из самых современных в Могилеве. Надеемся, что строительство завершится уже в этом году. Мы показали возможности Могилева, на базе каких учреждений сможем проводить обучение тренеров по легкой атлетике. За последние годы в Могилеве с помощью республиканского бюджета сделано много новых объектов для подготовки спортсменов, которые, как оценили специалисты, соответствуют требованиям. Это было первое условие для открытия специальности в вузе. Вторая — наличие высококвалифицированных кадров. Хорошего тренера может подготовить только отличный тренер. В университете работает несколько человек, которые имеют квалификацию тренера и подготовили много чемпионов разного уровня. Плюс мы обратились к местным федерациям, и нам гарантировали для участия в учебном процессе ведущих тренеров, которые также подготовили не одного чемпиона Беларуси, Мира.

В этом году в рамках нашей традиционной специальности «Образование в области физической культуры» мы открыли также новую специализацию «Начальная военная подготовка». Кроме компетенции учителя физической культуры будущий специалист будет обладать необходимыми знаниями по начальной военной подготовке, что сегодня очень востребовано в школах. Это расширит возможности в профессиональном плане. Плюс мы надеемся и уже сделали все необходимые шаги, чтобы со второго курса определенная часть студентов, которые выберут эту специализацию, обучалась на военной кафедре Белорусско-Российского университета и на выходе получала лейтенантские погоны. У нас с Министерством образования есть предварительная договоренность об открытии в 2025 году новой специальности, чтобы с самого начала наш специалист обозначался как преподаватель начальной военной подготовки, а потом уже физической культуры. И надеюсь, что в следующем году объявим набор уже на специальность «Начальная военная подготовка», а не на специализацию как сейчас.

— На какие специальности прогнозируется наиболее большой спрос?

— Думаю, будет, как всегда, пользоваться спросом ряд педагогических специальностей: начальное образование, в том числе инклюзивное, правоведение, ИТ-специальности. Абитуриенты активно интересуются упомянутой специализацией «Начальная военная подготовка». Спрашивают о возможности обучения на военной кафедре, квалификации будущего преподавателя, интересуются проходными баллами, как поступить по целевому набору.

Фото: БелТА

История белорусской государственности

— В этом году в университетской программе появились новые дисциплины, касающиеся идеологической составляющей. Расскажите о них.

— Тема идеологической направленности находится в зоне пристального внимания и постоянно обновляется. Наши новые дисциплины — это «История белорусской государственности», наряду с традиционными дисциплинами, такими как «Философия». «История белорусской государственности» — это синкретическая дисциплина, которая показывает, какой путь одолели наши институты власти, чтобы прийти к сильной президентской республике, в чем преимущества этой формы правления, особенность наших государственных символов, чем мы гордимся.

За нашими символами многовековая история, хотя оппоненты пытаются возражать. Но факты — вещь упрямая. Дисциплина очень интересная, многоаспектная, она подводит к пониманию, что мы живем в стране, где каждая эпоха наложила свой отпечаток на то, какими мы стали и куда нам двигаться дальше. Чтобы все знали, почему на нашей почве не могут прижиться те западные либеральные ценности. 

У нас они традиционные, далекие от искажений, которые наблюдаем в Западной Европе. Мы — традиционное общество с традиционными семейными ценностями. Они построены на уважении к старшим, на равных и взаимоуважительных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

Второй предмет, который обязателен для всех — «Современная политэкономия». По обеим дисциплинам есть учебники, я являюсь одним из авторов «Истории белорусской государственности». Новые дисциплины — живой материал. На его основе можно делать учебно-методические комплексы или пособия. Никто не ограничивает. И этот социально-гуманитарный блок постоянно обновляется. Учебники вышли в прошлом году, и там пока ничего нет о последних выборах в парламент, новый формат ВНС. Все это в ближайшем будущем тоже должно лечь на страницы учебников.

Международные отношения

— Впереди Форум регионов. Как в нем будет задействован ваш университет?

— У нас традиционно во время него работает форум ректоров Беларуси и России. Мы подписываем договоры с вузами-партнерами из Российской Федерации или модернизируем те, что уже были, или подписываем соглашения о каких-то новых совместных проектах. Здесь очень много аспектов. Как пример, мы активно участвуем в Ассоциации педагогических университетов по линии СНГ. С Узбекистаном есть совместные образовательные программы, с российскими партнерами каждый раз находим новые точки взаимодействия. Сегодня готовим свои предложения к нашим партнерам и, если они будут поддержаны, в июне подпишем договоренности.

— У вас проходят обучение студенты из разных стран, включая африканских. Какие специальности они выбирают и как это сотрудничество развивается?

— Экспорт образовательных услуг — это одна из основных сфер в деятельности университета. К нам приезжают на подготовительные курсы для поступления в различные вузы Беларуси, включая нашу, представители более чем 10 стран Африки. Один из наших главных традиционных партнеров — это Китай. Здесь мы видим очень высокую востребованность на наше образование, особенно магистерскую подготовку, аспирантуру. И третье направление — страны Азии из бывшего Советского Союза, такие как Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, где также есть большой спрос на наше образование. Для узбекских студентов обучение ведется на русском языке, для китайских — в основном на английском. На сегодня наш основной узбекский партнер — университет города Чирчик. Их студенты учатся дома три года по нашим образовательным программам, а потом приезжают в Могилев. Иностранные студенты получают у нас знания по педагогическим специальностям по направлениям биологии, физики, математики, начального образования.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото из архива Дениса ДУКА

Название в газете: З ухілам на якасць

Выбор редакции

Общество

Правда и мифы о полуфабрикатах

Правда и мифы о полуфабрикатах

В Год качества мы задали ученым неудобные вопросы о том, что «внутри» магазинной пельмешки или котлетки.