О создателе знаменитого Козловичского хора Прохора (именно так его называли) Василевского я узнала совершенно случайно. Во время одной из командировок разговорилась с музыкальным руководителем Новосельского детского сада. Тогда меня поразило, с какой теплотой и гордостью Татьяна Глебик рассказывала о своем двоюродном дедушке, которого даже никогда не видела...
— Вот эта фотография Прохора Мартыновича всегда висела в доме моей бабушки, его сестры Анны, — показывает и рассказывает Татьяна Глебик. — И я с детства помню, как она каждый раз, глядя на него, упоминала брата, повторяла «Мой Прохорик, мой Прохорик».
На снимке пером красивым каллиграфическим почерком было написано, что молодой учитель Василевский Прохор Мартынович ходил вечерами по деревням и хуторам, слушал грустные, благозвучные народные напевы простых женщин и искренне восхищался: «Вой, чтобы же вы знали, как прекрасно поете! Нужно, чтобы эти ваши песнопения услышали везде!»
В результате он сплотил вокруг себя около двадцати голосистых крестьян и создал хор, который в 1939 году представлял Беларусь на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. В то время это было очень почетно. За организацию хора Прахор Василевский получил грамоту Верховного Совета БССР и денежную премию.
Так сложилось, что Татьяна Станиславовна сегодня, так же как и дедушка в свое время, болеет душой за возрождение белорусского фольклора — учит детей народным песням и танцам в детском саду. Поэтому, когда несколько лет назад родственники продавали дом бабушки Анны, фотография Прохора Василевского досталась по наследству именно ей.
— Я его отсканировала, — продолжает Татьяна Глебик. — И сейчас он занимает почетное место в альбоме — родословной моей семьи, в музее Новосельского детского сада (помещен и в книге педагогических династий Беларуси «Имя тебе — Учитель»). Во время тематических мероприятий я показываю его деткам и рассказываю о подвиге молодого учителя на войне, а также о том, что он создал знаменитый деревенский хор. С этой фотографией Прохора Мартыновича мы с сыном каждый год 9 Мая участвуем в акции «Беларусь помнит»: после службы в церкви идем к памятнику, что в деревне Хатежино, чтобы почтить память о дедушке. И собираемся съездить на Псковщину — на братскую могилу, где он похоронен.
Когда я начала собирать сведения о Прохоре Мартыновичи, для меня было большой радостью узнать, что маленькое зернышко, которое до войны посадил мой двоюродный дедушка, не погибло, а выросло в знаменитый хор, который продолжает петь белорусские народные песни, прославляя нашу страну. Я, кстати, сделала отдельный альбом, который назвала «Героическая рапсодия моего дедушки Прахора». Там собрана вся информация, которую смогла найти: о его педагогической деятельности, хоре, подвиге на войне, его наградах. Хочется, чтобы этот альбом передавался в нашей семье из поколения в поколение.
Чтобы еще больше узнать о своем двоюродном дедушке, Татьяна Глебик ездила в Солигорск, где живет его дочь Зинаида. Женщине-85 лет, и все это время она как клад хранит трогательные письма от папы...
— Папу крестили в церкви, — делится Зинаида Василевская, дочь Прохора Мартыновича. — Местный батюшка дал ему имя Прохор. Привезли ребенка домой, мама спрашивает: «Как назвали?» Когда услышала, что Прохором, как возгласит: «Ах, Боже мой, какое плохое имя! У нас был здесь один Прохор, так такой неудачный. Везите обратно, пусть дает второе имя». На завтра крестные увезли малыша снова в церковь. Батюшка говорит: «Что вы! Это уже к Богу пошло, я на себя грех не буду брать. Такое имя красивое, Прохор — это же значит глава хора». Так слова священника стали вещими.
Я, когда писала эту статью, заглянула в словарь: и действительно имя Прохор имеет значение «Тот, который прыгает спереди, который ведет». Татьяна Глебик рассказывала, что в семье Василевских все имеют организаторский талант: «Так, племянница Прохора Мартыновича, моя мамочка Василевская (Сабила) Нина Владимировна, смогла в 1967 году организовать начальную школу в деревне Хатежино Минского района. Собрала детей, пригласила учителей, а сама стала ее директором».
— Папа родился в деревне Василинки Слуцкого района в многодетной семье, — продолжает Зинаида Прохоровна. Я хотела стать учителем. Чтобы его взяли в педагогическое училище, родителям пришлось отдать в колхоз корову и все земли, так как детей Кулаков учиться не брали. В результате их сын с отличием окончил Слуцкое педучилище. Именно там он познакомился с моей мамой. Она ему сразу же понравилась. Поэтому, когда папу распределили на работу учителем в Козловичскую среднюю школу, он с радостью согласился, так как знал, что его возлюбленная родом из Козловичей. Маму распределили также в Слуцкий район, но в другую деревню учительницей начальных классов. В выходные она приезжала домой, и они встречались.
Вскоре сыграли свадьбу, получили квартиру в Козловичах, вместе работали в местной школе. Прохор Мартынович преподавал физику и математику, потом стал завучем, учился заочно в Белорусском государственном университете (так и остался студентом 2 курса физико-математического отделения).
В школе искал к каждому индивидуальный подход.
— Мама рассказывала, что целый вечер, бывало, сидит и пишет на отдельных листах каждому ученику задания с учетом способностей и наклонностей. Старался, чтобы все дети как один получили знания. Если нужно, объяснял одно и тоже по нескольку раз. Всегда говорил: «Если кто чего не понимает, подходите в любое время после урока, я вам еще раз поясню». Он никогда не ссорился, не кричал на учеников, относился к ним по-отечески. После войны все только охали, не верили, что он погиб. Говорили: «Вой, Зина, какой твой отец был хороший человек!» Дети к нему прилипли. Моя тетя, папина сестра, рассказывала, как приехал Прохорка в гости, достал свою мандолину и начал играть. Так дети, его племянники, прыгали из печи и давай танцевать.
...Мне было всего пять месяцев, когда папу призвали в армию. Он сначала никому не признался, что он учитель. Поэтому его отправили на курсы шофера. Потом, когда узнали, то взяли писарем.
За какую работу папа ни брался, всегда выполнял отлично. Писал маме, что как-то его вместе с другими ребятами отправили на кухню. Так они там чистили кастрюли до блеска, приготовили такой хороший обед, что даже благодарность получили. «Аня, когда вернусь домой, я даже не представляю, как мы будем красиво с тобой жить, я буду тебе во всем помогать...» Мама выслала ему фотографию, где мы все вместе. Так он писал: «Я вашу фотокарточку ношу в левой кармашке при сердце. Каждый день утром достану, поцелую тебя и Зину и снова положу обратно. Так что вы всегда со мной». «...Если бы я приехал домой и Зинка гуляла где-то с детьми, то я, наверное, ее не узнал бы — как она выросла». Он был очень заботливым папой. Как я только родилась, купил мне красивую тележку, плетеную из лозы. Я ее долго хранила дома на память о папе. А потом решила передать в музей в Козловичах. Он писал: «Аня, не жалей, перешивай всю мою одежду. Пусть Зинка носит, я, как приеду домой, так себе все другое покупаю». Думал, что уже осенью вернется из армии, но...
...Папа прислал маме более 40 писем. Я только по ним его и знаю. Последнее письмо пришло 17 июня 1941 года. В нем папа пишет: «Аня, сейчас очень плохая международная обстановка, вокруг нас — тучи. Хорошо бы, если мы 41 год прожили без войны».
Чувствовали, что вот-вот начнется война. Так оно и случилось. Папа участвовал в обороне Ленинграда. И там вел других за собой, поднимал в атаку солдат. 23 февраля 1943 года был ранен. В соответствии с наградным листом, 4 апреля 1944-го папа, выполняя задание командования по овладению высотой «Лысая», ворвался в траншеи противника и броском гранаты уничтожил одну вражескую огневую точку и убил трех фашистов, чем и обеспечил своему стрелковому подразделению безопасность продвижения с правого фланга. В этом бою он погиб смертью храбрых. Ему было всего 32 года... Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Ленинграда». Похоронен в деревне вече на Псковщине. Мы с мамой ездили туда к нему на могилу. Возложили цветы, поплакали...
Прохор Василевский был математиком с душой романтика. Творческая жилка передалась и дочери, которая двадцать лет отработала в шахте подземным фельдшером. Вся квартира Зинаиды Прохоровны в Солигорске завешана и заставлена ее рукотворными изделиями. Расшитые картины, полотенца, ковры на диванах, вязаные крючком нежные кружева на подушках... Но дольше всего я рассматривала небольшой коврик по мотивам сказки «Репка», который можно повесить у детской кровати. Там много интересных деталей, а также очень удачно сочетана вышивка и аппликация.
«У меня дома только малая часть всего, не сосчитать, сколько я подарила дочерям, внукам. У людей было сотня кофт. А еще я пишу стихи на родном языке (зачитывает). А недавно у меня появилось новое увлечение — режу полиэтиленовые пакеты полосочками и крючком вяжу из них пестрые коврики на пол».
В этом году в апреле Козловичский хор отмечает 90-летие. Татьяну Глебик и Зинаиду Василевскую пригласили на праздник. «К сожалению, на этот раз я не смогу туда поехать, — говорит Зинаида Прохоровна. — Мне 85 лет, у меня ноги больные, с палками по квартире хожу. Но моя меньшая дочь с удовольствием съездит вместо меня. Радостно, что папино дело до сих пор живет и развивается.
...Папе уже 111 лет.
Я считаю, что если человека помнят, значит он еще жив. Когда умерла мама, я ее похоронила на малой родине, в Козловичах. На памятнике рядом с ее фотографией поместила фотография папы. Думаю, пусть хоть здесь они будут вместе».
— Козловичский хор после войны возобновил свою деятельность, получил звание народного, был и остается визитной карточкой, гордостью не только Слуцкого района, но всей Беларуси, — рассказывает Светлана Расич, руководитель народного хора Козловичского сельского Дома культуры. — Коллектив — неоднократный лауреат и дипломант международных, республиканских и областных фестивалей и конкурсов. Он уникален своими преданными артистами. У нас 11 человек, которые поют в хоре более 33 лет, некоторые даже по 47-49 лет. В начале апреля будем праздновать 90-летний юбилей хора. Праздник пройдет в Козловичском сельском Доме культуры. Мы подготовили насыщенную праздничную программу. У нас на бобинах сохранились старые записи, их обработали и будем показывать на большом экране, как развивался хор: как менялись костюмы, руководители, репертуар. В последнее время мы поем народные песни в современных обработках, но вместе с тем не забываем и о композиции того времени. В частности песни «Солнце», «Ветер» звучат в хоре с его основания, и до сих пор ни одно наше выступление без них не обходится. Люди это ценят и вместе с ветеранами хора, которые тоже приходят на концерты, с радостью нам подпевают.
Надежда ДРИНДРОЖИК
Фото из семейного архива Татьяны ГЛЕБИК
Пока в продаже в основном рассада цветов, лекарственных и ароматных растений, декоративных кустарников, а также клубники, земляники и «земляники-клубники».
Уметь проводить свободное время интересно и с пользой — своего рода талант.
Зарядные станции для электромобилей, дистанционный заказ еды, зоны отдыха.