Вы здесь

Елена Батян: «Приходя в цирк, зритель ожидает праздника»


Формулой своего успеха делится главный балетмейстер Белорусского государственного цирка, одна из победителей республиканского конкурса «Женщина года-2023» в номинации «Духовность и культура» Елена Батян. 

Как на протяжении почти 20 лет ей удаётся удивлять коллег и зрителей всё новыми творческими идеями? По каким критериям подбирает артистов балета и почему рада появлению в коллективе мужчин? Что помогает ей всегда оставаться в тонусе и с оптимизмом смотреть в завтра? Об этом и не только — в интервью «Алесе».


Цирк выбрал меня 

— Елена, Вы уже почти 20 лет работаете в цирке, с 2020-го года — в качестве главного балетмейстера. Вы всегда мечтали ставить танцы именно на арене или это воля случая? 

— Наверное, это судьба. В апреле 2005-го меня пригласили в цирк поработать в одном номере и съездить на гастроли в Гомель. Это было что-то совершенно новое, и я согласилась. Потом последовали гастроли в Японии. Очень скоро директор предложил мне стать балетмейстером. 

— Уверена, не каждая артистка способна ставить танцы, руководить людьми... 

— Какие-то задатки, наверное, заложены от рождения. Уже в песочнице могла организовать детей на совместные «проекты». Когда занималась в театре-студии «Ронд» Дома пионеров Октябрьского района Минска, взрослые часто ставили меня вперёд, чтобы показывала движения, а остальные повторяли за мной. Я получила хорошее образование. С красными дипломами окончила Минский государственный колледж искусства по специальности «Руководитель самодеятельного танцевального коллектива, культработник», а потом и БГУКИ. Повезло с наставниками. Например, знания, которые дала ведущий педагог МГКИ Ольга Степановна Горелова, — тот фундамент, на который опираюсь до сих пор. Недолго сама преподавала хореографию в родном колледже, была арт-директором клуба «Мэдисон». В общем, получив предложение стать балетмейстером в цирке, оказалась готова принять вызов. 

— Объясните, пожалуйста, в чём специфика цирковой хореографии? 

— Особенность только одна — все миниатюры ставятся с учётом номеров артистов цирка. Например, выступает жонглёр, звучит испанская музыка. Рядом на арене — красавицы в ослепительных нарядах, которые своими движениями подчёркивают его виртуозное мастерство. Во время паузы, когда артисту нужно перевести дыхание, сосредоточиться и показать наивысший класс, танцовщицы переключают внимание на себя, во время кульминации — замирают. Всегда отталкиваюсь от конкретной режиссёрской постановки. Порой, конечно, бывает и наоборот — делюсь своими идеями с режиссёром, и в результате рождаются новые оригинальные номера. 

— В любой работе с годами появляется опыт, но часто уходит свежесть восприятия, ощущается дефицит идей. Вам это знакомо?

— К счастью, пока нет. На новую миниатюру может вдохновить и природа, и люди, и музыка. Всякий раз, когда что-то получается, благодарю ангелов творчества, не покидающих меня. Очень рада, что сегодня уже выручает и опыт. Раньше ночами обдумывала новую хореографию. Во сне мозг продолжал работать, приходили подсказки. Утром в блокноте помечала, что лучше изменить. Сегодня добиваюсь нужного результата при меньших нервных затратах. 

— Вы наверняка следите за работой коллег. Отличается ли хореография в западных и восточных цирках? Случалось ли такое, чтобы Вы теряли дар речи, восторгаясь какими-то постановками? 

— Некоторая разница в стилистике китайской, японской, корейской и европейской цирковых хореографий, безусловно, есть. Но в современном мире неизбежно взаимовлияние культур. Балетмейстеры заимствуют какие-то элементы и находки друг у друга. Это, на мой взгляд, взаимно обогащает. Не единожды испытывала восторг от работы коллег. Огромное впечатление произвела на меня увиденная в 2019 году хореографическая постановка с цирковыми элементами «Акробатическая дорожка» китайского цирка. 

— Ставите ли Вы перед собой как руководитель балета Белгосцирка некую сверхзадачу? 

— Создавая хореографические миниатюры, всё время помню о зрителе, который приходит в цирк, ожидая праздника. Стремлюсь пробудить у публики самые добрые, тёплые эмоции. Мне кажется, цирк оставляет у каждого ребёнка яркие впечатления на всю жизнь. И взрослые в цирке тоже становятся похожими на детей. 

— За 20 лет у Вас ни разу не возникало желания уйти из цирка? 

— Мы все живые люди. У меня тоже случались кризисы. Но я рада, что преодолела их и осталась в цирке. Шаг за шагом, день за днём занимаясь своим делом, совершенствуясь в нём, развиваясь, сумела многого добиться. И сегодня, ложась спать, думаю над тем, каким будет завтра, ставлю перед собой новые цели. Просыпаюсь с бодрым настроением. И пока верю, что ещё могу создать что-то замечательное, не тороплюсь ставить точку и подводить итог. 

Балет с характером 

— По каким критериям Вы отбираете артистов в свой коллектив? 

— Главный критерий — профессионализм, умение танцевать. Я строгий руководитель, требую дисциплины, высокой самоотдачи. И вместе с тем ценю характер — без него нельзя добиться результата, сделать что-то замечательное, по-настоящему интересное. Часто слышу о том, что наш балет имеет своё лицо. Уверена, это потому, что все артисты — талантливые, умные, сильные люди. Да, они выражают свои эмоции без слов. Но всегда ощущается — им есть что сказать. 

— Раньше у циркового балета было исключительно женское лицо. Сегодня в нём есть уже и мужчины. Что изменилось с их приходом?

— Два года назад к нам приезжал на гастроли московский цирк с программой «Всё будет хорошо». В их авторском проекте участвовало шесть артисток и столько же артистов балета. С тех пор и в нашем коллективе появилось двое мужчин. Буду только рада, если их ряды пополнятся. Представители сильного пола вносят новые оттенки в хореографию, дают возможность дуэтного исполнения. 

— Есть ли какие-то жёсткие требования к внешним параметрам артиста циркового балета? Часто ли Вам приходится напоминать девочкам, что нужно сбросить вес, сесть на диету? 

— Такого условия, чтобы обязательно было 90-60-90, никто артисткам не ставит. Но безусловно, танцовщик должен соответствовать эстетическим требованиям. Утрата формы — это профнепригодность. Иногда я могу кому-то сказать: «Хорошо бы немножко похудеть» или, наоборот: «Неплохо бы тебе чуточку поправиться». К счастью, все мои «птички» (так я называю девочек) следят за собой, их отличает общая высокая культура, в том числе культура питания. 

— А Вы ни в чём себе не отказываете? 

— Я хорошо готовлю, люблю печь пироги, обожаю вкусно покушать. Раньше это не создавало проблем. Но переступив 50-летий рубеж, приходится уже ограничивать себя, прикладывать усилия, чтобы оставаться в форме. 

— Как Вы реагируете, если артистка балета говорит о том, что скоро собирается в декретный отпуск?

— Всегда с радостью. Женщина не может жить только профессией, даже такой красивой, как у нас. Очень важно, чтобы люди были счастливы — это отражается и на работе. 

— Время артиста балета по определению лимитировано. В каком возрасте и куда обычно уходят члены вашего коллектива? 

— У каждой артистки — своя история. Некоторые, попадая в цирк, вообще быстро меняют «специализацию», становятся наездницами, воздушными гимнастками. Большинство к 35 годам уже намечают дальнейший план действий. Кто-то уходит преподавать, кто-то в индустрию красоты, осваивает профессию бухгалтера, страхового агента. 

— Готовите ли Вы себе смену из числа своих артистов? 

— Конечно. Если вижу у кого-то потенциал, стараюсь дать возможность проявить себя в качестве балетмейстера. Две артистки уже ставят номера. Не отношусь к числу тех, кто боится конкуренции. Наоборот, считаю её залогом развития. Как лидер коллектива заинтересована в том, чтобы и после меня шоу продолжалось. 

— Интересно, когда незнакомые люди узнают, что Вы работаете в цирке, как они обычно реагируют? 

— Уточняют, что я там делаю. И обычно отвечаю: «Я — дрессировщица, ставлю номера с птицами (иногда говорю — с тигрицами)». 

Улыбаться и мечтать 

— Быть руководителем всегда непросто. Как Вы снимаете стрессы? Как и где отдыхаете? 

— С детства занималась лёгкой атлетикой, показывала высокие результаты. И хотя выбрала танцы, на протяжении десятилетий продолжала совершать регулярные пробежки. Это помогало «разгружать» мозг, легче находить ответы на свои вопросы, решать проблемы, всегда быть в тонусе. К сожалению, перенесённый ковид отразился на здоровье. В 2021 году мне сделали операцию на суставах, и с тех пор не бегаю. Но зарядку делаю, стараюсь достаточно двигаться. 

Когда устаю, уезжаю за город, чтобы побыть в тишине, слушать пение птиц, созерцать пробуждение природы, любоваться её красотой. Это место моей силы, там я отдыхаю душой. Если хочется общения, встречаюсь с приятными людьми, еду или лечу в гости к подругам. Источник положительных эмоций для меня и моя кошка Кассандра. Удивительное существо, которое дарит массу позитива. 

— Вы считаете себя баловнем судьбы? 

— Нет. Мне ничего в жизни не преподносилось «на голубой тарелочке». Я из неполной семьи, рано стала самостоятельной, вынуждена была себя обеспечивать. Привыкла рассчитывать только на себя. И не только работала, но и растила сына, причём относилась к материнству очень ответственно. Если и добилась профессионального успеха, то только потому, что много трудилась и любила своё дело. 

— Сын не захотел последовать Вашему примеру? 

— Никогда не тянула Романа в танцы. Он с детства и до сих пор занимается баскетболом, а работает в финансовой сфере. Самое главное — сын вырос хорошим человеком, я им горжусь. 

— Мне кажется, Елена, у многих читателей может сложиться впечатление: Вы — идеальная женщина. 

— К счастью, это не так. У меня есть недостатки. Но зачем о них говорить? Лучше над ними работать. Нет, я не идеал — это было бы очень скучно. Но вообще-то (смеётся) я — кремень. Даже когда тяжело, улыбаюсь и мечтаю. И пусть не все, но многие мои мечты сбываются. 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ 

Фото предоставлено собеседницей

Выбор редакции

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают