Вы здесь

Как мода становится искусством?


24 февраля на сцене Национального академического театра имени Янки Купалы состоится модное культурно-зрелищное мероприятие Modern Culture View Fashion Art Week. Для чего на Купаловскую сцену поднимутся дизайнеры и модели, зачем зрителю покупать билеты на это мероприятие и почему вообще об этом событии «Звязда» решила написать?


На пресс-конференции накануне события организаторы рассказали о ее целях

Начнем с ответа на последний вопрос. Ну, во-первых, после новогодней «вспышки», с яркими и зрелищными мероприятиями зимой в наших широтах традиционное затишье. И если вам хочется окунуться в свет софитов, музыку и праздник, то модный показ на излете последнего, самого темного и (по ощущениям, а не по календарной арифметике) длинного зимнего месяца — как раз то что нужно. Тем более, что организаторы обещают разноплановое шоу, где будет интересно и высококультурным эстетам, и любителям моды, и тем, кто «просто пришел посмотреть». А во-вторых (и в главных), проект этот, как рассказал один из его авторов, член Белорусского союза дизайнеров Иван Короткевич, своей задачей видит вписать белорусскую моду в контекст современного искусства и культуры нашей страны, как их полноправную представительницу.

Музы в союзе

Мода, кратковременное господство определенных вкусов и предпочтений (прежде всего в одежде), в третьем тысячелетии позиционирует себя не как нечто мимолетное и несерьезное. В наши дни это сложное многогранное явление, которое по праву претендует на место в современном искусстве, подчеркивая свою важную роль в различных сферах деятельности — от «дизайна» внешности людей и среды их обитания до серьезного влияния на эстетику нашей жизни (ведь во многом именно мода определяет для каждого поколения, что считать красивым, а что — безвкусным), архитектуру, бизнес, индустрию, науку и экономику. 

И, как вид искусства, пожалуй, мода действительно ближе всего к театру. Ведь она не существует без зрителя. Демонстративность, состязательность, подражание, актерская игра (примеряя на себя разные модные образы, можно ведь «притвориться» кем захочешь) — все это элементы театра. Хотя от театра моду отличает «встроенность» в современность, прямая связь с меняющимися настроениями людей, ее суперактуальность «здесь и сейчас». При этом, несмотря на свою утилитарность и прикладной характер, мода, как и изобразительное искусство или скульптура, хореография или музыка, способна выражать абстрактные мысли и идеи. Дизайнеры живут той же жизнью, что и «адресаты» их творчества, ходят по тем же улицам, читают те же книги и смотрят те же фильмы и новости, бывают на тех же выставках и концертах, пьют кофе в тех же кафе. А их коллекции — это их впечатления и личные размышления, их видение происходящего вокруг. Зрителю остается только «расшифровать месседж».

— 24 февраля Fashion Art Week будет проходить уже в 9 раз, — рассказывает автор и руководитель модных культурно-зрелищных проектов Иван Короткевич. — А начинался проект с того, что, проанализировав рынок, мы поняли: хочется нашу белорусскую моду поднять на другой уровень в плане осознания обществом ее ценности. В первом проекте принимали участие совсем молодые перспективные дизайнеры Беларуси. Мodern Culture View был задуман как современный взгляд на культурно-зрелищное шоу, объединяющее исполнителей из разных областей искусства. В первый раз это были мода, хореография, музыка, вокал и театр, в основе которого лежит демонстрация коллекций одежды разных стилей. Сейчас — уже третий сезон подряд — привлекаем также изобразительное искусство и скульптуру. А Купаловский театр в качестве главной площадки проекта мы выбрали изначально. И хочу сказать огромное спасибо руководству и коллективу Национального академического театра имени Янки Купалы за то, что они поверили и продолжают верить в наш проект.

Возможность рассмотреть детали

Раз уж мода — вид искусства, то и модные показы давно перестали проходить только на подиумах. Сегодня это — театрализованное действо, перфоманс, часть повседневной жизни — в зависимости от задач и коллекций. Невероятные декорации и режиссерские решения, неожиданные и даже порой «неподходящие» для модных показов локации работают на то, чтобы зрителю легче было расшифровать заложенные дизайнерами в коллекции философские идеи. Впрочем, часто задачи более прозаичные — просто «чтобы запомнили». Просто удивить и поразить, порадовать, развлечь и впечатлить зрителя. Но разве это плохо? 

Одним из пионеров новой концепции организации модных показов стал легендарный Ив Сен-Лоран. 12 июля 1998 года три сотни моделей в коллекциях Yves Saint Laurent дефилировали по стадиону «Стад де Франс» во время финала Чемпионата мира по футболу под «Болеро» композитора Мориса Равеля. 

Дальше — больше. Показы модные дома проводили в авиационных ангарах и в огромных заводских цехах, на гондолах и кораблях, просто на улицах больших городов (когда для модного шоу властям приходилось перекрывать уличное движение). Так что театральная сцена — далеко не самый эксцентричный выбор для модного шоу.

— Само мероприятие мы не называем «показ», не ограничиваем его этим словом, — подчеркивает Иван Короткевич. — У нас все перевернуто в театрализацию. На прошлых показах, например, использовали возможности и эффекты театральной сцены, которыми подиум не обладает. 

— Театральная площадка позволяет при показе коллекций рассмотреть даже детали, — добавляет постановщик фэшн шоу Елена Ковальчук. — Это очень важно, потому что для полного восприятия работы дизайнеров зрителям необходим не только общий вид, но и детализация. Одна из дорожек, по которой пойдут модели, уходит в зал, а часть зрителей будет сидеть прямо на сцене. 

Шоу даст возможность увидеть одновременно не менее 30 коллекций белорусских дизайнеров, молодых и уже заработавших имя (хотя, возможно, их будет больше — на первом показе, например, коллекций было 50). К белорусским коллегам в этом году присоединятся российские дизайнеры. Кроме того, свои новые коллекции привезут в Минск два итальянских бренда, рассказала член совета Белорусского союза дизайнеров, куратор проектов в сфере моды и искусства Ольга Земскова. Итальянские дизайнеры приезжают в Беларусь при поддержке Торгово-промышленной палаты, добавила она.

Проект займет целый день. Показы будут проходить в режиме нон-стоп, на сцену выйдут как совсем юные (детские и подростковые коллекции будут демонстрироваться в дневном блоке), так и взрослые модели, и модели 50+ (взрослые коллекции — вечерний блок). 

У каждого Fashion Art Week по традиции есть тема, во многом определяющая концепцию показов. В прошлом сезоне это были «Чувства и Эмоции». В нынешнем — многогранное и сложное понятие «Имена».

И для зрителя, и для художника    

Итак, по задумке организаторов, зритель должен окунуться в атмосферу, создаваемую переплетением разных видов искусства, каждый из которых отражает ту или иную грань современной белорусской культуры. Коллекции дизайнеров как бы «вплетены» в это общее полотно. В этом году акцент — на изобразительном искусстве и скульптуре.

— Предложение об участии в этом мероприятии я принял с радостью, — говорит скульптор и дизайнер, член Белорусского союза дизайнеров и Белорусского союза художников Максим Перуль. — Я профессионально занимаюсь скульптурой, мои произведения находятся в разных городах и странах мира, и мероприятие с помощью видеоряда и моделей моих работ дают зрителю возможность ознакомиться с моим творчеством.

Заметим, что Максим Петруль создавал произведения для станций минского метро и украшения городских улиц, немало его работ находится за рубежом — в частности, они украшают улицы городов Китайской народной республики. Монументальные скульптурные произведения — не тот масштаб, чтобы легко было собрать «творческое наследие» на одной выставке. Максим Петруль создал около 25 таких произведений, и мероприятие, позволяющее увидеть «все и сразу», ценно и для зрителя, и для художника.

— Кроме того, надо поддерживать молодежные инициативы, — убежден известный мастер. — Когда я начинал работать, меня поддерживали замечательные люди. Например, Виктор Владимирович Крамаренко, один из авторов Национальной библиотеки, или легенда белорусской архитектуры, один из авторов мемориала «Хатынь» Леонид Менделевич Левин. Кто кроме нас самих будет поддерживать нашу культуру, нашу молодежь? Как бы патетично это не звучало, важно создавать современную белорусскую культуру — каждому и каждый день. Да, у нашей культуры есть корни, истоки, но она — не только то, что было когда-то. Прямо сейчас она тоже создается, тоже происходит. И от нас зависит, какой ей быть. 

— Когда я участвовала в проекте Modern Culture View Fashion Art Week впервые, для меня это был чистейший эксперимент, — говорит художник, член Белорусского союза художников Мария Борисенко. — Не представляла, что из всего этого получится. Получились — новые горизонты для восприятия: синтез искусств, которые, казалось бы, напрямую не перекликаются. 

В этот раз, рассказали организаторы, они хотели бы расширить количество участников, представляющих различные виды изобразительных искусств. В идеале, каждый участник представит всего по одной своей работе. Но это еще будет обсуждаться.

— Такой формат дает возможность представить свои работы более широкой аудитории, — отмечает Мария Борисенко. 

Согласитесь, галереи и музеи регулярно посещает лишь определенная категория людей, а совершенно нового зрителя академические виды искусства могут найти именно на таких коллаборациях. 

— Мне хотелось бы обратить внимание и на образовательную функцию мероприятий подобного формата, — добавляет Максим Петруль. — Это приобщение людей к художественному процессу. Действительно, по галереям и музеям ходят немногие. Это не значит, что кто-то хороший или плохой, просто люди заняты каждый своей жизнью. А у этого фэшн-мероприятия сложилась достаточно широкая и разноплановая аудитория... Знаете, многие люди уверены, что скульптура — это только памятник. Да, тема мемориализации важнейших исторических событий очень важна, но ведь есть также другие направления скульптуры, и они развиваются параллельно. Подобные мероприятия переводят людей из состояния «Джентельменов удачи» («мужик в пиджаке и дерево») в нормальных граждан Республики Беларусь. 

Регистрация участников Fashion Art Week продолжается. Скоро в театральных кассах начнется продажа билетов на модное шоу. Остается добавить, что, по уже сложившейся традиции, каждый раз Fashion Art Week заявляет для своих зрителей дресс-код (о том, каким он будет на этот раз, команда организаторов объявит чуть позже). Конечно, и в самых обычных джинсах и худи вас из зала никто не выгонит. И все же, говорит Иван Короткевич, очень хотелось бы, чтобы как можно больше гостей поддержали дресс-код. Тем более, что атмосфера Купаловского театра располагает к смелости перевоплощаться и творчески выражать свое «Я». 

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.