Вы здесь

Александр Жук: Вы здесь и сейчас формируете свои лидерские качества


«Что бы вы сказали себе, студенту, если бы смогли на машине времени вернуться в прошлое?» — спросили студенты у ректора Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка Александра Жука. Встреча руководителя вуза со студенческим активом собрала лидеров первичной профсоюзной организации, студенческого совета БГПУ, Белорусского республиканского союза молодежи, молодежного крыла Белорусского союза женщин, старост учебных групп, тьюторов, волонтеров, бойцов студенческих отрядов, участников «Звездных походов»...


В своем вступительном слове ректор рассказал о том, как развивается университет, который имеет статус ведущего педагогического университета страны и готовится в следующем году отметить свое 110-летие.

Планировать и мыслить стратегически

— Почетному статусу нужно соответствовать. Необходимо ежедневно своими делами подтверждать право быть ведущим педагогическим вузом — своими успехами и достижениями в учебной, научной, спортивной, культурной, творческой, волонтерской и трудовой деятельности, — подчеркнул, обращаясь к студентам, Александр Жук. — Мы — единственный вуз в стране, награжденный премией Президента «За духовное возрождение». Так высоко были оценены развитие и популяризация волонтерского движения среди студенческой молодежи в нашем вузе. Согласитесь, что активное участие будущих педагогов в волонтерской деятельности способствует формированию у них не только профессиональных компетенций, но и активной гражданской позиции, развитию духовно-нравственных и гуманистических ценностей, усвоению важнейшего социального опыта.

БГПУ успешно решает задачу качественной подготовки современных педагогов для национальной системы образования. И не только: в нашем вузе обучаются и 800 иностранных студентов... Мы инициировали важный проект, который был поддержан на республиканском уровне — по созданию во всех регионах «Родительских университетов». Школа и семья должны заниматься воспитанием ребенка в тандеме. Ведь если учитель говорит и транслирует детям на занятиях и вне уроков одни ценности, а дома дети слышат и чувствуют другое, то о каком воспитании может вестись речь?

«Профессия педагога уникальна. Устойчивое будущее обеспечивается качественной, самоотверженной и ответственной работой каждого из нас. Это не высокие слова, а действительность, — рассуждает Александр Жук. — Работа учителя требует стрессоустойчивости и психологической подготовки. Неслучайно мы создали по всей стране сеть из 800 педагогических классов, так как заботимся о том, чтобы к нам в университет приходили мотивированные абитуриенты, уже знакомые с педагогикой.

Все, кто собрался в этом зале, больше чем просто будущие педагоги. Вы здесь и сейчас формируете те лидерские качества, которые позволят вам в будущем быть не только учителями, но и занимать должности директоров учреждений образования, их заместителей. Это умение работать в команде, планировать и мыслить стратегически, готовность принимать быстрые решения, нестандартность, умение выходить за рамки, креативность, эмпатия...

Многие наши выпускники, прошедшие школу общественной активности, позже проявили себя уже как руководители на самом высоком уровне. Заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран — выпускник факультета начального образования педуниверситета. Председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко — также выпускник нашего исторического факультета. До этого он был министром образования, заместителем председателя Мингорисполкома, проректором БГПУ. Эти примеры — свидетельство того, что педагогическое образование обеспечивает очень разностороннее формирование личности».

Не опускать для себя планку

Отвечая на вопрос о путешествии во времени, Александр Жук заглянул в свое детство и рассказал, что выбирая профессию и место учебы после школы, он стоял перед дилеммой — отдать предпочтение технике или математике.

— Мой отец был водителем, поэтому я с пяти-шести лет часто сидел в кабине его машины и имитировал поездку за рулем. Любовь к технике прошла через все школьные годы. С другой стороны, благодаря своей учительнице математики Людмиле Александровне Жуковой, я полюбил точные науки. Первый вариант был связать свою судьбу с автотехникой и пойти на автотракторный факультет Белорусского политехнического института (сейчас это БНТУ). Второй — механико-математический факультет Белорусского государственного университета. В эту сторону я в итоге и склонился, хотя подсказать мне на тот момент некому было.

Поскольку был золотым медалистом, то вместо четырех экзаменов сдавал один устный — по математике. Честно говорю, это был непростой экзамен, где нужно было продемонстрировать очень важное умение — доказывать теоремы. Это то, чего не хватает сегодняшним выпускникам школ. А для математиков логика и доказательство —краеугольный камень.

Первокурсники меня поймут, что когда в университете начинается высшая математика  — учиться очень непросто. Главное — ничего не пропускать, не расслабляться, чтобы не пришлось догонять. А потом становится легче. Поэтому я и прошу деканов, студентов-тьюторов помочь нашим новобранцам адаптироваться к образовательному процессу. Университет все-таки не школа... А когда ты начинаешь хорошо учиться, то потом становится просто неловко даже самому перед собой опускать эту планку. Вы же знаете, что с определенного времени зачетная книжка начинает работать на репутацию студента. Так вот я бы сегодня сказал себе, первокурснику, что нужно много работать. Если будешь работать, то будет и результат. Теперь я это знаю точно... И сегодня, и завтра будут цениться профессионализм, поэтому, чем бы вы ни занимались, делайте все так, чтобы вам не было стыдно.

Какой видится школа будущего

Надо заметить, что на механико-математическом факультете были два потока —  научно-производственный и научно-педагогический. Александр Жук выбрал последний. Некоторое время он работал в БГУ преподавателем, потом поступил в аспирантуру пединститута, писал кандидатскую диссертацию по методике преподавания математики. Затем вернулся в альма-матер. Создавал Лицей БГУ —  учебное заведение нового типа, был первым его директором. 

Это было очень интересное время, когда все делалось с нуля. Не было здания для лицея, учителей, учащихся... А сегодня Лицей БГУ — многопрофильное успешное учебное заведение, известное на всю страну. Потом он был ректором Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования (ныне АПО). Защитил докторскую. Был проректором БГУ. 13 лет работал первым заместителем министра образования. А с 2014 года возглавляет БГПУ.

«А какой вы видите школу будущего?» — поинтересовались студенты у своего ректора.

— Ключевой фигурой в ней все равно останется педагог, — уверенно ответил Александр Жук. — В России Агентство стратегических инициатив десять лет назад разработало Атлас профессий будущего. В сфере образования там фигурировали, например, такие как игровой мастер, тьютор, медиатор, организатор проектного обучения, разработчик образовательных траекторий, экопроповедник. В то время казалось, что это дело далекого будущего. Но вы в университете уже осваиваете все эти роли. Мы не будем называть их новыми педагогическими профессиями. Так, развитие технологий меняет наши представления о способах получения знаний и заставляет серьезно переосмыслить привычный подход к учебному процессу. Новые технологии позволяют индивидуализировать образовательный процесс. Сейчас процесс обучения достаточно легко адаптируется к запросам конкретного ученика и его особенностям.

Мы имеем дело с поколением, которое мыслит по-другому и по-другому воспринимает информацию. Живем в цифровом мире, и все новые ресурсы будут в помощь педагогу, но никакой искусственный интеллект учителя не заменит. Воспитательный процесс не поддается алгоритмизации и компьютеризации. Все это останется за педагогом...

«А какой, по вашему мнению, должна быть современная лекция, адресованная будущим педагогам?» — продолжала интересоваться студенческая молодежь.

— Монологические лекции уходят в прошлое, лекции под диктовку — это уже даже не вчерашний день, — поделился своим видением Александр Жук. — Сегодня мы используем интерактив, дополнительную реальность, электронные ресурсы, разработанные нашими преподавателями. К слову, пандемия коронавируса стала для нас хорошим толчком. В общем, миссия преподавателя изменилась. В новых стандартах мы сократили количество лекционных занятий. Задача преподавателя — предоставить минимальную информацию, но предоставить ее проблемно, чтобы нацелить студентов на самостоятельный поиск дополнительной информации. Знания нельзя дать, их можно только взять. И именно преподаватель мотивирует своих студентов на поиск нужных знаний.

Вклад в собственное развитие

Затронули студенты и тему науки. Как не ошибиться с выбором перспективного направления в научной деятельности?

— Вы должны понимать, что педагог должен быть исследователем, — ответил ректор. — Ему необходимо постоянно изучать образовательную ситуацию в своем классе, причины неуспеваемости учеников, что необходимо сделать, чтобы исправить положение. Вот почему мы большое внимание уделяем во время подготовки будущих учителей исследовательской работе, начиная буквально с первого курса. В нашем университете действуют 40 студенческих научно-исследовательских лабораторий. Конечно, в выборе темы большую роль играет научный руководитель. Поэтому очень важно найти своего научного руководителя! Почему мы вернули для всех дипломные работы на выходе из университета? Чтобы на момент окончания первой ступени высшего образования вы понимали, что такое исследовательская работа.

В университете разработали поле для психолого-педагогических исследований, оно имеет 17 направлений по ключевым вопросам развития психолого-педагогических наук: это и особенности мышления представителей цифрового поколения, инклюзия, профильное обучение и так далее. Но имейте в виду, что если историкам достаточно посидеть в архиве, чтобы написать научную работу, то в педагогике все намного сложнее — требуется аудитория для проведения эксперимента: школьники, учащиеся, студенты...

Подводя итоги встречи со студенческим активом, Александр Жук подчеркнул, что участие в общественной жизни университета — необходимый элемент подготовки профессионала. «Тот, кто говорит, что общественная работа отвлекает внимание от учебы, не прав. Каждый учитель, который заходит в класс, это и организатор, и человек, который должен обладать навыками управленческой деятельности. Что такое работа вожатого в оздоровительном лагере? Это работа 24 часа семь дней в неделю. Работа с детьми, их родителями, работа очень непростая. Жизнь постоянно подбрасывает много педагогических задач, на которые нужно грамотно реагировать, и делать это нужно быстро. Если еще во время обучения в университете вы занимаетесь и общественной активностью, то делаете важный вклад в собственное развитие. Постарайтесь взять максимум от студенческих лет, — посоветовал молодежи ректор. — Я всегда поддерживал активистов. Приходите со своими проектами, подсказывайте. Наш университет — одна большая команда. А если ты в команде, можешь сделать гораздо больше...»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото пресс-службы БГПУ

Название в газете: Школа лідарства для будучага педагога

Выбор редакции

Политика

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Об этом мы говорили с Кириллом КОКТЫШЕМ, доктором политических наук, профессором кафедры политической теории МГИМО МИД России.

Культура

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

В беседе с главным дирижером симфонического оркестра — о магии музыки и влиянии искусства на человека.