Вы здесь

Что нужно знать владельцу маломерного судна?


Все ближе летний сезон, во время которого жители нашей страны все чаще начинают эксплуатировать на реках и озерах маломерные суда. О том, какие существуют нюансы владения лодками в нашей стране, рассказали в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). «В последнее время количество регистрируемых судов подлежат техническому освидетельствованию, значительно увеличилось. Белорусы начали активно эксплуатировать маломерные суда на водных объектах страны», — заявил начальник Государственной инспекции по маломерным судам Юрий Богданчик.


В прошлом году в нашей стране было зарегистрировано более 8 тысяч новых маломерных судов. Всего на учете в Государственной инспекции находится уже более 175 тысяч маломерных судов. Юрий Богданчик напомнил, что не все они подлежат государственной регистрации.

По информации госинспекции, в Беларуси насчитывается около 300 тысяч маломерных судов, но из них подлежат регистрации и зарегистрировано чуть более половины из общего количества такого водного транспорта. Как известно, маломерные суда грузоподъемностью менее 225 килограмм, не имеющие двигателя или мотора, не подлежат государственной регистрации и после техническому освидетельствованию.

Когда проходит техосмотр?

Если грузоподъемность вашей лодки превышает 225 килограммов (согласно заводским техническим характеристикам), ее необходимо поставить на учет в ГИМС. То же касается плавательных средств с меньшей грузоподъемностью, но оснащенных бензиновым или электрическим двигателем, независимо от его мощности.

Согласно действующему законодательству, зарегистрировать маломерное судно нужно не позднее 30 дней с момента его приобретения. Для этого в территориальный участок ГИМС необходимо предоставить следующие документы:

* договор купли-продажи на лодку и мотор (правоустанавливающие документы);

* паспорта на судно и двигатель, если таковые имеются (руководство по эксплуатации с отметками о продаже);

* квитанция об оплате за прохождение процедуры регистрации;

* заявление на постановку судна на учет (заполняется на месте);

* документ, удостоверяющий личность владельца лодки (паспорт, водительское удостоверение или вид на жительство).

После прохождения процедуры государственной регистрации лодки и нанесения бортовых номеров владелец маломерного судна должен в течение 10 дней передать его на технический осмотр. Как правило, пройти его можно в день постановки лодки на учет, что очень удобно и не занимает много времени. 

В дальнейшем техосмотр предстоит проходить с определенной периодичностью. Гребные лодки. Этим «молодым» транспортным средствам, которые пробыли в эксплуатации менее 10 лет, нужно проводить технически осмотр раз в 5 лет. Если же у такой лодки имеется мотор — раз в три года. По окончании 10 лет эксплуатации все подобные суда проходят эту процедуру ежегодно.

Маломерным судам других типов и гидроциклам, которыми пользуются менее 10 лет, нужно проводить технический осмотр раз в два года. А если срок эксплуатации этих средств больше 10 лет, то нужно их технически осматривать уже ежегодно.

Когда нужно специальное обучение и права?

Маломерное судно оснащено подвесным двигателем мощностью более 5 лошадиных сил (соответствует электродвигателю 3,7 кВт). В этом случае судовладелец обязан пройти обучение на базе ГИМС и получить водительское удостоверение на право управления моторной лодкой.

Обучение (как в очной, так и в заочной форме) проводят Госинспекция по маломерным судам, ОСВОДАМ и частные компании. К нему не допустят людей моложе 18 лет. Свидетельство на право управления действительное в течение десяти лет. Экзамены принимает только Госинспекция по маломерным судам.

Порядок прохождения обучения во многом схож с автошколой: после окончания обучения нужно будет сдать теоретический и практический экзамены.

Согласно Правилам пользования маломерными судами, владелец обязан следить за техническим состоянием своей лодки и двигателя и не выходить на воду при обнаружении неисправностей.

Для обеспечения безопасности на борту маломерного судна должны находиться спасательные жилеты, якорь, аптечка и водоотливное устройство. А при наличии двигателя надлежит иметь огнетушитель объемом не менее двух литров и противопожарное одеяло. При использовании лодки нужно помнить о веслах и приспособлении для швартовки судна.

Во время движения как сам водитель, так и все пассажиры, находящиеся на борту, должны быть в надетых и застегнутых спасательных жилетах. Не допускается управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также без свидетельства на право управления моторной лодкой (для судна, оснащенного подвесным двигателем мощностью более 5 лошадиных сил).

Данные правила распространяются на все типы судов, независимо от того, подлежат они обязательной регистрации или могут эксплуатироваться без регистрации и технического осмотра.

Беларусь подписала резолюцию № 40 ООН о признании международных удостоверений. Поэтому международные удостоверения, выданные на территории Беларуси, признаются в тех странах, которые также подписали указанную резолюцию. Это, в частности, почти все государства Европы.

С «Нептуном» не шутят

Управление моторным маломерным судном разрешается лицам, достигшим 18-летнего, а гребными — с 16-летнего возраста. На маломерных судах запрещается заходить на акватории, отведенные для купания, приближаться ближе 50 метров к обозначенным границам заплыва у пляжей, а при эксплуатации моторных маломерных судов с использованием водных лыж и аналогичных средств — ближе 100 метров к таким границам.

Судоуправитель обязан не подвергать опасности маломерное судно и людей, которые на нем находятся, оказать помощь любому лицу, которому угрожает опасность.

Нарушение правил регистрации и учета маломерных судов, за исключением гребных лодок, байдарок и надувных судов грузоподъемностью менее 225 килограммов, влечет наложение штрафа от двух до пяти базовых величин, а нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов — предупреждение или штраф в размере до трех базовых величин.

Юрий Богданчик отметил, что в прошлом году граждане Беларуси купили около 10 тысяч новых маломерных судов, в то время как в 2018 году их в наличии было чуть более 3,5 тысячи транспортных средств. Вместе с тем увеличилось и число погибших при использовании маломерных судов.

«В 2018 году при эксплуатации маломерных судов погибли 14 человек, а в прошлом году — 22 человека. Основная причина гибели людей — это беспечность и нарушение правил пользования маломерными судами. За последние десять лет все погибшие — их более 100 человек — были без спасательных жилетов. Надо сказать, что при использовании спасательного жилета степень выживаемости при авариях — почти 100%», — подчеркнул Юрий Богданчик.

В подтверждение своих слов он обратил внимание, что практически все спасенные находились в спасательных жилетах. «Использование спасательного жилета гарантирует, что если человек оказался в воде при использовании маломерного судна, то он останется жив», — констатировал Юрий Богданчик.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».