Вы здесь

Интернет, улица, семья, педагог... Кто на самом деле воспитывает молодое поколение?


Как побудить «цифровых» детей в век потребительства к духовному саморазвитию и нравственному самосовершенствованию? Как воспитать любовь к Отечеству, стремление делать добро и улучшать окружающий мир? Могут ли педагоги конкурировать с гаджетами? Какие ценности формируют цивилизацию? Эти и многие другие вопросы оказались в центре внимания участников международной конференции «Духовное, гражданское и патриотическое воспитание в Союзном государстве», организованной академией последипломного образования в очно-дистанционном формате.


В мероприятии приняли участие представители научной общественности, руководители системы образования, педагогические работники учреждений высшего, общего среднего и дополнительного образования детей и молодежи из Беларуси и России — свыше 450 специалистов. На конференцию было прислано более 170 материалов, для участия в ней организовано свыше 350 точек подключения, что свидетельствует об актуальности поднятой темы для обеих сторон.

«Все стало гораздо сложнее....»

— В последние годы ряд исследователей говорит о духовной дезориентации социума. Приоритеты молодого поколения, его мироощущение изменились. Это связывается с происходящими цивилизационными, социокультурными, экономическими и политическими процессами, трансформацией ценностных ориентиров в обществе в целом. Современный мир имеет ряд внутренних противоречий, оказывающих существенное влияние на духовное состояние молодежи, — рассуждает профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Академии последипломного образования, доктор педагогических наук Галина Николаенко. — Критическим моментом, определяющим сложность ситуации, является глубокий разрыв между техническими возможностями человека и его нравственным развитием. Все стало гораздо сложнее, чем раньше, чем в прошлом и позапрошлом веке. ХХІ век диктует человечеству, столкнувшемуся с угрозой глобальной катастрофы, историческую смену мировоззренческих парадигм в общественном развитии, и в первую очередь речь идет о парадигме духовности.

Воспитание подрастающего поколения в современных условиях — особенно актуальная, ответственная и чрезвычайно сложная задача. Причем духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание неразрывно связаны между собой и должны быть организованы в системе образования как целостный процесс.

Личная свобода и социальная ответственность

— Обезопасить молодое поколение от внешнего влияния сегодня очень сложно. Но сформировать «иммунитет» можно и нужно, — подчеркивает директор минской гимназии № 1 имени Ф. Скорины Наталья Бушная. — Общеизвестно, что человека воспитывают школа, семья и социум. Сегодняшний социум для взрослеющего лица — это не только улица и двор, а еще и гаджет со многими приложениями, подписками на каналы и всем тем, что предлагает сеть. На детей обрушиваются потоки информации, защитить от которых полностью мы не можем, как и контролировать этот процесс. Для того чтобы социум с неуправляемыми информационными потоками и негативными влияниями не перечеркнул все то, чему учит школа, необходимо объединить усилия семьи, школы и общества. Роль школы в этом процессе заключается в объединении усилий всех субъектов воспитания.

«События последних лет показали, что недостаток знаний о социальной действительности, о достижениях общества сопровождается размыванием у молодого поколения культурных ценностей, разбалансированным пониманием личной свободы и социальной ответственности. Сегодня семья испытывает непростое влияние со стороны различных внешних факторов турбулентного мира. Семья, как известно, является первичной и важнейшей формой социализации человека, сохранения и трансляции ценностных приоритетов, отражающих традиции, историю, культуру общества. Укрепление института семьи, ее способности к самосохранению на основе устойчивых нравственных связей, позволяющих молодому поколению вырабатывать и реализовывать жизненные планы, — одна из важнейших задач патриотического воспитания», — считает Наталья Бушная.

Сегодня, по ее словам, белорусские школы получили мощный методический инструмент воспитания — факультативный курс «Основы духовной нравственности и патриотизма». Глубина понятия красоты и гармонии мира рассматриваются в нем через призму красоты природы, человека и его души, красоты слова, мыслей, творчества, человеческих поступков и отношений. А добродетель как «доброта, вошедшая в привычку», раскрывается через такие важные личностные качества, как вера, надежда, любовь, рассуждение, воздержанность, трудолюбие. Это не может не привлекать детей.

По мнению Натальи Бушной, сегодня недостаточно быть творцом — необходимо научиться работать в команде. Поэтому одной из важнейших воспитательных задач современной школы становится развитие у учащихся способности творчески работать в коллективе. Творчество — не просто создание оригинального продукта, а прежде всего ориентация на полезность и значимость того, что ты делаешь, для социума и общества. Социальная сплоченность, формируемая в процессе коллективного творческого дела, направлена на формирование социальной ответственности. Актуальными формами такой активности выступают не единоличные конкурсы, а такие, где требуются коллективные усилия. Достижение цели происходит в пространстве взаимодействия с интересами других людей и коллектива в целом.

— Россия и Беларусь переживают непростые времена, поэтому в рамках Союзного государства важно выработать общие подходы к воспитанию подрастающего поколения, наладить непрерывный диалог. И у нас есть площадка для такого диалога, которая активно работает уже два года, — это Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь. Знаменательно, что одним из шести направлений деятельности ассоциации выступает духовно-нравственное воспитание. Нам удалось не только обменяться опытом, но и организовать ряд совместных событий, реализовать несколько проектов в рамках православного календаря, — говорит Наталья Бушная. — Сегодня не стоит вопрос, кто должен транслировать нравственные ориентиры и гражданскую позицию, когда наши дети проводят свободное время не с хорошей книгой, а с гаджетами, когда они ориентируются не на мнение взрослых, а на информацию, которую нашли в интернете. Безусловно, все вместе, но определяющая роль принадлежит педагогу. И несмотря на то что перед современным учителем стоит ряд самых разных задач, одной из важнейших из них является задача личностного самосовершенствования.

Лучше спорить, чем упустить возможности...

— Хорошо, что постепенно приходит осознание — первую битву за смыслы мы проиграли. Люди наконец задумались о воспитании, идеологии, о своем предназначении в этом мире как народа, — обратился к участникам конференции председатель Синодального отдела Белорусской православной церкви по сотрудничеству со светскими учреждениями образования, кандидат богословия протоиерей Федор Повный. — Здесь всплывает извечный вопрос: Что делать? Возвращаться к своим ценностям и воспитывать новое поколение в своей, исконной, традиции? Но ведь общество забыло, что есть истина! Как показывает опыт, каждый человек вкладывает в понятия традиции, духовности, нравственности и патриотизма свое личное понимание. Весь мир представляет собой цельность, космос, организованную единое пространство. И только человеческий разум разделил его на процессы и выделил образование и воспитание в отдельное направление. Может быть, методично это оправдано, но для ребенка, подростка нет разницы, где его обучают или воспитывают — для него это одна жизнь, его детство, его юность. У ребенка должна быть сплошная картина мира, понимание себя в этом мире. Поэтому нам важно объединить то, что мы когда-то разделили.

— Наука требует научности от любой гипотезы. Но и Церковь может требовать богословской точности, когда идут рассуждения о духовности, — подчеркивает Федор Повный. — Как же прийти к согласию? Ведь снова разделение процессов и отделение институтов друг от друга приводит к тому, что лебедь, рак и щука тянут в разные стороны. Только уже не воз, а юного человека растягивают на части.

Значит, надо за одним столом собираться всем заинтересованным лицам: духовенству, учителям, методистам, руководителям учреждений, отделов образования, культуры и идеологии. Каждой из структур нужно иметь возможность реагировать на вызовы времени оперативно, а не постфактум. Мы находимся на стадии, когда рождается новое — Просветительские советы. Их создание не прерогатива одного человека, должно быть соборное мнение. Просветительский совет — одна из наиболее эффективных форм сотрудничества церкви, государства и общественных институтов. Только есть одно обязательное условие: нужно, чтобы в Просветительский совет входили неравнодушные люди. Лучше иногда спорить, чем пассивно смотреть на упущенные возможности, которые, благодаря незаинтересованности, просачиваются сквозь песок.

Все, что касается детей, не может быть пассивным, даже из-за того что сами дети — это вечный двигатель, это энергия молодости и познания мира. Я желаю всем внутреннего огня, множества идей, инициатив, умения слушать друг друга и находить общие точки. Мы должны быть вместе, потому что в единстве — сила. И мы должны заново учиться быть вместе: Россия и Беларусь, церковь и государство, учителя и родители, взрослые и дети. Именно так рождается новое, сильное и живое будущее. Мы не имеем права потерять душу и Истину...

Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, ректор Академии последипломного образования:

— Сегодня, в условиях новых глобальных вызовов, рисков и угроз, потребность в глубоком изучении имеют процессы, происходящие в духовной жизни нашего общества. К тому же и жизнь ставит немало вопросов нравственного содержания, многие из которых обсуждались в ходе работы международной конференции «Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание в Союзном государстве».

Тема эта очень деликатная и требует взвешенного подхода. Концептуально мы выстраиваем духовную составляющую жизни общества на основе наших христианских традиций и морали. Поэтому одна из насущных задач — полнее раскрыть гуманистический потенциал традиционных форм христианства, вобравших в себя как общечеловеческие нравственные ценности, так и нормы поведения людей и отношений между ними, которые рождены белорусским народом в многовековой борьбе за свое выживание в сложных условиях природной и социальной действительности, непростого, замечу, сосуществования с другими этническими и религиозными общностями.

По своей внутренней духовной природе белорусы являются коллективистами. Нормам нашей традиционной морали противоречат эгоизм, себялюбие и своекорыстие. Мы ценим на самом деле человеческие отношения между людьми, взаимопомощь, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни. И молодежь необходимо учить гармонично сочетать личные и общественно-государственные интересы, с позиций национальных интересов четко оценивать все общественные явления, отстаивать идеалы и духовные ценности нашего народа.

Второй важнейшей задачей является формирование у каждого человека глубокого уважения к истории своей страны, к земле, где родился и вырос, чувства гордости за исторические свершения белорусского государства и личной ответственности за современное и будущее Отечества. В этой связи особое значение приобретает гражданское и патриотическое воспитание молодежи, формирование готовности всеми силами защищать суверенитет, независимость и территориальную целостность Беларуси, а если понадобится, то и отдать свою жизнь за нее.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.