Вы здесь

С начала нынешнего года на портале «Е-паслуга» появилось более 50 новых электронных услуг


Конечно, и в современном мире осталось еще немало того, что можно сделать только лично. Но число официальных процедур, которые можно успешно осуществить онлайн, с каждым годом увеличивается во многих странах мира, и Беларусь — не исключение. 

Похоже, вскоре очереди в коридорах госучреждений для наших граждан навсегда останутся в прошлом: в Беларуси среди наиболее актуальных задач на ближайшие годы — перевод большей части административных процедур в онлайн-формат. Плюс еще и в том, что внедрение информационно-коммуникативных технологий для оказания госуслуг позволяет вовлечь общество в процессы принятия решений и продвижения услуг, ориентированных на людей и отражающих их потребности.


Сфера транспорта в приоритете

— Только за текущий год, с начала 2024-го, на площадке единого портала электронных услуг «Е-Паслуга» стало доступно более 50 новых электронных услуг, — рассказала в пресс-центре БелТА начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич. — В сфере социальной, таможенного дела, фитосанитарного контроля, экологии и охраны природы, а также транспорта.

Именно транспортная сфере в этом году в приоритете у разработчиков, отметила спикер. В частности, буквально на днях — в этом апреле — была оцифрована услуга по получению электронной контрольной марки для дезинфекции транспортных средств. 

— С 2022 года любой автомобиль, который въезжает на территорию Беларуси через пункты пропуска из Литвы, Латвии, Польши обязан проходить дезинфекцию. Если нет электронной контрольной марки, транспортное средство ввезено в страну быть не может. С апреля получение этой марки реализовано в том числе через единый портал электронных услуг, — сказала Светлана Караневич. — За последнее время на площадке портала появилось достаточно много услуг в транспортной сфере. Сегодня акцент на них, — добавила она. 

Всего таких услуг на портале «Е-Паслуга» реализовано более 40. Среди них — 14 услуг из автоматизированной информационной системы ГАИ. Это позволяет предоставить сведения о праве того или иного водителя на управление транспортным средством или об ограничениях для данного человека на такое право. 

— Услуги разработаны для того, чтобы повысить уровень безопасности дорожного движения, снизить количество ДТП и степень их тяжести. 
Услуги эти особенно актуальны в том числе для организаций, предоставляющих автомобили в аренду (каршеринг) либо учреждений онлайн-бронирования такси. Ведь часто непонятно, кто за рулем таких машин, есть ли у водителя право на управление транспортным средством, и, к сожалению, случаются случаи ДТП с участием «бесправных» водителей, добавила она. Спикер привела в пример памятное минчанам дорожно-транспортное происшествие на пересечении Брилевской и Вирской улиц — его участником был водитель без прав на автомобиле из каршеринга. Поэтому этим организациям важно иметь возможность проводить такие проверки, подчеркнула она.

— Еще один набор услуг касается получения информации из системы электронных паспортов, — отметила Светлана Караневич.

Электронный паспорт имеет каждый автомобиль — это необходимо для регистрации транспортного средства в ГАИ. Паспорт содержит информацию о машине, в том числе о ее техническом состоянии и о нахождении в розыске. При прохождении процедуры постановки на учет в ГАИ необходимо обращение в систему электронных паспортов для получения паспорта автомобиля. Это взаимодействие происходит через портал «Е-Паслуга», сказала начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг.

Серия услуг касается взаимодействия ГАИ и Белорусского бюро по транспортному страхованию. 

— Когда владелец транспортного средства обращается в страховую организацию за заключением договора страхования автомобиля, из системы Белорусского бюро по транспортному страхованию отправляется запрос в АИС ГАИ, был ли автомобиль в ДТП. От этого зависит сумма договора страхования. Обратная ситуация: при ДТП летит запрос из ГАИ в бюро, застрахован ли автомобиль, — объяснила Светлана Караневич. 

Это взаимодействие двух систем, которое напрямую касается владельца автомобиля, сказала представитель НЦЭУ.

Ну, а наибольшую популярность у граждан в последнее время приобрела электронная услуга, позволяющая получить комплексные сведения об автомобиле с пробегом. Информация предоставляется из четырех информационных систем — ГАИ, система «Розыск», система Белтехосмотра и бюро по транспортному страхованию. Сведения можно получить как в отдельном формате, так и комплексно. Сервис, помимо портала «Е-паслуга» и мобильного приложения, также внедрен на площадку av.by. Профессиональный участник рынка по продаже автомобилей внедрил себе этот сервис, чтобы предоставлять своим покупателям актуальную информацию о нахождении автомобиля в розыске или наличии техосмотра за последние 10 лет.

Также у покупателей через «Е-паслугу» есть возможность узнать, не находится ли автомобиль в залоге. Что касается сведений о нахождении авто в розыске, таких услуг семь, и они отличаются полнотой информации.

— Не вся информация может быть доступна любому пользователю, — подчеркнула Светлана Караневич. — Часть предоставляется только следственным органам. Информации о розыске предоставляется не только на территории Беларуси, но и на территории стран СНГ, — добавила она. 

В садик — в пару кликов

Новые услуги появляются в цифровом формате как во исполнение государственных правовых актов, так и по инициативе министерств и ведомств, и даже субъектов хозяйствования, рассказали представители НЦЭУ.

Так, в конце 2023 года было разработано несколько электронных услуг в соответствии с указом «О мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств». Эти услуги необходимы для взаимодействия Белорусской нотариальной палаты, Государственной автомобильной инспекции и Министерства сельского хозяйства и продовольствия при совершении сделок по продаже транспортных средств. 

Среди новых разработок — и услуга по получению права на первоочередное прохождение границы, рассказала Светлана Караневич. Если пункт пропуска не оборудован электронной очередью, теперь есть возможность получить пропуск на право внеочередного въезда в этот пункт автодорожного пропуска. Причем это касается не только юрлиц, но и лиц физических, то есть обычных граждан.

— Ряд административных процедур реализован по включению в так называемые реестры, — рассказала представитель НЦЭУ. — Это и торговый реестр, и реестр бытовых услуг, и реестр юрлиц и индивидуальных предпринимателей, и реестр таможенных представителей. 

Для включения сведений о себе в соответствующие реестры представители бизнеса могут воспользоваться онлайн-сервисами, добавила она.

Сфера транспорта останется важной для разработчиков и в дальнейшем. А в целом, до конца 2024-го для развития портала электронных услуг запланировано перевести в цифровой формат более 150 административных процедур. В том числе у автовладельцев появится возможность ставить на учет и снимать с учета автомобиль в несколько кликов. Впрочем, не забыты и другие категории пользователей. И уже в этом году, согласно планам команды «Е-паслуга», на портале и, соответственно, в мобильном приложении появятся новые услуги по онлайн-постановке ребенка на очередь в детский сад или онлайн-заявке по вырубке деревьев под окном.

По ту сторону экрана

Всего же на сегодняшний день на едином портале электронных услуг и в мобильном приложении гражданам и юридическим лицам доступно 570 услуг и административных процедур. Но важно понимать, что большинство из них требуют строгой аутентификации.

— Здесь правила диктуют владельцы информационных систем, которые являются источниками данных для тех или иных услуг, — поясняет Светлана Караневич. — Допустим, для получения информации о правах на недвижимость делается запрос в базу данных комитета по имуществу, о размере пенсии — в базу данных Минтруда. И там хотят точно знать, кто именно запрашивает информацию. Это необходимо для недопущения неправомерного использования ваших персональных данных или совершения от вашего имени юридически значимых действий.

Именно ID-карта дает возможность такой однозначной и строгой аутентификации. Если вы заходите на портал «Е-паслуга» с компьютера, потребуется считыватель. А вот мобильное приложение «Е-паслуга» никакого дополнительного оборудования для чтения ID-карты не требует — «ридером» выступает сам телефон с включенной функцией NFC. 

Мобильное приложение «Е-Паслуга» появилось в декабре 2023 года. Скачали его пока немногие — всего 5 тысяч скачиваний, отмечают разработчики. Между тем, оно может значительно упростить многие официальные процедуры. 

— Пока приложение доступно для скачивания только владельцам смартфонов с системой Android, но до конца года появится версия для владельцев смартфонов с операционной системой iOS, — рассказали представители НЦЭУ. — Версия для iOS будет создана с учетом обратной связи от пользователей.

Авторизоваться на «Е-паслуге», впрочем, можно и без ID-карты — введя номер телефона, электронную почту, учетную запись в Гугл. Но строгой аутентификации в этом случае не будет, и многие услуги такому пользователю будут недоступны. Тем более, что ID-карта содержит электронную цифровую подпись пользователя. А для получения многих услуг, пусть и в онлайн-формате, требуется написать (и, главное, подписать!) заявление. 

Сегодня Национальный центр электронных услуг работает над облачной электронной цифровой подписью. Планируется, что облачная ЭЦП и биометрическая идентификация будут внедрены уже в конце 2025 года, отметил начальник республиканского удостоверяющего центра Национального центра электронных услуг Владимир Басько. 

— Государство ведет серьезную работу по стандартизации данных всех процессов, потому что международные стандарты, в том числе криптографические, более открытые и подвержены взлому и нарушению безопасности, чем наши национальные. В связи с этим возрастает и сложность их реализации, — добавил он.

Специалист подчеркнул, что в последние годы уже внедрена мобильная электронная цифровая подпись, а результатом сотрудничества ряда государственных органов и организаций стала ID-карта, которая соответствует всем последним стандартам безопасности Республики Беларусь и обеспечивает надежную идентификацию в цифровом мире.
Появление облачной электронной цифровой подписи сделает жизнь пользователя проще.

— Чтобы в последующем воспользоваться любым приложением, в том числе банковским или налоговым, или для совершения любых юридически значимых действий не потребуется сложных для пользователя программно-технических решений, — пояснил он.

Например, биометрическая идентификация будет попросту «считывать» изображение лица пользователя, сказал Владимир Басько.

Пока же средства электронной цифровой подписи имеют наибольшее распространение в сфере бизнеса, который сегодня предоставляет отчеты и декларации в электронном виде. И не все юридические лица знают, что уже четыре года портал «Е-паслуга» предоставляет услугу по удаленному продлению сертификатов ЭЦП. Это могло бы снизить напряженность в регистрационных центрах, где сейчас есть очереди. Точек оказания таких услуг сейчас по Беларуси 44, порядка 100 рабочих мест, и их количество будет увеличиваться. 

— У нас есть дистанционные инструменты, которые позволяют получать и продлевать средства ЭЦП без очередей, в онлайн-формате, — рассказали представители НЦЭУ. — 90% пользователей, которые обращаются за продлением электронной цифровой подписи, могли бы продлевать ее удаленно.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: ...І ніякіх чэргаў!

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».