Вы здесь

Наша цифровая среда. Какие мобильные приложения не помешает скачать на телефон


Говорят, современный человек «живет в своем смартфоне». «Только проснулся, уже хватает телефон!» — ворчат бабушки на детей и внуков. Действительно, с утра первым делом мы тянемся к гаджетам. В принципе, сегодня с их помощью можно жить активной жизнью, вообще не выходя из дома (и даже не вставая с дивана) — узнавать новости, мировые и своих знакомых, покупать и заказывать услуги, получать и тратить деньги, работать и отдыхать.

Хорошо это или плохо, пусть разбираются психологи, медики, социологи. Но люди от этого уже не откажутся, эта сфера будет только развиваться. Ведь действительно, приложения в наших смартфонах — удобный инструмент. Они делают жизнь проще: экономят время, способны подсчитать деньги, калории, временные затраты (и еще множество параметров, или перевести одни параметры в другие), проложить маршрут, помочь в планировании или получить необходимую информацию, максимально упростить или даже сделать за пользователя рутинную работу. Ежегодно в мире разрабатываются тысячи таких мобильных «помощников». Новые приложения появляются и в нашей стране. О новинках от отечественных разработчиков, которыми уже можно воспользоваться, рассказали специалисты организаций Министерства связи и коммуникаций, подводя итоги 2023 года.


«Мой город»

В этом месяце приложению «Мой город» исполнилось три года. Инициатива его создания — совместная: РУП «Белтелеком» и Минсвязи, а цель — сделать городскую среду максимально доступной для горожан. 

— Для каждого города приложение создает свою инфраструктуру, — рассказывает начальник отдела по организации продаж услуг и реализации проектов юридическим лицам РУП «Белтелеком» Наталья Падуто. — Жители конкретного города могут заказывать услуги через наше приложение, смотреть новости своего города. Могут сообщать информацию о возникшей аварийной ситуации соответствующим службам, а администрация города — информировать население о предстоящих событиях. 

Как это работает? Вы устанавливаете приложение, выбираете город — и мобильный ресурс становится практическим инструментом взаимодействия вас, как местного жителя, со всеми городскими службами и сервисами.

— На сегодняшний день у нас в приложении уже 45 городов, — делится собеседница. — Первым был Полоцк. Мы решили, что людям действительно необходим такой удобный инструмент для взаимодействия и комфортного общения жителей и городской инфраструктуры. Дополнив его интерактивными функциями, мне кажется, мы добились желаемого результата. 

Итак, пилотный проект стартовал в Полоцке в 2021 году. По числу скачиваний первенство и сегодня принадлежит Полоцку (более 20 000 пользователей). Витебская область в целом в лидерах (14 городов включились в проект, 10 — готовятся к старту), отметила Наталья Падуто. 

— Как уже говорилось, ресурсом уже активно пользуется население 45 городов Беларуси, включая два областных центра, Могилев и Витебск, еще 18 городов готовятся к запуску. В дальнейшем мы подтянем сюда все города страны, — делится планами специалист «Белтелеком». — Когда все города будут в этом приложении, оно станет интересно для всех жителей страны. 

Минск разработчики, правда, оставили напоследок.

— Мы начали с небольших городов. Столица избалована сайтами-агрегаторами, в других населенных пунктах доступ к этой информации до недавнего времени был затруднен. Наше приложение позволяет собрать воедино для конкретного города только его организации и структуры, только его услуги и предоставляемые жителям возможности. 

Если вы местный житель, вы можете с помощью приложения «Мой город» взять талон в поликлинику или записаться на прием в медицинский центр, вызвать сантехника или мастера по ремонту бытовой техники, обратиться в ЖЭС, записать ребенка в кружок, оплатить онлайн-доставку, забронировать столик в ресторане или выбрать время в салоне красоты и выполнить еще множество необходимых дел. Ну, а если вы «не местный», а просто решили посетить какой-то населенный пункт?

— В этом случае выбираете в приложении контур этого города и можете заказать себе гостиницу, столик в ресторане, проложить маршрут и ознакомиться с достопримечательностями по пути своего следования, — рассказывает Наталья Падуто.

Приложение позволяет с помощью геолокации определять свое местонахождение, находить гостиницы и объекты торговли по пути следования, комфортно выстраивать и менять маршрут. «Мой город» — приложение «живое», постоянно дорабатывается (в течение года в него внесено уже порядка 60 изменений). И как раз сейчас особое внимание разработчиков направлено на его туристическую составляющую. В Беларуси очень много красивых мест и невероятных достопримечательностей, о которых знают только «местные». 

— На общих сайтах таких мест никогда не найдешь, — поясняет собеседница. — А здесь в каждом небольшом городке люди сами размещают информацию о подобных удивительных достопримечательностях. 
В качестве примера можно назвать, скажем, небольшой городок Лиозно — не каждый знает, где он находится. Так вот, оказывается, у них целых 83 достопримечательности! То есть, приложение позволяет туристу погрузиться в атмосферу каждой местности, понять ее самобытность, проникнуться, увидеть и узнать, получить яркие эмоции — а ведь именно ради эмоций мы и отправляемся в любое путешествие.

За три года приложение оценили пользователи, отклик — позитивный: более 100 тысяч скачиваний, более миллиона просмотров организаций, более 80 000 онлайн-заказов.

— Самыми активными, помимо полочан, стали жители Речицы, Бобруйска, Мозыря и Жодино, — рассказала специалист. — Сельскую местность мы также подтягиваем: в приложении представлены и сельсоветы. Можно задать вопросы исполнительной власти, разместить свои предложения: администрация их получит и среагирует.

Представитель «Белтелеком» отмечает, что при разработке и доработках учитывается обратная связь — от исполкомов, организаций, жителей. 

— Когда привлекали в приложение организации (ведь оно будет популярным и интересным для пользователей только в случае, если там будет представлено много организаций), не все юридические лица понимали, почему это им должно быть интересно. Кто-то вступал охотно, понимая, что приложение — еще один канал продаж, другие, особенно госструктуры, по началу говорили: «Зачем нам это?» — те же школы, детские садики. Но ведь у них тоже много платных услуг, и пользователям удобно узнавать о них, делать заказы, оплачивать эти услуги через «Мой город». Постепенно вовлекаем все больше различных организаций, и это дает свои результаты.

Приложение, к слову, рассчитано не только на молодых людей, привыкших пользоваться онлайн-сервисами, но и на старшую возрастную группу. С этим учетом составлялся интуитивно понятный интерфейс.

— Вся структура представлена блоками, чтобы любая информация была максимально удобной для нахождения, — поясняет собеседница.

Так что «Мой город» оценило и старшее поколение (специалист отметила, что население Беларуси в целом практически в любой возрастной группе достаточно грамотно в цифровом плане). У людей зрелого возраста ожидаемо наиболее популярна сфера услуг и медицина.

— Мы проводили анализ, и оказалось, что даже заказ талонов, который обычно делается через сайты медучреждений, гораздо проще делать через наше приложение. И 40% заказов талонов к врачам в 45 городах, которые есть в приложении, уже делаются через «Мой город». 

«Хваля»

Специалисты БелГИЭ разработали мобильное приложение «Хваля», позволяющее каждому абоненту самостоятельно оценить качество услуг связи своего сотового оператора в точке приема сигнала. Зачем, казалось бы, это обычному пользователю? Ну вот, скажем, банальный поворот, любимый киносценаристами: попадаете вы в дороге в какую-то непредвиденную ситуацию, а позвонить или отправить сообщение не можете — нет сети. В Беларуси, к слову, таких участков очень немного, но свою задачу специалисты БелГИЭ видят в том, чтобы вариантов «нет мобильной связи/интернета, когда едешь по лесу» в нашей стране не было вовсе. 

— Ежедневно по стране делаются тысячи измерений, оценивается качество голосовых услуг, передачи данных, браузинг и стриминг, — рассказывает начальник Центра радиомониторинга БелГИЭ Сергей Боровский. — И теперь любой абонент может присоединиться к нашей системе, скачав мобильное приложение и проведя несколько тестов. 

Достаточно нажать кнопку «начать», и мобильное приложение на вашем телефоне выполнит измерения скорости передачи, загрузки и выгрузки данных, оценит задержки на канале связи в данной точке.

— Ваши результаты измерений попадут в нашу систему контроля качества, где специалисты оценят, находились ли вы в зоне уверенного приема. И если были проблемы с качеством, эти данные мы передадим оператору сотовой связи. А они, в свою очередь, начнут работу над улучшением на данной территории качества предоставляемых услуг. 

Проблемы, рассказал специалист, бывают и на трассах, и в садовых товариществах. В том числе благодаря приложению операторы в режиме реального времени эти проблемы видят и принимают меры. 

— Бывает достаточно провести оптимизацию сети, и недостатки устраняются в течение считанных дней или недель. Иногда требуется строительство новых базовых станций, это требует большего времени, — поясняет собеседник.

Приложение работает с апреля 2023 года. Благодаря системе «Хваля» выявлено 14087 недостатков, из них 11873 мест отсутствия покрытия и 2214 отдельных мест, где не выполняются требования по качеству услуг. Уже устранено 686 недостатков по покрытию и 862 недостатка по качеству. 

Если вы планируете путешествие, качество покрытия мобильной связью и сетью интернет по пути следования можно оценить заранее, добавляет специалист. Для этого достаточно побывать на веб-портале «Карта. Хваля. бел»: там размещены цветные интерактивные карты. 

«Мобильный почтальон»

Старая добрая «Белпочта» и в 21 веке не сдает позиций.

— Наши сервисы призваны повысить уровень жизни населения, в том числе в регионах, где «Белпочта» остается самым крупной сетью присутствия, — рассказывает начальник центра развития информационных технологий РУП «Белпочта» Анатолий Невмержицкий. — И мы развиваем как привычные услуги, так и привносим новые решения.

— В приложении «Мобильный почтальон» представлены сервисы, которые позволяют оформить почтовые отправления онлайн, — поясняет специалист. 
Не надо ждать своей очереди в почтовом отделении и заполнять бланки ручкой на веревочке, как это было еще пару лет назад (тем более, наши современники вообще не любят писать от руки). Решив отправить друзьям или родственникам посылку, открытку к празднику, бумажное письмо, вообще любое почтовое отправление, включая деловую переписку, можно оформить и оплатить его буквально за несколько минут, в прямом смысле не вставая с дивана. Достаточно скачать приложение «Мобильный почтальон». Останется зайти на почту и просто отдать то, что хотите отправить, предъявив присвоенный приложением вашему отправлению штрихкод. Система автоматически заполнит все данные.

— У нас уже порядка 50 тысяч отправлений в месяц таким способом, — говорит собеседник. — За три месяца — прирост в три раза. Мы отслеживаем отзывы пользователей и видим, что людям действительно удобно. 

Не о приложениях, но по теме

А в целом, проект «Мобильный почтальон» не оставил без внимания интересы и старшего поколения — позволяет дойти до каждого клиента, чтобы человек мог дома получить такие же услуги, как в почтовом отделении.

— На базе мобильного терминала разработано специализированное устройство (сегодня их используется уже более 6 000), позволяющее оказывать людям на дому буквально весь спектр почтовых услуг. Это и прием платежей, и выдача пенсий, и выплата денежных переводов, и возможность снять деньги с карточки. А также подписка на периодические издания и продажа товара, — рассказывает Анатолий Невмержицкий.

Почтальоны регулярно бывают в каждом, без исключения, населенном пункте нашей страны, даже в самой крохотной деревушке. В тех населенных пунктах, где нет другой инфраструктуры, практически все функции для пожилых людей исполняет почтальон. Да и в крупных городах для пенсионеров именно сотрудник почты порой — единственная связь с миром.

— Первым нашим шагом были передвижные почтовые отделения на базе автомобилей — это было еще лет 10 назад, — говорит собеседник. — Сегодня мы уже приходим прямо домой к пожилым людям. 

Пилотный проект такого формата работы почта начала в Орше. Сегодня система работает по всей стране: таким образом оказано уже более 30 миллионов услуг.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ 

Фото Виктора ИВАНЧИКОВА 

Выбор редакции

Семья и демография

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Какие принципы закладывает в воспитание своих детей лауреат республиканского конкурса «Женщина года»?

Экономика

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

В рамках деловой программы выставки пройдет около 20 тематических семинаров и конференций.