Вы здесь

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности


Признанный в мире бренд белорусской пищевой промышленности — это не только «молочка». Это еще и белорусские кондитерские изделия, качественные, натуральные и вкусные. Кондитерское дело на белорусской земле имеет глубокие исторические корни. Сохранился документ XV столетия, свидетельствующий о высоком кондитерском мастерстве на территории современной Беларуси. Это заказ Гродненскому магистрату на изготовление марципанов для великой княгини литовской Елены.

Накануне третьего Международного симпозиума кондитеров, который пройдет в Минске 22-24 мая, эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.


Фото из открытых источников

В приоритете — внутренний рынок

В прошлом году в Беларуси было произведено 160 тысяч тонн кондитерских изделий. Это неудивительно: кондитеров у нас много.

— Кондитерская отрасль в нашей стране — одна из самых масштабных с точки зрения количества предприятий, работающих в этом секторе экономики, — отметил заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Александр Яковчиц. — Их более двухсот. Только на предприятиях концерна работают порядка 5,5 тысяч человек. 

Кроме того, эта отрасль — одна из самых модернизированных по наличию технологического оборудования, отвечающего современным требованиям и реалиям, подчеркнул эксперт:

— Достаточно сказать, что только в портфеле фабрик концерна — около 6 тысяч наименований.

Из произведенных 160 тысяч тонн сладостей третья часть отправилась на экспорт:

— Треть производимой продукции экспортируется. По прошлому году мы получили $173 миллиона валютной выручки и приросли на 15% в натуральном выражении. География поставок насчитывает 41 страну.

Ну, а две трети сладостей остались в Беларуси, чтобы порадовать отечественных сладкоежек. Любят ли наши соотечественники сладкое? Оказывается, очень. Если перевести эту любовь на язык экономистов, то емкость внутреннего рынка кондитерских изделий составляет почти 192 тысяч тонн, из которых 120 тысяч — продукция отечественных предприятий. Так что кондитерской сфере есть куда расти, и за прошлый год этот рост составил 3,6% к уровню 2022 года, а загрузка мощностей кондитерских предприятий по стране превысила 86%.

В нынешнем году «Белгоспищепром» планирует произвести не менее 96 тысяч тонн сладкой продукции, сообщил Александр Яковчиц:

— Экспортная выручка прошлого года составила $80 миллионов. За четыре последних года темп ее роста достиг 160%. Неплохо начал концерн и нынешний год. По кондитерским изделиям рост составил 4,2%, по объемам экспорта — 11,6% в натуральном выражении. 

Рынок кондитерских изделий — один из самых высококонкурентных, отметил эксперт. 

— По прошлому году прямой импорт в страну составил 99 тысяч тонн с учетом реэкспорта, который оценивается в пределах 10% от объема ввезенного товара, — пояснил он. — Темп роста импорта кондитерских изделий с учетом реэкспорта — 10,7%.

Словом, борьба за лояльность покупателя в кондитерской отрасли серьезная, и основное внимание отечественные кондитеры уделяют именно внутреннему рынку.

— По поручению правительства концерн готовит стратегию развития кондитерской отрасли. И в первую очередь она предусматривает обеспечение внутреннего рынка высококачественной кондитерской продукцией в полном ассортименте под потребности белорусского потребителя. Внутренний рынок — в приоритете, — подчеркнул заместитель председателя концерна «Белгоспищепром». — Второй индикатор развития — обьем продукции, которую мы эскпортируем. В стратегию заложены развитие и загрузка мощностей, эффективность инвестиционной активности и другие параметры. А также риски, с которыми мы работаем, — сказал Александр Яновчиц.

Говоря о рисках, специалист упомянул о ситуации с ростом стоимости какао-бобов на мировом рынке. 

— Затронет ли это нашу страну? Затронет, и мы уже это чувствуем, поскольку такой ситуации не было с 1977 года. Темп роста цены какао-боба в прошлом году к позапрошлому составил 60%, а в этом году мы имеем уже почти двукратный рост. Это связано с погодными условиями на западе Африки, где традиционно произрастает какао-боб: климатические условия не позволяют собирать тот урожай, который там всегда собирался. 

Основные производители шоколада и шоколадных изделий в нашей стране — «Коммунарка» и «Спартак», и какао-продукты занимают 40-43% в себестоимости их продукции, рассказал спикер. Чтобы нивелировать негативные процессы, которые неизбежно касаются и белорусских кондитеров, сегодня внимание руководство отрасли сосредотачивает на оптимизации затрат и диверсификации стран импорта какао-бобов. Если прежде это традиционно были Гана и Кот-д’Ивуар, сегодня рассматриваются также Либерия, Камерун, Венесуэла, Доминиканская народная республика. 

Высокая планка 

Словосочетание «белорусское качество» — высокая оценка для потребителей во многих странах мира. Это полностью правомерно и для белорусской «кондитерки».

— Для наших кондитеров качество — обязательная составляющая коммерческой ценности продукта, — подчеркнул Александр Яковчиц. — Мы уже не конкурируем качеством, мы конкурируем ценой, упаковкой, сервисом. Качество — то, что априори должно быть, чтобы в принципе продаваться на национальном рынке или на рынках стран интереса. Сегодня мы говорим, что «белорусские кондитерские изделия» равно «качественные». 

Достигается это и добросовестностью производителей, и в целом политикой в пищевой отрасли, рассказали эксперты. В том числе — постоянным контролем качества продуктов питания.

— Беларусь — единственная страна из пятерки стран Евразийского союза, где проводятся надзорно-контрольные мероприятия, — сказала председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Елена Моргунова. — По итогу таких мероприятий в первом квартале 2024 года проверке было подвергнуто 773 наименования кондитерских изделий, из них 626 — импортного производства. Нарушения выявлены по 92,5% наименованиям продукции, из них 92% — это продукция импортного производства. Высокий уровень выявляемых нарушений свидетельствует об эффективности принятого в нашей стране подхода по отсечению небезопасной продукции. 

Основные нарушения — это микробиологические показатели безопасности, превышение максимально допустимого уровня содержания синтетических красителей и консервантов, применение запрещенных пищевых добавок, использование масложирового сырья с высоким содержанием транс-изомеров жирных кислот (причем на маркировку могли быть вынесены заниженные показатели) и т.д. 

— Белорусский потребитель привык к очень качественной пищевой продукции, — сказала Елена Моргунова. — А качество зависит в первую очередь от производителя. Для этого на кондитерских предприятиях идет внедрение систем управления качеством. В первую очередь это системы менеджмента качества 9001и HACCP, система безопасности 22000. Практически на всех кондитерских предприятиях нашей страны эти системы уже внедрены. 

Чтобы удержать высокую планку, заданную современным обществом, специалисты Госстандарта дорабатывают ряд документов. В частности, рассказала Елена Михайловна, перечень разрешенных пищевых добавок сокращен на 19 позиций (в него также будут добавлены 6 новых). Вносятся изменения и в части маркировки — они предусматривают конкретизацию указания кондитерских масел и жиров в составе пищевой продукции, уточнение перечня компонентов, потребление которых может вызвать аллергические реакции, непереносимость или противопоказано при определенных заболеваниях. Изменения коснутся и пищевой ценности продукта — дополняются требования по указанию в маркировке содержания соли, жиров и насыщенных жирных кислот. 

Кто поднимется на Олимп?

В этом году Международный симпозиум кондитеров пройдет под девизом качества. Мероприятие соберет более трехсот человек — ожидаются участники из России, Сербии, Кыргызстана, Бразилии, Китая, других стран.

— Первый симпозиум кондитеров поддержало Министерство сельского хозяйства и продовольствия, — рассказала одна из организаторов мероприятия, главный редактор журнала «Пекарь&Кондитер» Людмила Овсянникова. — В этом году добавились МИД и Белорусская торгово-промышленная палата. Мы получили отзывы от более чем 30 стран, даже таких далеких как Бразилия, Арабские эмираты, Япония, Китай. Ряд докладчиков уже согласован, обсуждается их участие онлайн или офлайн. Пригласили мы и торговые сети. В этом году Министерство антимонопольного регулирования и торговли тоже вошло в число организаторов симпозиума. 

Симпозиум ставит перед собой задачи по решению вопросов интеграции, практического взаимодействия, обмена опытом. Будут обсуждаться перспективы кондитерской отрасли и инновации в области технологий и оборудования, сырья и ингредиентов. Среди целей профессионального форума — налаживание прямых контактов с производителями, ритейлом и поставщиками, обсуждение вопросов импортозамещения и поиск путей повышения экспортного потенциала. Особый акцент в Год качества — вопросам качества и безопасности сырья, ингредиентов и готовой продукции, рассказала Людмила Овсянникова. 

В мае будут подведены и итоги отраслевого дегустационного конкурса кондитерских изделий «Кондитерский Олимп-2024». И если в прошлом году на него было представлено 74 образца, то в нынешнем — 122, от 30 предприятий концерна «Белгоспищепром», хлебопекарной отрасли и Белкоопсоюза. Участие в конкурсе в этом году приняли также российские компании, рассказала Людмила Овсянникова. Заседание дегустационной комиссии состоялось 18 и 19 апреля, сейчас идет подсчет баллов. В жюри «Олимпа» — эксперты Госстандарта, Минсельхозпрода, концерна «Белгоспищепром», представители Минздрава и Общества защиты прав потребителей, а также приглашенные маркетологи и дизайнеры.

— Оценивался не только вкус и органолептические показатели, но и упаковка кондитерской продукции, — подчеркнула спикер. — Так, было несколько замечаний, что продукт очень вкусный, но упаковка не говорит о том, на какую аудиторию он рассчитан. 

Помимо основных номинаций в этом году появились дополнительные — «Экспорт» и «Импортозамещение».

— Было приятно, когда на дегустацию представлялись аналоги «Сникерса» (например, батончик «Зарядись»), а также аналог M&M’s от «Красного пищевика». Отмечу жевательный зефир «Лавстория» и конфеты «Желайки» — получились вкусные и натуральные, «живые» продукты. В номинации «Импортозамещение» была представлена также «Паста десертная», аналог «Нутэллы» от «Берестейского пекаря». Продукт очень вкусный, но над упаковкой надо будет работать. 

Радует, что растет ассортимент кондитерской продукции для детского питания, рассказали специалисты. В этой номинации были представлены, например, мармелад с витаминами «Вайб», печенье мультизлаковое «Крокус» и другие полезные сладости.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Название в газете: «Дольчэ віта» па-беларуску

Выбор редакции

Экология

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Какие прогнозы на лето делают метеорологи?

Три месяца сплошной жары нам не обещают

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».