Вы здесь

Как не попасть в ловушку виртуальной зависимости?


Казалось бы, много информации — это хорошо. Мы становимся умнее и успешнее. Но почему-то денег и ума больше так и не стало, а вот друзей и живого общения заметно поубавилось. Ученые все чаще говорят о вреде технологий, в частности, цифровом аутизме как одном из серьезных современных последствий повальной информатизации. Что это за явление? Чем и для кого прежде всего опасен цифровой аутизм? Почему в первую очередь под ударом оказываются дети? И вредна ли для взрослых информация в большом количестве? Почему всем нужен информационный детокс? Об этом рассказал нейрохирург, научный сотрудник отделения опухолей головного мозга РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова, преподаватель кафедры неврологии и нейрохирургии Института повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения Белорусского государственного медицинского университета Гумен Горбанниджад.


 

— Мы живем в такое время, когда ежедневно получаем огромное количество информации. Доступ к ней прост — не нужно идти в библиотеку, чтобы заказать и взять книгу, достаточно зайти в интернет. И, как ни парадоксально, мы наблюдаем, что у людей по всему миру снижаются интеллектуальные способности. Мы встречаемся с такими явлениями, как цифровой аутизм, цифровое слабоумие, цифровой псевдодебилизм и информационное ожирение. Несмотря на то что мы имеем дело с расширением объема информации, речь идет о снижении уровня ІQ и интеллекта.

— Хотя, казалось бы, чем больше мы овладеваем разными знаниями, тем больше развиваемся.

— В прошлом это было действительно так. Возьмем наш регион, Европу. Сейчас это развитый континент, в отличии от того, каким он был в Средневековье. Тогда господствовало религиозное мировоззрение. Все было построено на том, что нельзя сомневаться и нужно верить. Если у тебя есть вопросы, обратись к священнику, и тот расскажет, что нужно делать.

Религиозное мировоззрение включало три ключевых момента: человеку достаточно существующих знаний, ему нельзя сомневаться, но он не достаточно умен, чтобы самостоятельно решить, что хорошо, а что плохо, поэтому ему следует обращаться к источнику знаний — священнику, который скажет, как быть в той или иной ситуации. Человеку остается много молиться и слушать, что советует священник.

В изменении мировоззрения большую роль сыграло книгопечатание. Распространение получили труды философов и других мыслителей. Философы того времени преклонялись перед человеческим разумом и его могуществом. Люди начали осознавать, что могут думать самостоятельно, иметь собственное мнение и идеи. Церковь начала терять свое влияние, в городах стали возникать светские центры науки и искусства.

Постепенно европейцы начали путешествовать, расширялись их представления об окружающем мире. Так в Европе началась эпоха Возрождения или Ренессанса. В это время человек вынужден был признаться, что он многого не знает и должен думать. Именно в это время многие философы пришли к важному выводу: пока человек не начнет все ставить под сомнение, он не достигнет той цели, которая нужна. И это очень правильный посыл, ведь наш мозг по-другому не работает.

И до настоящего времени в Европе действует секулярный (светский) принцип обучения. Например, в таких странах, как Франция, школа и религия идут параллельно, не пересекаясь. Наука, критическое и логическое мышление — это наше левое полушарие. за религию, веру и мистику отвечает правое полушарие. и одновременно они работать не могут. Кроме того, детский мозг не может одновременно воспринимать противоречивую информацию о происхождении человека с точки зрения науки и религии. В этих странах существуют и церкви, и синагоги, и мечети, но в школе программа изучается согласно научным достижениям.

Постепенно все, что тормозило цивилизацию европейцев, они начали внедрять в свои колонии: религию, мифы. В результате Европа стремительно развивалась, а их колонии тормозили. Еще в те времена было известно, что нациями, в которых хорошо развита наука, культура и искусство, трудно управлять, и колонизировать их непросто. Они сами стремятся производить товары и продавать, а не приобретать и завозить из других стран. Как написал Фридрих Гегель, «независимость от общественного мнения — первое усилие в достижении чего-то большого». Стоит стараться думать самостоятельно, а не доверять мнению большинства.

— И чем большим количеством информации мы обладаем, тем лучше при этом результат, не так ли?

— Да, однако существует много приемов и вещей, которые влияют на интеллект людей и способ их мышления. Это не случайное внедрение, а преднамеренное. И самое главное — влияние на развивающийся детский мозг. В детстве мозг создает свои структуры — нейронные связи. И это каркас для нашего мышления на протяжении всей жизни. Если с детства каркас выстроен неправильно, в дальнейшем этот человек будет иметь проблемы с критическим, логическим мышлением.

В качестве примера можно привести исследование, которое провели в США еще в 2000-х годах — к широкому распространению интернета. Оно показало, что время, которое ребенок проводит возле телевизора, прямо коррелирует с тем образованием, которое он получит в будущем. Дети, смотревшие телевизор менее одного часа в день, почти в половине случаев получили высшее образование. И только 10% из них вообще не получили никакого образования. А те, кто смотрел телевизор более трех часов в день, только в 25% случаев получили хоть какое-то образование, и только 10% из них смогли закончить ВУЗ. Здесь нужно понимать, что в современном телевидении используется много приемов, влияющих на головной мозг.

— Как гаджеты воздействуют на наш мозг? В чем негативное влияние?

— В нашем головном мозге есть три центра. Так называемый центр выявления значимости, он отвечает за внимательность; исполнительская сеть — это потребление информации; дефолт — система мозга, она отвечает за рассуждение. Они не могут работать одновременно.

Когда мы получаем информацию, прежде всего ее воспринимает центр выявления значимости, а для того, чтобы заработала дефолт-система, то есть, чтобы переварить полученные данные и прийти к выводу, нужно определенное время. Это не быстрое, а медленное мышление. Если ребенок долгое время занят гаджетами, мозг начинает развиваться по другому сценарию, который для него не свойственен.

Мы часто видим, что детям дают гаджет, чтобы они спокойно посидели и родители могли заняться своими делами. Планшет или другой гаджет забирает, концентрирует внимание ребенка на игре, мультфильме. Хотя, чтобы думать, мы должны концентрировать свое внимание на собственных мыслях и размышлениях. В данной ситуации происходит наоборот.

Чтобы мозг мог правильно развиваться, образовывать нейронные связи и строить каркас для возможности критического мышления, ребенок должен трогать, нюхать, падать, подниматься, чувствовать горячее и холодное, на улице играть в игры со сверстниками, обижаться, злиться, плакать, смеяться — переживать всю гамму чувств и эмоций, все на своем опыте попробовать и пройти. Только тогда полноценно создается нейронный каркас головного мозга.

Кроме того, нужно помнить, что ІQ разивается с 3-4 лет до 3-4 класса. И здесь важно, чтобы мозг получил нужную тренировку, как мышцы, ведь после него эластичность ослабевает.

Доктор Джордж Ланд проводил исследование для НАСА и ставил цель посмотреть, как развиваются креативность, творческие мысли у детей. В исследовании участвовало 1600 детей. Оказалось, что в возрасте от 4 до 5 лет 98% детей — с почти идеальным высоким уровнем креативности. 

В 10 лет он снижается до 30%, в 15 — до 12%, а в 30 лет остается только 2% креативности. При этом сама структура головного мозга не изменяется. Ученый пришел к выводу, что это происходит за счет «отравления» мозга во время получения неправильного образования.

В настоящее время к неправильному подходу к образованию добавляется влияние гаджетов, и мы можем говорить о таком явлении, как цифровое слабоумие. Это нарушение мозговой деятельности, которое влечет за собой снижение внимания, концентрации, ухудшение памяти в связи с частым или постоянным использованием электронных устройств. Цифровое слабоумие встречается только у детей. Это не болезнь, а состояние головного мозга. Он не лечится, и, к сожалению, остается до конца жизни.

У детей с цифровой слабоумием до конца не развито критическое мышление, их мозг можно контролировать с помощью гаджетов. Для этого используются различные технологии. Есть мультфильмы, которые с точки зрения взрослых ни о чем, но собирают миллионы просмотров. Ребенок упирается в их глазами и может час смотреть, ничего вокруг не замечая.

— Какие технологии здесь используются?

— Комбинация света, подбор цветов, нашему головному мозгу приятно, когда мы не догадываемся, каким будет конец, чувство страха или смех — все технологии используются, чтобы гаджет мог завладеть нашим вниманием. Что касается цветов, то на первый взгляд, например, оранжевый цвет для нас просто оранжевый. Для нашего подсознания это цвет перемен, ведь так заведено в природе. Листья осенью становятся оранжевыми — это значит, что лето закончилось и скоро зима. Если солнце во время сумерек становится оранжевым, значит, день закончился и начинается ночь. Этот цвет неслучайно избирают для «цветных революций», ведь в подсознании он вызывает нужные ассоциации. Банки, которые хотят ассоциироваться с инновационными идеями, выбирают оранжевый в свои корпоративные цвета.

Комбинации цветов, музыка, движение — все это забирает все наше внимание. И поскольку три центра в нашем мозгу не работают одновременно, мы получаем информацию, но не успеваем ее проанализировать и сделать правильные выводы. Поскольку стремимся как можно больше поглотить информации, быстро листаем ленту новостей или социальных сетей, времени на обдумывание и критический взгляд не остается.

— Это уже характерно и для взрослых. Чем взрослому вредят большие объемы информации, которые мы поглощаем из интернета, соцсетей и мессенджеров?

— Здесь мы можем говорить о таком явлении, как информационное ожирение. Если поступает большое количество информации, она, опять-таки, не обрабатывается. Мы можем даже не замечать времени — кажется, посидели в интернете час, а прошло три.

Чтобы лабораторная мышь употребляла наркотики, ее нужно посадить в клетку. Она будет нажимать на педаль и получать наркотик. Если ее выпустить из клетки, она не будет нажимать на педаль — у нее тысяча других удовольствий, чтобы занять себя. Наш мозг имеет другое свойство: несмотря на то что у нас много удовольствий — спорт, туризм, библиотека, танцы, мы все равно будем сидеть в интернете вместо того, чтобы выйти на улицу.

Получая большое количество информации, мы считаем себя экспертами во всех вопросах. Для того чтобы испечь торт «Наполеон», достаточно посмотреть рецепт в интернете. Возможно, не получится, как у шеф-повара, но все равно мы считаем себя профи. Так же можно посмотреть в интернете, что делать, если болит голова. Вот советы по первой ссылке: принять обезболивающее, попить воды, найти холодное темное место, использовать холодный компресс, помассировать. И человек считает, что у него достаточно навыков, чтобы вылечить головную боль. Если же он обратится к врачу, тот может заподозрить высокое давление, простуду, увеличение внутриглазного давления, опухоль в головном мозге и другие патологии.

Цифровое ожирение дает нам иллюзию знания. И под ее влиянием мы пишем комментарии под тем, как готовить торт, как лечить головную боль, о запуске шаттла, — мы являемся экспертами во всех вопросах, от политики до медицины. Иллюзия знания также влияет на дальнейшее логическое и креативное мышление — зачем думать и сомневаться, если мы и так все знаем или можем посмотреть в интернете. А информацию, которую находим в сети, мы не всегда подвергаем критике.

Но повторюсь, что наиболее опасно это для детей и подростков, ведь мозг привыкает именно таким образом, через гаджеты, получать информацию.

Есть и крайняя степень информационного ожирения — информационный псевдодебилизм, это психическое расстройство, характерное для взрослых. При нем человек проявляет признаки слабоумия через чрезвычайное применение информации, что ведет к сильному прекращению критического мышления, рассеянности, ухудшению памяти и внимания и низкому уровню самоконтроля. В отличии от цифрового аутизма у детей, который считается неизлечимым, цифровое псевдослабоумие корректируется, и у психологов есть свои методики, чтобы лечить таких людей.

— Как не стать жертвой чрезмерного количества информации?

— Делать информационный детокс — не пользоваться какое-то время телефоном, ограничивать сидение в социальных сетях и больше рассуждать, читать книги, заниматься спортом вместо просмотра картинок и видео. Это непросто сделать. Каждый из нас, когда просыпается, забирается в телефон — проверить почту, посмотреть погоду, зайти в соцсети. Кажется, хотим получить минимальную информацию, а часто это затягивается.

Сейчас, во время глобализации, провести профилактику цифрового аутизма — это еще и вопрос национальной безопасности всех стран, чтобы молодежь меньше подвергалась вредному воздействию, ведь это наше будущее, и чтобы взрослые люди осознавали, какие опасности может нести повальная информатизация.

Елена КРАВЕЦ

Выбор редакции

Политика

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Об этом мы говорили с Кириллом КОКТЫШЕМ, доктором политических наук, профессором кафедры политической теории МГИМО МИД России.

Культура

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

Анисимов: Без обращения к национальным традициям не случилось бы нашей работы над симфонической музыкой белорусских композиторов

В беседе с главным дирижером симфонического оркестра — о магии музыки и влиянии искусства на человека.