Вы здесь

Мастер производственного обучения токарному делу: занятия должны проходить исключительно в позитивном ключе


Премьера рубрики! Быть профессионалом — важно, а высший пилотаж — умение делиться своим мастерством с молодым поколением. Причем делать это, вдохновляя на результаты, пробуждая желание совершенствоваться и расти в выбранной сфере — это уже редкий талант. В год качества "Червонка. Красная смена«начинает проект «Витражи мастерства», в котором мы будем знакомить вас с теми людьми — преподавателями, учителями, мастерами, — которые ежедневно зажигают огонь любви к труду в глазах своих учащихся. Знакомьтесь, а также подсказывайте нам новых героев для публикаций, ведь вы лучше всех знаете, кто они — ваши настоящие авторитеты в профессии.

Виктор Николаевич Авраменко уже более 30 лет работает мастером производственного обучения токарному делу в филиале БНТУ «Минский государственный машиностроительный колледж». Он убежден: мастер — творческая натура и его занятия должны проходить непринужденно — исключительно в позитивном ключе. 

Корреспондент «Звязды» посетил один из уроков производственного обучения, который проходил под руководством Виктора Авраменко. Впечатлений — море, но обо всем по порядку.


Во время практических занятий мастер всегда демонстрирует, как выполнять задание. Так, здесь происходит показ измерения индикаторным внутримером

Открываешь дверь в мастерскую и как будто попадаешь в совершенно другой мир. На стене — надпись: «Нельзя в работе совмещать микроны точности и тонны грязи», а вокруг — станки и молодежь, стремящаяся к тем самым микронам точности в токарном деле. Здесь, в мастерских, учащиеся колледжа получают дополнительную специальность. Сначала на втором курсе они приходят сюда на ознакомительную практику на три недели, а уже на третьем курсе работают здесь 2,5 месяца, чтобы сдать на третий разряд и получить новую рабочую профессию.

— Эта группа у меня чрезвычайная. У них основная специальность «двигатели внутреннего сгорания», — рассказывает Виктор Авраменко, наблюдая за работой подопечных. — Да и вообще учащиеся мне в основном хорошие попадаются. Мои выпускники неоднократно первые места занимали на конкурсе профмастерства на Минском тракторном заводе.

Вместе с тем мастер убежден, что на первом занятии учащихся обязательно нужно напугать. А уже на всех последующих постепенно снимать стресс. Почему так?

Работа Виктора Авраменко, с которой он занял призовое место на республиканской выставке технического творчества

— Токарное дело очень интересное, но прежде всего нужно помнить об охране труда, — объясняет собеседник. — Нельзя, чтобы в процессе притупилась осторожность. Учащиеся должны чувствовать, что работают в зоне повышенной опасности. Поэтому каждый раз повторяю своим ученикам безопасные приемы работы и наказываю, если это не выполняется.

Звучит сурово, однако, как оказалось, самая суровая мера — это получение «пакета», что означает почетное право на внеочередную уборку мастерской.

Урок производственного обучения токарному делу начинается в 8 часов и длится до 14 часов дня. Самое первое по программе — вводный инструктаж. В классе мастер объясняет тему урока, показывает образовательные фильмы, отвечает на вопросы. А дальше — основная часть занятия, которая проходит в мастерской, где учащиеся получают задание и самостоятельно отрабатывают приемы.

А что делать для того, чтобы на всех этапах обучения ребята не только слушали, но и слышали мастера? Виктор Николаевич на это имеет однозначный ответ: нужно быть профессионалом в своем деле.

— Они пришли учиться, и когда видят перед собой профессионала, — это для них высший авторитет. Поэтому мастеру-практику проще вести занятия, чем преподавателю, — рассуждает собеседник.

Профессионализм самого Виктора Авраменко заметен на занятиях невооруженным глазом. За плечами у мастера — восемь лет работы токарем-универсалом на Минском тракторном заводе. Также он имеет высшее педагогическое образование, многочисленные призовые места на конкурсах профессионального мастерства, почетную грамоту от Министерства образования и изумительные работы, глядя на которые возникает только один вопрос: как это можно было сделать на обычном токарном станке?

Кстати, Виктор Николаевич показал мне одно из конкурсных «произведений». Это два шара из цельного куска металла. В первом мастер, как в матрешке, выточил поочередно три двенадцатигранника, а во втором — три кубы. Такие работы — показатель профессионализма и квалификации мастера, которым может позавидовать даже самый опытный токарь.

Еще Виктор Авраменко убежден, что у него очень творческая профессия. На занятиях он и сценарист, и режиссер, и актер, и психолог.

— Мастер должен иметь железное терпение. Никогда нельзя оскорблять учащегося, как бы это трудно ни было. Нужно всегда уважать человека. А то, не дай бог, повысишь голос — ученик замкнется, и занятие тогда уже всем будет не в радость, — делится мыслями наш герой.

Мастер вместе с учащимися 3-го курса специальности «Двигатели внутреннего сгорания»

Поэтому Виктор Николаевич на протяжении всей своей работы стремится находить контакт с молодежью, идти в ногу со временем, постоянно развиваться, увлекать учащихся токарным делом и, конечно, ко всему относиться с юмором.

Елизавета ГОЛОД

Фото автора

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.

Семья и демография

Татьяна Безрукова: Надо чаще говорить детям, что мы их любим!

Татьяна Безрукова: Надо чаще говорить детям, что мы их любим!

«Мы проговариваем буквально все — так формируется доверие».