Вы здесь

Артисты «Балаганчика» поделились «рецептом» долголетия


Вот уже 12 лет на базе библиотеки № 7 им. Я.Коласа действует театральная самодеятельная студия «Балаганчик». Весь состав — люди пенсионного возраста. Некоторые из них на протяжении всей сознательной жизни связаны с творчеством. Но есть и те, кто только, выйдя на заслуженный отдых, смог, наконец, ощутить себя человеком искусства.


Руководит этой студией Светлана Лившиц. По профессии она преподаватель теоретических музыкальных дисциплин, более 15 лет играет в составе народного театра «На Долгом броде» ДК Тракторного завода. Сама глубоко творческая личность, Светлана Израилевна всячески поощряет инициативу каждого члена коллектива. Большинство постановок «Балаганчика» — результат совместного творчества: тут сообща пишут сценарии представлений, сочиняют небольшие пьесы, сценки. Каждый волен подобрать свой поэтический и вокальный репертуар, предложить и подготовить тот номер, который просит его душа. 

— Сначала мы выступали перед читателями своей и других городских библиотек, — рассказывает Светлана Лившиц. — Сейчас нас стали активно приглашать в Дома престарелых, ветеранов, инвалидов. Наши программы очень оптимистичны, после них у всех — отличное настроение. Мы уже привыкли, что публика встречает нас на «ура».

Даже за то короткое время, что я провела в «Балаганчике», могла убедиться, какие интересные люди тут собрались. Что ни собеседник — то яркая индивидуальность, свой характер, своя судьба. 

Сотрудник библиотеки № 7 им. Я.Коласа Ирина Аркадьевна Цвирковская, в составе «Балаганчика» — с момента её основания. Пишет стихи, один из основных авторов сценариев и программ. 

Галина Васильевна Воробьёва тоже старожил «Балаганчика». Долгие годы она работала строителем, потом водителем троллейбуса. И при этом с юных лет тянулась к прекрасному. В школе участвовала в самодеятельности. В молодости посещала студию бальных танцев, потом играла в массовках на киностудии «Беларусфильм». Но по-настоящему, считает, раскрыла свои способности именно на пенсии. 

Надежда Петровна Кухаренко в прошлом — сотрудник отдела технического контроля МТЗ. Жизнь складывалась так, что на хобби долгие годы времени почти не оставалось. Тем не менее сама выучилась играть на гармошке, по праздникам в семейном кругу могла исполнить частушки под собственный музыкальный аккомпанемент. В «Балаганчик» попала случайно 2 года назад, и с тех пор её жизнь проходит под знаком творчества. 

— Я на пенсию вышла с должности начальника технического отдела. Никогда не думала, что смогу играть на сцене, хотя и мечтала об этом, — признаётся Вера Леонидовна Кондратьева. — Конечно, не всё получилось сразу. Я —человек сдержанный, и мне пришлось научиться выражать свои эмоции. Но как же это интересно — входить в образ выдуманного персонажа, проживать такие разные жизни, что-то новое о себе и о людях понимать. Проблем у всех хватает. У меня, например, отцу скоро 100 лет, он требует ухода и заботы. И «Балаганчик» для меня. — место, где я набираюсь сил, заряжаюсь энергией. 

— Находиться здесь, среди талантливых доброжелательных людей — огромное удовольствие, — присоединяется Наталья Анатольевна Гефлих. — Это помогает жить. Когда еду на репетицию, готовлюсь к выступлению, то забываю о всех своих хворях, наполняюсь предвкушением радости. 

Алла Евгеньевна Кравцова когда-то была музыкальным руководителем в детском саду. Попала на концерт «Балаганчика» и испытала полный восторг. Месяц приходила на репетиции в студию в качестве зрителя. А потом сама стала участвовать — и в роли ведущей, и в качестве исполнительницы. Сама не верит, что уже 78 лет — так интересно ей жить. 

— Я переехала в Беларусь из Казахстана 9 лет назад. В зрелом возрасте менять место жительства — серьёзное испытание, — делится Светлана Семёновна Кокина. — Чтобы наладить социальные связи, найти круг общения, сначала вела в библиотеке кружок вязания для желающих. Потом запела в составе вокальной группы «Кружева». И, наконец, пришла в театральную студию. Вроде прижилась. Так всем и говорю: «Балаганчик» без меня проживёт, а вот я без него — уже не обойдусь«. 

Все мои собеседницы подчёркивали, как много значит для них театральная студия, репетиции и выступления. Во-первых, они находят в «Балаганчике» роскошь общения. Во-вторых, реализуют свои таланты. В-третьих, выступления перед публикой дарят ощущение своей нужности, востребованности. В -четвёртых, сцена побуждает держать форму, следить за собой, сохранять молодость души. А проблема в «Балаганчике» только одна — женщинам остро не хватает мужчин. Найти представителей сильного пола, которые бы пополнили их дружный, славный коллектив — общая заветная мечта. 

Рецепт долголетия: Не пить, не курить, семьёй дорожить и театр любить

О единственном мужчине в «Балаганчике» стоит рассказать подробнее. Ивану Игнатьевичу Антонюку 94 года. Он родился в многодетной семье на хуторе недалеко от Бреста в январе 1930 года. Во время Отечественной войны был в партизанском отряде им. М.Н.Чернака, где его отец Игнат Григорьевич руководил разведкой. 

— Думаю, тяга к театру у меня от Бога, — отмечает мой собеседник. — За исключением сестры Кати, которая красиво пела, никто в роду артистических способностей не проявлял. Я же, впервые оказавшись после войны в Брестском театре драмы им. Ленинского комсомола (тогда он ещё не был академическим), просто «заболел» лицедейством. В школе участвовал в разных постановках, грезил сценой, ролями. 

Однако родители категорически воспротивились желанию старшего сына «учиться на актёра». Что, мол, это за профессия для мужчины? Иван Антонюк послушался отца и мать, поступил в Тамбовское военное училище, стал специалистом по радиолокации, дослужился до звания майора. И при этом, куда бы ни забрасывала его судьба, он везде находил время и возможность творчески заявить о себе. 

Когда Иван Игнатьевич вернулся с семьёй в Беларусь и вышел на пенсию, вопросов, чем на ней заняться, перед ним не стояло. Закончил студию при народном театре «На Долгом броде», получил свидетельство о присвоении звания «артист народного театра» и на протяжении 40 лет радовал публику. Сейчас силы уже не те — от участия в спектаклях пришлось отказаться. А вот выступления в «Балаганчике» — это как раз то, что надо. 

— Сколько счастья подарил мне театр, — восклицает мой обаятельный собеседник. — На протяжении многих лет я часто учил роли по ночам. Выходил на кухню, чтобы не мешать домашним, и погружался в образ. Испытывал настоящую эйфорию, не знал, что такое усталость. Помню, когда только приступил к репетициям в народном театре «На Долгом броде», моя жена Светлана поставила вопрос ребром: «Выбирай — или я, или театр». На что я ей твёрдо ответил: «И ты, и театр». Какое-то время ещё бунтовала, а потом успокоилась, даже на спектакли приходила.

9 лет назад Иван Игнатьевич овдовел, сейчас живёт с дочерью Татьяной. Ни она, ни сын Олег, ни внуки не подхватили от него вирус сцены. Но подрастают правнуки — Маргарита и Филипп, и как знать, как знать... В любом случае все наследники очень гордятся своим артистом. 

— Никогда не пил, не курил, каждый день делаю 15-минутную зарядку, и, конечно, подпитываюсь радостью творчества, — делится секретом своего активного долголетия Иван Игнатьевич Антонюк и добавляет: «Надо держаться. Разве могу подвести моих замечательных подруг по «Балаганчику»? 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ 

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.

Семья и демография

Татьяна Безрукова: Надо чаще говорить детям, что мы их любим!

Татьяна Безрукова: Надо чаще говорить детям, что мы их любим!

«Мы проговариваем буквально все — так формируется доверие».