Вы здесь

Помочь подростку принять себя


Психические, физические и социальные изменения в жизни подростков происходят очень быстро и накладывают отпечаток на их самочувствие и восприятие мира. Подростков часто волнует, как понять себя и заполучить самоуверенность, как реагировать на стрессы, бороться со страхами, тревожностью, агрессией, буллингом, суицидальными мыслями. И задача специалистов — помочь детям преодолеть эти проблемы. По поручению Минобразования была создана республиканская сеть кризисных центров, в состав которой вошли 127 педагогов-психологов из всех регионов страны. Их задача — профессионально реагировать на кризисные явления на местах. Что делается в Беларуси, чтобы помочь подрастающему поколению справиться с подростковыми проблемами, рассказали эксперты.


Шестой школьный день

В этом году в инструктивно-методическом письме Минобразования, посвященном организации социальной, воспитательной и идеологической работы в школе, воспитанию психологической культуры учащихся отведен целый раздел. А при планировании мероприятий по данному направлению педагогам советуют опираться на содержание соответствующего раздела программы непрерывного воспитания детей и рабочей молодежи, рассказала Наталья Котович, начальник управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования.

— Соответствующие мероприятия имеют целью успешную адаптацию учащихся к меняющимся условиям воспитания и обучения, развитие психологической устойчивости к негативному воздействию социума, снижение уровня тревожности и агрессивности, привитие навыков конструктивного поведения и разрешения конфликтных ситуаций, информирование учащихся о телефонах доверия и горячие линия по оказанию психологической помощи, выявление и предупреждение суицидальных наклонностей подростков, поддержку и поощрение одаренных учащихся к участию в конкурсах, выставках, олимпиадах.

Цель нынешнего учебного года — принять действенные меры, чтобы обеспечить стопроцентную занятость школьников в шестой школьный день и на каникулах. Это, например, спортивно-массовая работа, которая проводится в шестой день недели и наряду с уроками физкультуры и занятиями в спортивных кружках помогает укреплению физического здоровья. А еще содействует осознанию ценности здорового образа жизни и формированию положительной психоэмоциональной обстановки в коллективе, убеждена специалист:

— При организации работы педагоги могут использовать пособия с грифом «Рекомендовано научно-методическим учреждениям „Национальный институт образования“ Министерство образования Республики Беларусь». Все программы факультативных занятий и все пособия с грифом отработаны, прошли экспертизу и рецензирование.

Факультативные занятия имеют различную тематику и направлены, например, на формирование здорового образа жизни, умение учащихся отказаться от употребления вредных веществ, показ туристического потенциала страны, подготовку волонтеров.

Не переживание, а действие

В апреле 2019-го был создан Республиканский центр психологической помощи, оказываемый как на базе центра, так и с выездом на места (в учреждения образования). Сюда входят методические разработки, буклеты, практикумы для психологов школьных учреждений, родителей и детей в интересах создания и поддержания безопасной среды, рассказал Дмитрий Сенников, педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях республиканского центра психологической помощи:

— Мы организовываем семинары для региональных психологов по овладению навыками кризисного вмешательства, разрабатываем учебные программы для педагогов-психологов. С 2021 года по август 2023-го центром в рамках методически-учебной деятельности проведено свыше 160 мероприятий, зафиксировано более 15 тысяч обращений за помощью.

С декабря 2021 года действует онлайн-платформа www.talk2ok.by для оказания информационной и психологической поддержки подросткам и их законным представителям. Работа ресурса касается непосредственной психологической помощи в кризисных ситуациях и сопровождения в посткризисный период в учреждениях образования. Консультации оказываются при личных встречах или онлайн (по телефонам 8-801-100-16-11 и +375 17 263 03 03, на сайте или через jіvo-чат. Занимаются в центре и экспертной поддержкой в ведении определенных случаев (супервизией) для учителей, педагогов-психологов, администрации учреждений образования.

— В условиях изменяющегося мира и под влиянием многих факторов молодые люди сталкиваются с негативными эмоциональными состояниями, которые могут серьезно подорвать их психологическое благополучие. Поэтому понимание и поддержка подростков являются составляющей для создания их положительного психологического здоровья. Само по себе оно не возникает, а является результатом обучения и воспитания. Точного определения термина «психологическое здоровье» сегодня нет, однако ученые полагают, что это благополучие личности и ее способность к адаптации, склонность к действию, а не к переживанию. Сюда же относятся хорошее настроение, принятие себя, творчество, ответственность за свои поступки, самостоятельность и прочее, — заметил Дмитрий Сенников. — Важно, чтобы дети научились позитивно оценивать себя и свои достижения, понимали свои эмоции и эмоции других (чтобы была эмоциональная стабильность), обладали социальными навыками, умели управлять своим временем.

Как познакомиться не на сайте?

В столице на базе детских поликлиник работает девять центров, дружеских к подросткам и молодежи, а в Беларуси таких центров 58. На прием приходят как дети, так и родители, а среди частых вопросов — воспитательные, утверждает Татьяна Маковская, психолог дружеского к подросткам центра «Парус надежды» при 7-й городской детской поликлинике:

— Приходят к нам уже с результатом, а мы ищем причины, которые корнями, как правило, уходят в начальную школу (к взаимодействию родителей и ребенка). Мы работаем со школами, ходим на родительские собрания, в центре работают также гинеколог и валеолог (занимается комплексным изучением индивидуального здоровья человека).

Школы заинтересованы в том, чтобы приводить детей на лекции и групповые занятия и приглашать специалистов к себе, подтвердила и Ольга Закрута, акушер-гинеколог дружеского к подросткам центра «Юникс» при 4-й городской детской клинической поликлинике.

— Центр у нас анонимный, поэтому подростки с охотой приходят на индивидуальные консультации, записываются на них в том числе через чат и «Инстаграм». Если мы видим, что ребенку нужно снять напряжение, то через день — два его принимают на массаж или лечебную физкультуру реабилитолог или физиотерапевт.

Важно, что с 14 лет подросток может обратиться к психологу без ведома взрослых и остаться анонимным. При этом полученные от специалиста знания нужно еще научиться применять на практике, чтобы они не остались просто красивыми словами. Поэтому задача каждого центра — не только консультирование, но и обсуждение вопросов, педагогическая коррекция, обследование у врачей, считают эксперты.

Среди задач центра дружеского отношения к подросткам и молодежи «Ювентус» при 17-й городской детской клинической поликлинике — профилактика неинфекционных заболеваний и инфекций, передающихся половым путем, употребления алкоголя и наркотиков, поделилась Инесса Полозник, врач Центра по медицинской профилактике заболеваний:

— Проблемы у подростков часто вызывают и разводы матери с отцом, и создание ими вторых браков. Как построить семью, как познакомиться не на сайте, а в жизни — настоящая проблема не только подростков, но и их родителей. Психогигиена половой жизни у нас находится на уровне пятого класса, и задача центра — обеспечить подростка информационно-методическими пособиями и навыками в этом плане.

Два-три раза в год в центре обучаются школьные педагоги. Занятия проходят с элементами тренинга — не просто лекции, а диалог с вопросами и ответами. В течение года центр ведет онлайн-анкетирование, в которых участвует много подростков. Работают и с подростками-инвалидами от 14 лет.

В центре «Ювентус» можно пройти комплексную медико-психосоциальную реабилитацию подростков групп риска, включая живущих с ВИЧ-инфекцией. Это проект 2023 года, в который входит обучение волонтеров, равных консультантов (обученные подростки в своей среде таким же, как они сами, могут рассказать о правилах культуры интимных отношений).

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.