Вы здесь

Рассмотреть в дефектах лучшие эффекты приглашают гомельские музейщики


Живопись трещин, изящество сломал, тайна утраченных деталей... В собственном музейном фонде Гомельского дворцово-паркового ансамбля множество уникальных предметов, которые или никогда, или один-два раза до сих пор «выходили в свет». На выставках, как правило, в центре внимания — раритеты с хорошей сохранностью: яркие, запоминающиеся, с интересным историческим путем. Выставочный проект «Красота, рожденная временем» дает пространство и открывает в мире софитов музейные вещи, дошедшие до нашего времени не в самом хорошем состоянии. В трещинах на глазури, кракелюре, патине, отбитых элементах — их Трогательная красота.


Одна из идей — намеренно не делать акценты на самые дорогие или самые раритетные экспонаты. На выставке собрано более 130 предметов. Каждый по-своему интересен, а главное каждый может вызывать разные, но искренние эмоции у посетителей.

От оружия до посуды, от предметов религиозного культа до графических работ... Все представленные предметы прекрасно демонстрируют, как время «берет в объятия» дерево, металл, бумагу, стекло. Можно увидеть настоящую патину на бронзе, или заметить как спустя десятилетия меняется кожа, ткань.

— В центральной витрине — часы времен князей Паскевичей. Они с одной стороны — символ времени, а с другой, как предметы в жизни человека, сами подчинены законам старения, — передает одну из идей экспозиции куратор выставки, научный сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ольга Шурпач. — Можно увидеть здесь и люстру, которая в свое время стала одним из первых экспонатов музея. Попала в фонды уже в совсем плачевном состоянии, но вот в этой экспозиции действительно очень красиво зазвучала.

Можно увидеть раритетные керосиновые лампы: из металла и практически полностью из стекла. Интересно раскрывается тема отпечатков времени на разных вещах из фарфора. 

— У Гомельского дворцово-паркового ансамбля богатая коллекция фарфоровой посуды. Фарфор, представленный на выставке, сохранился с конца XIX — начала XX веков. Конечно, в коллекции музея есть фарфор хорошей сохранности. Представленные же предметы больше пострадали от времени. Но они также заслуживают внимания наших посетителей. Тем более что многие из этих вещей вообще никогда не были показаны на выставках, — отмечает старший научный сотрудник Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ольга Гвоздь.

Знаток обращает внимание, что на всех музейных предметах время всегда оставляет уникальные отметины. 

— И даже если в коллекцию попадают совершенно одинаковые предметы, то за свой исторический путь, они приобретают разные следы времени, а их дефекты превращают в эффекты, — убеждает Ольга Гвоздь. — В экспозиции мы представили даже совсем небольшие остатки посуды. Такие вещи также принимаются в фонды. Они, как правило, не находят себе места на больших тематических выставках, но в этом проекте прекрасно помогли передать феномен времени в жизни музейного объекта. Ведь даже по таким остаткам музейных предметов можно восстановить их историю, а если что-то не удается восстановить, то это придает вещи дополнительную загадочность. Интерес выставки еще и в том, что на ней представлены предметы, которые поступали в музей несколько десятков лет или даже более полувека назад. Тогда у специалистов не всегда получалось атрибутировать — проследить историю, определить где и когда были изготовлены предметы, из каких материалов. Поэтому еще один плюс нашего проекта в том, что вещи, которые очень редко экспонировались или вообще никогда ранее не были представлены, мы начинаем более тщательно изучать, — делится Ольга Гвоздь.

Все экспонаты в витринах дополняют бессмертники. Так, через цветы передается скоротечность жизни, цветения, молодости. 

— Цветы остаются красивыми даже после того, как отдали все свои соки, высохли. Мы хотели показать, что и наши предметы, даже если выполнили свою утилитарную функцию, все равно несут эмоциональную ценность. Важно, что все эти предметы когда-то были очень дороги кому — то, и когда устарели, потеряли свой внешний вид, стали немодными, то не были выброшены, а переданы в музей, — обращает внимание куратор выставки Ольга Шурпач.

Частью экспозиции являются и стихи поэтов Серебряного века, где в поэтическом слове переданы настроение и философия времени, изменчивость жизни, красоты и неповторимости старения.

Впервые на выставке можно увидеть акварели и графику Александра Шевченко. Работы художника, выполненные более полувека назад, помогают проследить, как реагирует на время бумага, слои красок, графита. На выставке можно увидеть и уникальную своей сохраняемостью вышивку и шитье части богослужебного наряда архиерея — полки.

— Да, сейчас существует огромное количество технологий, которые искусственно создают видимость старения предмета. Выставочный проект «Красота, рожденная временем» дает возможность оценить красоту естественного старения, проследить, как время отбирает у предметов первозданный блеск, сочность красок, целостность и однородность материала, но в тот же момент время наделяет вещи уникальными отметинами, которые выделяют их из множества аналогичных вещей, — заинтересовывают сотрудники Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

Наталья КАПРИЛЕНКО

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.