Вы здесь

Жители Каменецкого района несут кресты к дереву, под которым, по легенде, деревенской девочке явилась Божья Матерь


Именно она, горестная сирота, пасла как-то чужих овец на холме. Небо затянулось тучами, грянула страшная гроза. Ребенок спрятался под дикую грушку, которая росла в поле. Да ветви дерева не закрыли беднягу от холодного дождя. Малая пастушка промокла, и такая печаль ее окутала, что стала она горько плакать, молиться Святой Богородице, рассказывать о своей горькой сиротской участи. Тогда и явилась бедной сироте Божья Матерь, чтобы утешить ее и предсказать счастливую жизнь. К тому же, с рождения Параска плохо видела, а тут ей вернулось зрение. Было это где-то в 1899-1900 годах.


Надежда Карпук

Девочка прибежала в деревню обрадованная, просветленная, рассказала людям о случившемся и ей поверили. Сельчане потянулись к дичке, и вскоре там стали происходить чудеса. Есть много историй на этот счет. Рассказывали, например, о маленьком мальчике, который до трех лет не ходил, его принесла мать к Грушке, долго и страстно молилась. А когда, уставшая, собралась идти домой, позвала сына залезать на плечи, он сказал, что сам пойдет. И пошел ножками. Про вторую женщину говорили, что она несла крест к груше аж от самой деревни, руками выкопала под него яму, закрепила крест, молилась под ним, и дочь ее выздоровела.

Борьба с грушкой и ее почитание

Молва о чудесной Грушке пошла по всей окрестности, а обитель стали называть грушкой или Святой грушкой. Люди несли кресты и молились за своих родных, которые болели. Когда началось массовое паломничество, становой пристав распорядился срубить грушу, но люди не дали. Более того, община решила собрать деньги и поставить рядом церковь. Уже и строительный материал подготовили, да случилась Первая мировая война. Дерево тем временем росло, впитывалось в силу. Но за польским временем кто-то выкупил землю рядом и все-таки срезал грушу. Только она снова возросла на том же месте.

Люди посчитали, что это знак. И перед самой войной, в начале 40-х, в урочище Грушка была возведена деревянная часовня на каменном фундаменте. У Надежды Ивановны, как дорогая реликвия, хранится снимок того времени. Тогда территорию святого места впервые обнесли оградой. Под грушей установили икону Успения Пресвятой Богородицы. В то время где-то две трети огороженной площади было занято крестами. А в день Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) к святому месту совершались массовые шествия. Люди поклонялись Божией Матери, просили заступничества и благословения. А на крестах были записаны даты их установки — начиная с 1910 до 1953 года.

Но в 50-е годы у власти дошли руки и до Грушки. В архивах нашелся документ за 1960 год, в котором уполномоченный по делам религии по Брестской области рапортовал: «Проведена значительная работа по ликвидации так называемых „святых мест“ — „Грушка“ Высоковского района (ныне Каменецкий район. — Авт.) и другие, куда раньше совершались паломничества верующих».

Надежда Ивановна хорошо помнит тот день, что стал трагедией для всей деревни. На рассвете она, 15-летняя, выбежала из дома, и увидела на горе под грушей людей, технику. Вернулась, сказала отцу. Тот быстренько сел на мотоцикл и поехал в урочище. А там уже стояли солдаты, милиция, место оцепили. Учли предыдущий опыт, когда хотели снести Грушку местными силами, а женщины нагрянули с граблями, вилами и разогнали бригаду.

На этот раз подготовились основательно. В семь часов утра начали и до двенадцати дня не осталось ни груши, ни часовни, ни крестов. Землю отдали под пашню, посеяли сельхозкультуру. Но что интересно, здешние трактористы никогда не пахали землю, где росла груша. У каждого же были жена, мать, которые строго наказывали землю в том месте не трогать. И через несколько лет деревце снова отросло из старого корня. Люди, как и прежде, понесли кресты, пошли с молитвами к Грушке. Со временем на прежнем месте появилось около двух сотен крестов.

Очередная ликвидация прошла 9 июня 1980 года. Часть крестов отправили на топливо в местные школу и больницу, вторую часть отвезли в лес и бросили там. А в деревне стали замечать, что те, кто занимался уничтожением святого места, стали умирать преждевременно: один на болоте погиб, второй в колодец упал, третий вообще руки на себя наложил.

История достопримечательности

Но грушка и на этот раз выросла, и люди снова пошли к ней. 

И сейчас в урочище Святая Грушка стоят сотни крестов. Их устанавливают от своего имени, даже от имени предприятий и организаций, повязывают разноцветными лентами. В 2012 году рядом с известным деревом была построена и освящена небольшая церковь. Каждый год, 27 августа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, сюда приезжают священники, служат молебен. Из всех окрестных деревень идут паломники, чтобы попросить у Божьей Матери здоровья и заступничества, продолжить традицию почитания места, где она появилась ребенку.

Установился обычай готовить трапезу к празднику. В этот день хозяйки приносят с собой различные блюда, после богослужения накрывают столы, и каждый паломник может подкрепиться, прежде чем направиться домой. Если еще столов не было, то стелили на земле скатерти длинной полосой и перекусывали таким образом. Сейчас все становится более культурно и цивилизованно. Традицию почитания Грушки всесторонне изучили работники отдела культуры Каменецкого райисполкома, представили документы в соответствующий совет при Министерстве культуры. Несколько лет назад «традиция паломничества и поклонения «Грушка» была включена в список нематериального культурного наследия страны.

... А грушка стоит нарядная, словно та невеста. В любую пору она расцвечена яркими лентами, косынками с бантами. Территория вокруг благоустроена, положена плитка, поставлено ограждение. В свое время вклад внесли местный колхоз, прихожане со священником, деньги жертвовали земляки. Порядок поддерживают активисты во главе с Надеждой Карпук. Здесь есть и иконы, перед которыми молятся верующие. Говорят, что одна из икон осталась с самой первой часовни.

— Можно услышать мнение, что, мол, третья по счету грушка не имеет силы той, самой первой, под которой случались чудеса, — рассуждает Надежда Карпук. — Но дело не в дереве, а в сильной вере людей, которая особым образом проявилась в этом месте, куда приходили молиться несколько поколений наших односельчан. Это место особенное. Оно ценно как своей святостью, так и почитанием давней традиции. Не зря же его сравнивают с польской Грабаркой. Для меня, моих детей, внуков и других наших односельчан Грушка еще и как память о нашей бывшей деревне. Относительно недавно это был большой населенный пункт с населением 675 человек. В Бушмичах работали сельсовет, колхоз, школа, клуб, библиотека, ФАП, отделение связи. 

Со временем, когда хозяйство присоединили ко второй, жизнь стала уходить отсюда. Сейчас в деревне проживает буквально два десятка человек, нет ни одного общественного учреждения. Сейчас Грушка — наша главная достопримечательность.

С Надеждой Карпук мы навещали Грушку красивым октябрьским днем, когда ярко светило солнце, а листы на дереве были еще не желтые, а сплошь зеленые. По словам Надежды Ивановны, Грушка красивая всегда. Даже сейчас, когда декабрьский туман доел последний выпавший в начале зимы снег, сама груша радует глаз своим пестрым рукотворным убранством. К ней не зарастает тропа. Люди идут в любое время года, ведь просить у Божьей Матери заступничества есть повод всегда.

Светлана ЯСКЕВИЧ 

Фото автора

Каменецкий район

Название в газете: Грушка, што пакідае надзею

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.