Вы здесь

Каждый год выпускники стоят перед выбором — какое образование выбрать


Какое образование выбрать: среднее специальное или профессионально-техническое? После девятого класса или после одиннадцатого? А может быть, направиться в ВУЗ? Перед таким выбором стоят много выпускников.


Профессиональная диагностика

— Несмотря на то что на дворе еще ноябрь, будущим абитуриентам уже стоит задуматься о выборе дальнейшей профессии, — советует заместитель начальника главного управления профессионального образования, начальник управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова. — Рекомендую пройти профессиональную диагностику. В этом поможет система «Профитест», созданная республиканским институтом профессионального образования как раз для этих целей.

Система анализирует способности абитуриента и предлагает перечень специальностей, которые наиболее ему подходят. За последние два месяца платформой воспользовались более 110 тысяч учащихся.

Важно пройти все блоки тестов, которые предлагает сайт. Это позволит наиболее точно определить сферу интересов и подсказать, в каких учреждениях образования можно освоить интересную специальность.

Определиться с траекторией

«Затем переходим на сайт учреждения образования и участвуем во всех активностях, которые там предлагают, — подчеркивает Александра Петрова. — А их очень много: это и дни открытых дверей, и мастер-классы, и шестой школьный день. Я бы рекомендовала рассматривать все учреждения образования в стране, которые вас интересуют. Поскольку они довольно равномерно распределены по регионам, вы можете отталкиваться от возможности обучаться не только в вашем городе, но и в других областных центрах и населенных пунктах. Кроме того, выбор у нас достаточно большой — это более 100 специальностей и соответственно 250 квалификаций на уровне профессионально-технического образования и около 200 специальностей — на уровне среднего специального образования. Специальности очень разные: начиная от технических, где готовят кадры для сферы промышленности, строительства, ІT, до педагогических и медицинских на уровне среднего специального образования».

Для начала важно понять, какой уровень образования необходим для конкретного абитуриента. «Если вы хотите стать специалистом среднего звена или получить профессию рабочего для высокотехнологичных производств с глубокой фундаментальной теоретической подготовкой, вы направляетесь на уровень среднего специального образования и выбираете уже профессию на этом уровне. Если вас интересует начальный старт карьеры именно с рабочих профессий и вы хотите начинать с практических навыков, тогда рекомендую рассмотреть обучение на уровне профессионально-технического образования, получить две или даже более смежные профессии, которые сделают вас востребованным на рынке труда специалистом, — советует Александра Петрова. — А в дальнейшем уже можно получать среднее специальное или высшее образование.

В системе образования созданы довольно интересные траектории перехода с одного уровня образования на другой. Например, после среднего специального образования на соответствующую специальность в учреждение высшего образования можно быть зачисленным, сдав внутренние вступительные испытания по специальности, а не ЦТ».

Расширение набора

Александра Петрова уверяет, что учреждения образования готовы протянуть руку каждому абитуриенту и предоставить максимальную информацию о своих возможностях. «Даже если вы в какой-то момент поймете, что это не совсем ваша сфера, учреждения образования сориентируют вас по своим коллегам, которые будут заинтересованы в потенциальных абитуриентах, и предложат вам какое-то другое направление. Например, вы посетили колледж в сфере машиностроения, посмотрели, вас это не устроило, — и вас переориентировали на автосервис. Более того, учреждения профессионально-технического образования, как правило, у нас готовят по достаточно широкому диапазону профессий, поэтому, придя в учреждение образования, которое находится недалеко от вашего дома, вы узнаете много новой информации, которая поможет определиться с той профессией, которая интересна конкретно вам», — пояснила специалист.

Она напомнила, что в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования можно поступать на базе девяти классов. «Это основная траектория. Около 70 процентов потенциальных абитуриентов приходят к нам именно после девятого класса. Становится трендом выбирать специальность или профессию после девятого класса и продолжать обучение в колледже. Также можно выбрать колледж и после одиннадцати классов, но круг специальностей будет значительно меньше. Поэтому, если вы выбираете траекторию среднего специального или профессионально-технического образования, рекомендуем прийти к нам все-таки после 9 классов», — добавила Александра Петрова.

Специалист сообщила, что с 2021 года происходит увеличение приема на уровень профессионально-технического образования. В текущем году набрали 26,1 тысячи абитуриентов, годом ранее — 25,4 тысячи. «В следующем году также планируем цифры приема на уровне 26 тысяч. Кроме того, мы всегда готовы, если есть заявка от организации — заказчика кадров, данные цифры увеличить даже в процессе приемной кампании, — утверждает представитель Министерства образования. — В этом году были внесены соответствующие изменения в Правила приема. Благодаря им мы теперь можем изменять не только квалификации, по которым принимаем, но и до 22 августа при наличии заявок от организаций — заказчиков и абитуриентов, которые хотят поступить, корректировать цифры приема по востребованным экономикой специальностям в сторону их увеличения. В этом году у нас такой успешный опыт был. Около 500 учеников на уровне профессионально-технического образования воспользовались этой траекторией».

Что касается уровня среднего специального образования, аналогичная тенденция просматривается и здесь. «Во-первых, это увеличение доли приема на основе 9 классов в общей массе. Кроме того, произошло увеличение контрольных цифр приема, то есть количества обучающихся за счет средств бюджета. Их доля выросла на 12 процентов относительно прошлого года. При этом цифры на платную форму обучения в этом году были снижены. В следующем году мы также планируем эту тенденцию поддержать. На востребованные экономикой специальности мы готовы рассматривать увеличение контрольных цифр приема...» — добавила спикер.

Инклюзия в действии

Абитуриенты с особыми потребностями также могут получить в колледжах профессию. Так, в Минском государственном медицинском колледже есть специальность «Лечебный массаж» для учащихся с нарушениями зрения.

Прежде чем открывать набор, изучалась потребность в кадрах. После получения диплома все выпускники будут трудоустроены, для них гарантированы первые рабочие места, обещают в колледже.

Получить профессию массажиста можно на основе общего среднего образования. Кстати, опыт подготовки по аналогичной специальности есть в Гродненском медицинском колледже. Там инвалиды по зрению уже давно осваивают профессию массажиста. Выпускники востребованы в медицинских учреждениях, так как руки у них особенные. Они могут не видеть или видеть совсем плохо, но у них очень развита тактильная чувствительность.

Также в медицинском колледже есть специальность «Медикаментозное дело», где могут обучаться дети с нарушениями слуха.

— С 2022 года мы возобновили подготовку кадров со средним специальным образованием на основе девяти классов, — сообщила директор колледжа Светлана Данилкович. — Видим в этом положительные моменты. Чем раньше подростки начнут постигать выбранную медицинскую профессию, тем увереннее будут закрепляться на первых рабочих местах. Для таких абитуриентов мы предлагаем две специальности — «Сестринское дело» и «Лечебное дело». Кстати, проходной балл на «Лечебное дело» составил в этом году 9,3, на «Сестринское» — 8,5. Это более высокие баллы, чем при поступлении на основе общего среднего образования. Обучение в нашем колледже практикоориентированное, сильно приближенное к условиям практического здравоохранения, есть симуляционные лаборатории, все практическое обучение организовано на наших клинических базах.

— Для того чтобы ребенок с особыми потребностями получил место в учебном заведении, родителям нужно заявить о его готовности обучаться уже в ноябре — декабре, — акцентирует внимание Александра Петрова. — Каждое учреждение образования формирует цифры приема на вступительную кампанию. К декабрю составляется первый прогноз набора, утверждаемый в марте. Если заранее уведомить колледж о намерении ребенка с особенностями поступать туда, администрация учтет эту информацию при составлении плана приема. Кроме того, нужно подготовить врачебное заключение о том, что абитуриент пригоден для обучения по выбранной специальности.

Новые специальности

В Минске насчитывается 48 учреждений, где обучают по программам профессионально-технического и среднего специального образования. Это более 200 специальностей, более 250 квалификаций и профессий. Все выпускники востребованы на рынке труда, их подготовка ведется по заказам предприятий и организаций.

Минские колледжи за три года открыли подготовку по 30 новым направлениям. Они соответствуют современным требованиям развития экономики. В частности, речь идет о квалификациях в строительстве, машиностроении, микроэлектронике, сфере услуг.

Среди новых специальностей — «Флористический дизайн» в Минском государственном колледже ремесленничества и дизайна имени Н. А. Кедышко. Эта сфера давно активно развивается, но соответствующих специалистов система образования не готовила к текущему году. Основные заказчики кадров — Минский парниково-тепличный комбинат, Главное хозяйственное управление Управления делами Президента Республики Беларусь и «Роза.Бел». Средний балл тех, кто выбрал «Флористический дизайн», — 7,3. При поступлении на новую специальность нужно было сдавать творческий экзамен.

В филиале БГУИР «Минский радиотехнический колледж» на уровне среднего специального образования открылась специальность «Техническое обеспечение информационной безопасности» с получением квалификации «Техник по информационной безопасности». В индустриально-педагогическом колледже РИПО — новая специальность «Строительство и эксплуатация энергоэффективных зданий», в Минском государственном колледже техники и технологий строительства — специальность «Реставрационно-восстановительные работы» с присвоением квалификации «Реставратор декоративно-художественных окрасок», в Минском государственном художественном колледже имени А. Глебова — «Дизайн мультимедиа», в Минском государственном колледже автомобилестроения — «Изготовление оптических приборов».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Об этом мы говорили с Кириллом КОКТЫШЕМ, доктором политических наук, профессором кафедры политической теории МГИМО МИД России.

Культура

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

В беседе с главным дирижером симфонического оркестра — о магии музыки и влиянии искусства на человека.