Вы здесь

Как белорусская профессиональная косметика стала международным брендом?


Самый авторитетный специалист нашей страны в области создания профессиональной косметики, кандидат биологических наук и руководитель ООО «Лота Бьюти Систем» Людмила Калацкая рассказала о последних трендах косметологии, о предубеждениях потребителей, которые удалось преодолеть, и о том, почему стоит гордиться белорусскими товарами.


Белорусская косметика — это, безусловно, уже международный бренд. А секрет ее популярности в том, что ее созданием и разработкой составов с самого начала занимались люди исключительно компетентные — ученые.
Людмила Калацкая стояла у истоков этого бренда: 30 лет назад руководила лабораторией компании «Белита». Позже вместе с коллегами создала научный центр, работавший на две знаменитые компании, «Белита» и «Витекс».

— Качественная косметика «сложилась» в Беларуси давно, и мне выпала честь быть в числе первых, кто участвовал в ее становлении. Тридцать лет назад я пришла в компанию «Белита», и за годы работы там все мы получили огромный пласт знаний, которого прежде не было в нашей стране. Его мы внедрили в работу. Так появилась белорусская косметика, которую сегодня знают далеко за пределами Беларуси.

«Белита», к слову, была на момент своего создания одним из всего лишь четырех совместных предприятий Советского Союза (белорусско-итальянским, как и следует из названия). 

— Все мы, по сути, вышли из «Белиты», — подчеркивает Людмила Михайловна. — Большая половина косметических предприятий Беларуси — в той или иной степени выходцы из «Белиты» и «Витекс». Создана, считаю, очень качественная масс-маркет косметика. Она широко известна и в стране, и за рубежом, она демократична по цене, она эффективна. Но постепенно пришло понимание, что у нас нет именно профессиональной косметики — для салонов красоты, для работы косметологов и косметиков. То есть нету высшего пласта косметических средств. Ведь все идеи масс-маркет косметика получает из сферы косметики профессиональной. Поэтому мы в ней хорошо ориентировались, и это действительно очень интересная область, в которой стоило поработать. Так появилось белорусское предприятие по выпуску профессиональной косметики.

Сегодня в активе LoTa — два полноценных отечественных профессиональных бренда: MesoExfoliation (16 видов пилингов, полностью закрывающих этот сегмент в профессиональной косметологии) и HyalSolution (профессиональные средства ухода на основе гиалуроновой кислоты). Этот последний в декабре 2023 года стал победителем республиканского конкурса Belarus Beauty Awards, в котором участвовали также зарубежные бренды профессиональной косметики, представленные на рынке нашей страны (из США, Италии, Испании, Израиля, Польши, России и т.д.)

— «Лота Бьюти Систем» работает с 2015 года, — рассказала на пресс-конференции Людмила Калацкая. — Мы выстояли даже в ковид: когда никто не работал, Беларусь работала. И в том числе благодаря этому мы достигли определенных успехов.

Ставка — на науку

Об импортозамещении, гарантии технологического суверенитета и независимости любой страны в современном мире, сегодня говорится много. Для Беларуси (особенно в Год качества) это задача номер один, двигатель экономики и ключевой приоритет развития страны на ближайшую перспективу. Очевидно, что в первую очередь имеется в виду здравоохранение и фармацевтика, высокие технологии и машиностроение, аграрный сектор и продовольственная безопасность... Но ведь комфорт и современный уровень жизни обеспечивают в том числе такие «надстройки» над жизненно необходимыми сферами, как, например, та же косметология.

— Создавая качественную профессиональную косметику, мы тоже — и это мое глубокое убеждение — поддерживаем технологическую безопасность страны, — говорит Людмила Калацкая.

Заметим, что белорусская компания «Лота», единственная среди производителей профессиональной косметики стран СНГ, принята в члены Европейского общества производителей косметики.

— Мы работаем с коллегами по всему миру, со всем мировым косметическим сообществом. Это позволяет держать руку на пульсе. В создании профессиональной косметики останавливаться нельзя — постоянно появляются новые тенденции, тренды, исследования. 

Как и косметика масс-маркета, профессиональная косметика, создаваемая в нашей стране, делает ставку на науку — это в целом основополагающий принцип создания отечественных средств по уходу за кожей. Разработчики белорусской профессиональной косметики принимают участие как в международных научных форумах, так и в конференциях, которые организует Национальная академия наук.

— Тесно работаем с институтом микробиологии. Ведь что такое сегодня львиная доля всех современных косметических ингредиентов высокого уровня? Все это дает нам микробиология — то, чем я занималась всю жизнь, — поясняет Людмила Калацкая. — Вы подбираете продуцент, задаете ему программу, и он выдает вам то, что вы хотите получить. Поэтому микробиология сегодня наиболее востребована при производстве косметических средств. Кроме того, в последнее время мы начали работать с научными центрами, задействованными в изучении свойств лактоферрина — это три мощные исследовательские структуры Национальной академии наук. Косметология — одна из областей применения лактоферрина, это новый, очень дорогой и востребованный на мировом рынке компонент. 

Что в тренде?

Какие же направления у разработчиков профессиональной косметики считаются наиболее перспективными?

В первую очередь поддержание здорового микробиома кожи, отмечает ученый. Это мировой тренд. Невидимый глазу микробиом кожи человека — экосистема тысяч микроорганизмов, живущих на поверхности эпидермиса. Микробиом находится в синергии с кожей, и его баланс имеет огромное значение для нашего здоровья, красоты и молодости. На сегодняшний день биологи считают верхним слоем эпидермиса человека не stratum corneum, как было еще десять лет назад, а stratum microbiomum. И новейшее направление профессиональной косметологии — создание средств, поддерживающих нужный баланс этих микроорганизмов.

— Также я очень приветствую такое актуальное сегодня направление, как скиннимализм, — рассказывает Людмила Калацкая. — Перед ковидом, лет 5-6 назад, существовала мода — она пришла из корейского региона — на огромное количество слоев уходовых средств. Кожа перегружается таким количеством препаратов, и постепенно создатели косметики начали сокращать количество средств, делая каждое из них эффективнее. Скиннимализм — тренд натуральности, достаточности. Опять же, мы не засоряем природу всеми этими флаконами и коробками.

Следующий тренд вытекает из предыдущего — сокращаются составы средств, становясь более понятными и прозрачными.

— Три десятилетия назад активно использовались всего 5-6 активных ингредиентов, которые и указывались на упаковке, — рассказывает собеседница. — Отмечу к слову, что Беларусь — первая страна на постсоветском пространстве и долгое время единственная, которая указывала составы косметики так, как это положено в соответствии с мировыми требованиями. Сегодня минимальность состава — это очень важно. Неоправданно сложные химические составы не только удорожают средства, но и дезориентируют потребителя, в том числе профессионалов бьюти-сферы, отмечает ученый. С другой стороны, идет пресыщение кожи, и средства теряют эффективность. 

Наша кожа очень адаптивна, благодаря этому человек и выживает, отмечает Людмила Калацкая. Избыточные формулы порождают так называемый «эффект отмены». 

— Поэтому важно, чтобы ничто не мешало работать главному компоненту препарата, а для этого следует минимизировать формулу — это мировое требование в современной профессиональной косметологии.

И, наконец, важнейшее направление исследований — защита кожи от излучения гаджетов (то, что принято называть «синий свет»).

Воздействуя фронтально с небольшого расстояния, «синий свет» ускоряет процессы старения, способствует обезвоживанию кожи и образованию пигментных пятен. 

— От гаджетов люди не откажутся, мы так устроены, — подчеркивает ученый. — Мы должны с этим жить. И, соответственно, должна быть косметика, которая защищает кожу.

Кстати, совет от профессионала: лежите на диване в выходной со смартфоном в руках — наложите на лицо любую тканевую маску. Эффект — два в одном: и защита, и бьюти-процедура. Даже домашняя маска, например, из зеленого чая на марлечке уже в какой-то мере защитит от «синего света». 

А в целом, говорят специалисты, в защите нуждается не только кожа лица: направление начало развиваться с необходимости протектировать кожу рук.

— Во время пандемии все мы использовали санитайзеры, особенно страдала кожа рук у врачей, — рассказывает собеседница. — И как респект медикам, мы разработали крем для рук, состав которого аналогичен суперэффективному крему для лица. Крем, к слову, сперва оценили в России, наши соотечественники — немного позже.

О вреде стереотипов

Сегодня профессиональная белорусская косметика востребована во многих странах мира — не только в России, но и, например, в Азербайджане, Армении, Турции. В нашей стране, на заре становления бренда пришлось бороться со стереотипами, отмечают представители компании «Лота». В доковидные времена конкуренция в сфере профессиональной косметики была очень высокой, рассказывают они. На рынке Беларуси было много мировых брендов, и дело не в качестве — качество импортной косметики было разным. Дело в стереотипе «европейское — хорошо, отечественное — так себе». Сегодня европейская косметика стала значительно дороже для белорусского потребителя. Да и люди научились читать составы и сравнивать: потребитель стал более образованным. И появилось понимание: зачем переплачивать, если не менее (а порой и более) качественный продукт от отечественного производителя обойдется дешевле. 

— Стереатип «Ай, это белорусское...», правда, все еще проявляет себя порой. Мы не привыкли себя ценить. И пора этому научиться, — говорит Людмила Калацкая. — Ведь в нашей стране производится много товаров, которыми по праву стоит гордиться. Давайте посмотрим даже на самом бытовом уровне: бюстгалтеры белорусского производства — супер, колготки — супер, еда — просто супер: наша белорусская мясная и молочная продукция. И косметика супер. Ребята, мы почему себя не любим?.. Бренд «Лота» можно было сделать совместный с французами или итальянцами, но мы решили — нет, пусть он будет именно белорусский. Это наш выбор, наша благодарность стране, которая нас выучила. И теперь мы отдаем ей свои знания.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Регионы

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Что обсуждали на совещании органов местного самоуправления Брестчины в Пинском районе?

Благоустройство населенных пунктов и наведение порядка на земле.