Вы здесь

Анна Селук: главную оценку творчеству дает аудитория


Уметь сочинять мысли в тексты, которые потом оживут в сопровождении музыки красивой песней, умеют точно не все. А вот у нашей героини то получается на отлично, причем независимо от того, к какой теме она обращается. Об этом свидетельствуют и композиции ее авторства в репертуаре многих, кстати, не только белорусских, артистов, и награды. Новый творческий год для поэта-песенника Анны Селук начался с присуждения ей специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства, а на недавней «Песне года — 2023» творец победила в номинации «Автор года». Нет сомнений, что это только начало большого пути, а вот об обратной стороне творчества мы попытались расспросить в интервью.


— Анна, поздравляю вас с наградой. Скажите, меняется ли восприятие творчества и себя в нем, когда сделанное тобой замечают и отмечают?

— Большое спасибо! Конечно, когда тебя замечают и отмечают то, что ты делаешь, — это очень приятно, но и ответственно. Сразу начинаешь думать, как оставаться достойным этой награды и впредь. А вот восприятие себя никак не меняется. Потому что, на мой взгляд, чрезвычайно редко люди делают что-то в творчестве ради наград. Поэтому получил награду, удивился, порадовался — идешь дальше работать.

— А если вы осознали, что написание текстов для песен — это то, чем вам нравится заниматься на постоянной основе?

— Если понятно, что мои песни могут нравиться людям и откликаются в их сердцах. После того, как в 2022 году увидела, что на концерте многие в зале плакали во время исполнения Викторией Алешкой песни «Мама», как люди встали на песни «помните». Пожалуй, именно такие моменты дали мне веру в то, что я делаю что-то полезное и нужное.

— Сколько времени вам нужно для написания текста песни и зависит ли это от тематики?

— Каждый раз по-разному. Некоторые песни рождаются за 10-15 минут, а некоторые вынашиваются месяцами. И сказать точно, от чего-то зависит, сложно. Здесь много факторов оказывают влияние: и наличие просто свободного времени, и сложность темы будущей композиции. Да, возможно, песни по заданной тематике пишутся чуть более длительное время, потому что тогда нужен анализ уже существующих произведений, чтобы не повториться, и поиск каких-то новых идей и образов.

— С кем в первую очередь Вы делитесь радостью появления нового текста?

— Иногда — с семьей, а бывает, делюсь с артистом, для которого эта песня предназначена, либо первым слышит ее композитор. Однако случается и так, что просто откладываю написанный текст в сторону на какое-то время.

— Скажите, как не потерять творческий пыл, когда создаешь тексты для песен на постоянной основе? Сложно ли автору не повторяться?

— Хороший вопрос. Я его сама себе тоже задаю. Кажется, что однажды темы и рифмы могут закончиться. Хотя их на самом деле не так и много, особенно если говорить о лирических песнях. В общем о любви давно уже все сказано и спето. Иногда, конечно, ловлю себя на повторениях и стараюсь всячески их избегать. Однако я заметила, что каждый автор имеет свой набор образов и их отражение в словах. Хорошо это или плохо — сказать сложно. Полагаю, здесь главную оценку дает аудитория.

— На каком языке вам легче писать?

— Чаще и легче пишу на русском языке. Но иногда появляются мысли, которые могу выразить только по-белорусски. Кроме того, в белорусском языке есть очень емкие слова, как, например, «сапраўды». Они сами по себе вдохновляют на создание песен.

— А по вашему мнению, что делает ваши тексты востребованными у самых разных артистов?

— Может, как раз то, что все они разные? Есть шутливые тексты, есть философские, есть патриотические и лирические. Каждый находит тот, который ему нравится и подходит. Мне кажется, для каждого автора его песни — словно дети. Очень важно, чтобы они жили, а не лежали на полке годами, исполнялись, нравились артистам и зрителям. Поэтому востребованность песен — самое большое счастье для автора.

— Сложно ли написать хит? Какие секретные составители у такого произведения?

— Честно говоря, я не знаю. Сейчас существует довольно много различных курсов по сонграйтингу, где обещают, что научат вас писать хиты. Думаю, определенная формула все-таки существует. Но в любом случае нужно, чтобы совпал еще целый ряд факторов: текст, музыка, аранжировка, личность исполнителя, где и когда песня прозвучит в первый раз и т.д. Поэтому при множестве песен, которые сегодня появляются, настоящий хит — явление одиночное и все более редкое, поскольку очень многие перенимают приемы друг друга. 

— Какие темы вам наиболее важно отображать и поднимать в текстах песен?

— Видимо, те, которые заставляют задуматься. И я очень благодарна нашим артистам, что они раскрывают такие темы в своем творчестве, не идут путем исполнения композиций исключительно развлекательного характера. Хотя таких в любом случае подавляющее большинство, и это хорошо. Однако есть ощущение, будто в обществе сформировался определенный запрос на настоящее: качественное исполнение, достойное поведение, правильные и важные слова.

— А что у вас появляется раньше: запрос от артиста или текст, который вы после предлагаете исполнителю?

— Всегда по-разному. С каждой песней и с каждым артистом я прохожу уникальный путь. В любом случае даже готовый текст после появления музыки к нему чаще всего меняется, потому что музыка диктует свои правила. То же и с артистами: какое-то слово, которое хорошо звучало бы в исполнении одного, не совсем подойдет другому, соответственно это может обусловить его замену в тексте.

— Сейчас очень много разговоров ведется о том, что многие артисты поют на один манер (мол, нет разнообразия тем, мелодий и т.д.). Каково Ваше мнение на описанную ситуацию?

— Да, действительно есть такое ощущение. Существуют определенные тренды, и когда кто-то один становится популярным, другие начинают подражать такую же модель подачи музыки и себя. И это тоже путь. Но, на мой взгляд, каждому артисту все-таки нужно пытаться найти и раскрыть свою уникальность.

— Важно ли вам, какая судьба складывается у вашего произведения после его ухода в руки композитора, аранжировщика и исполнителя?

— Да, для меня это очень важно. Как я уже отмечала ранее, для автора его произведение — как ребенок, поэтому всегда хочется, чтобы он хорошо и красиво выглядел и был достойно представлен. А главное, чтобы понравился людям.

— А кто ваши любимые поэты?

— Если говорить о классиках, то мне нравятся произведения разных авторов, нет кого-то конкретного. А вот среди современных выделяю для себя российского поэта Влада Маленко. Его читаешь и думаешь: «Ну как же круто и талантливо!»

— Песни каких исполнителей можно найти в вашем плейлисте?

— Может, я вас удивлю ответом, но музыку чаще всего я слушаю в машине, из тех плейлистов, которые предлагают радиостанции. Почему-то конкретному в этом смысле я не предпочитаю, потому что мне нравятся и разные исполнители, и разные песни.

— Чем наполнена ваша жизнь в перерывах между творчеством?

— Здесь у меня, скорее, все наоборот происходит: в последнее время творчеством занимаюсь в перерывах. А в остальном все, как у всех: работа, дом, семья. Просто темп жизни как-то сейчас ускорился, и количество дел постоянно растет.

— Тогда еще расскажите, в чьем исполнении мы услышим ваши песни в ближайшее время?

— У молодых талантливых исполнителей Леры Бернатович и Артема скоро выйдет песня «Код ДНК». Через пару месяцев должна выйти интересная дуэтная композиция Александры Мелех, но с кем, не буду раскрывать тайну. Еще несколько премьер и сюрприз мы запланировали с Викторией Алешкой. И Евгений Олейник с Юлией Быковой обещали скорую премьеру нашей совместной новой песни. Наконец скоро выпускаем первую совместную творческую работу с Жанетт. На самом деле, планов много, надеюсь, что все получится и результат понравится слушателям.

Елена ДРЯПКО

Фото из архива Анны СЕЛУК

Выбор редакции

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.

Спорт

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Анастасия Костючкова: Человек в коляске не должен быть закрыт в четырех стенах

Фехтовать наша героиня умеет тремя видами оружия: саблей, шпагой и рапирой.