Вы здесь

Республиканский конкурс «Учитель года» — площадка педагогического мастерства национального масштаба


Владимир Зданович, Валентина Гинчук, Вадим Шпетный, Игорь Якименко, Ирина Клевец, Юрий Андрейчик, Инесса Зубрилина, Виктор Жук, Светлана Румянцева, Вадим Лосев... Всего через несколько недель на небосклоне педагогического мастерства зажжется новая звезда, точнее, звезд будет много, но абсолютным победителем объявят только одного учителя.


17 сентября под патронажем академии последипломного образования стартует заключительный этап республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года Республики Беларусь». О том, какие испытания ждут конкурсантов в финале и суперфинале конкурса, и ожидании от праздника профессионального мастерства мы беседуем с ректором Академии, кандидатом философских наук, членом Совета Республики Олегом Дьяченко.

Опыт, которым нужно делиться

— Олег Викторович, конкурс «Учитель года» проводится на республиканском уровне раз в три года. Не слишком ли большая пауза? Школа и современные дети стремительно меняются. Есть риск отстать от требований, которые общество предъявляет к современному учителю...

— Специфика подготовки и проведения конкурса такова, что фактически паузы нет. Хочу обратить внимание, что каждый конкурс проводится в четыре этапа, и первый из них, на уровне учреждений образования, проходит за год до финала. Второй и третий этапы проходят соответственно на районном (городском) и областном уровнях. А дальше — Республика, финал. Поэтому, как говорят, период «от конкурса к конкурсу» занимает всего два года.

Республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» становится своеобразным ориентиром для определения направлений для дальнейшего развития системы образования. Это уникальная площадка национального масштаба, позволяющая раскрыться педагогическому таланту учителей, выявить творческих, инициативных, энергичных и целеустремленных педагогов, придать импульс системной работе всей методической «вертикали».

На всех этапах конкурс проводится по восьми номинациям: физика, астрономия, математика, информатика; иностранный язык; русский язык и литература, белорусский язык и литература; начальные классы; музыка, изобразительное искусство, искусство (отечественная и мировая художественная культура), трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка; история, обществознание, география; химия, биология; воспитатель дошкольного образования. В каждой номинации определяется победитель конкурса, а на третьем и четвертом этапах — победители и лауреаты.

Безусловно, современный мир и общество интенсивно меняются. Но, по моему глубокому убеждению, школа должна оставаться на консервативных, классических позициях, особенно если речь идет о воспитании личности. Традиционные белорусские ценности — это та константа, благодаря которой мы состоялись как нация, способная адекватно отвечать на вызовы времени. Что же касается образовательных технологий, то они, без всякого сомнения, претерпевают изменения, и мы ориентированы на внедрение в практику наиболее эффективных из них, благодаря которым педагоги достигают поставленных целей, а ученики успешно осваивают образовательные программы и приобретают необходимые для жизни знания, умения и навыки. К слову, выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта и содействует конкурс педагогического мастерства.

— Полагаю, что не так легко решиться на участие в конкурсе. Как правило, хороший учитель загружен работой более 24 часов в сутки, а также регулярно появляется что-то внеплановое. И решиться вдруг на что-то еще, что требует сил, отдачи и много времени, совсем непросто! С одной стороны, учитель в школе — публичная личность, с другой — конкурс требует от него другого уровня публичности, готовности открыть двери своей педагогической лаборатории и умения поделиться ее содержанием. А насколько активны были учителя во время участия в региональных отборочных этапах?

— Конкурсы профессионального мастерства педагогических работников проводятся в Беларуси начиная с 1991 года. Сначала это были республиканские этапы Всесоюзного конкурса. Первым и единственным «учителем года СССР» стал в 1991 году учитель физики минской средней школы № 49 Валерий Гербутов. А с 1995 года конкурсы педагогического мастерства стали республиканскими.

Участие в конкурсе очень престижное для педагогов. И вот почему. Во-первых, это профессиональное и общественное признание педагогического мастерства отдельно взятого учителя или воспитателя. Во-вторых, конкурс способствует дальнейшему карьерному росту педагогов. Из числа конкурсантов выросло немало руководителей учреждений образования, педагогов-новаторов и ученых.

Конкурс дает возможность наиболее инициативным и творческим педагогам ретранслировать на системной основе опыт своей работы в постконкурсный период. Согласитесь, это уникальная возможность. Участники конкурса очень востребованы на курсах повышения квалификации педагогов, семинарах, мастер-классах, в педагогических мастерских и других мероприятиях дополнительного образования взрослых. К их авторитетному профессиональному мнению сегодня прислушивается Педагогическое сообщество. Поэтому, несмотря на загруженность ежедневными учительскими делами, тысячи инициативных педагогов со всех уголков нашей страны стремятся принять участие во всех четырех этапах конкурса. Только на третьем областном и Минском городском этапе в конкурсе приняли участие 753 педагога: в Брестской области — 105, в Витебской — 117, Гомельской — 100, Гродненской — 86, Минской — 158, Могилевской — 105 и в Минске — 82.

Подчеркну: это лучшие педагогические кадры страны, которые готовы публично, на всю Беларусь, продемонстрировать и защитить в конкурсных соревнованиях наработанный годами педагогический опыт.

Портрет финалистов

— Традиционно в финальную часть республиканских соревнований попадают яркие харизматичные учителя, люди с творческим мышлением и нестандартными методами работы, которые доказывают ежедневно, что в школе нет тяжелых предметов. Если проанализировать возрастной состав финалистов и их педагогический стаж, то кого среди них больше: молодых или зрелых? Может ли молодежь составить достойную конкуренцию своим более опытным коллегам? Не секрет, что дети часто любят именно молодых учителей...

Дети любят разных учителей. И это зависит, в первую очередь, от самих учителей и воспитателей, от их педагогического мастерства, предметных компетенций, от умения влюбить ребенка в свой учебный предмет, от навыков правильно «разрулить» самые сложные педагогические ситуации. Поэтому уже на третьем этапе участники конкурса должны были представить и опыт своей педагогической деятельности, и сделать творческое самопредставление, и пройти психолого-педагогическое тестирование в целях проверки знаний в области учебного предмета, психологии, педагогики, воспитания. Также конкурсанты провели открытые уроки и занятия в незнакомом классе или группе, мастер-классы для педагогических работников или студентов учреждений высшего образования. Отбор проводился очень серьезный. И вот по итогам конкурсных мероприятий были определены 56 победителей во всех номинациях, которые и будут бороться в финальной части соревнований за звание «Учитель года Республики Беларусь — 2023».

Средний возраст участников финала составляет примерно 39 лет. Все имеют высшее образование. Средний стаж педагогической деятельности финалистов — 15,5 года. 15 педагогов имеют стаж до десяти лет, 27 педагогов — до 20 лет и 13 педагогов — до 30 лет. Наибольший стаж работы (31 год) у учителя биологии из Слуцкой гимназии № 1 Инны Хаустович, а наименьший (пять лет) — у учителя допризывной и медицинской подготовки (модуль — медицинская подготовка) столичной гимназии № 43 Ольги Зеленко. Хотя представительство мужчин в учительском корпусе по стране незначительное, в финале педагогов мужчин — 14 человек.

Стоит отметить, что по сравнению с предыдущим конкурсом значительно вырос квалификационный уровень педагогов, а это, согласитесь, важный показатель профессионального мастерства. Так, в нынешнем конкурсе участвуют пять учителей-методистов, 42 педагога имеют высшую квалификационную категорию и девять педагогов — первую квалификационную категорию.

Замечу, что два педагога участвуют в конкурсе во второй раз: это учитель физики из Бобруйской средней школы № 34 Светлана Здаренко и учитель белорусского языка и литературы средней школы № 16 города Мозыря Евгений Есис.

В конкурсе принимают участие педагоги как из городских, так и из сельских школ. Например, уже третий раз в четвертом (заключительном) этапе конкурса Активное участие принимает учитель географии из Межисецкой средней школы Могилевского района Андрей Трей. Обращаю ваше внимание, что информацию о всех участниках заключительного этапа конкурса можно посмотреть на веб-сайте Академии последипломного образования. Кроме того, выставочные стенды с информацией о конкурсантах расположены в фойе нашей Академии.

Добавлю, что в целях обеспечения готовности конкурсантов к успешной самореализации академией последипломного образования и институтами развития образования проводится системная методическая работа. В частности, для участников заключительного этапа конкурса, руководителей областных и Минской команд, а также для членов жюри были организованы и проведены семинар-практикум «Организационно-методическое сопровождение конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2023», выездной семинар «Профессиональный имидж педагога — участника конкурса «Учитель года Республики Беларусь», вебинар «Заключительный этап республиканского конкурса профессионального мастерства „Учитель года Республики Беларусь“: содержание и оценка конкурсных мероприятий, деятельность членов жюри».

Увидеть «педагогическую сущность»

— В повседневной работе жизнь постоянно подбрасывает педагогам нестандартные ситуации. А какие из испытаний в финале, по вашему мнению, могут наиболее полно раскрыть личность педагога и за которые можно получить наибольшую сумму баллов? Что вообще важнее: теория, методика или практика? Можно просто отлично ответить на вопросы в психологическом тестировании, но провалить гостевой урок у незнакомой аудитории...

— Теория и практика — как два крыла у птицы, все важны, без них невозможен полет, в том числе и педагогический, творческий. Поэтому считаю, что раскрыть личность педагога позволяют абсолютно все мероприятия конкурса. И дело вовсе не в баллах. Баллы позволяют только «оцифровать» достижения конкурсанта, но главное же не это.

Через конкурсные мероприятия, а именно через представление опыта педагогической деятельности, самопредставление, «проектирование урока (занятий)», проведение уроков (занятий) по предложенной жюри теме, Выступление перед общественностью по основным аспектам представленного опыта педагогической деятельности, педагогическое и психологическое тестирование, мастер-классы мы увидим потенциал каждого конкурсанта, воплощение на практике его «педагогического кредо».

Все конкурсные мероприятия позволяют за небольшой отрезок времени увидеть «педагогическую сущность» каждого участника конкурса. Ну а что касается баллов за конкурсные мероприятия, то здесь никакой тайны нет. Таким образом, за самопредставление можно получить максимум 20 баллов, за опыт педагогической деятельности — 50 баллов, за психолого-педагогическое тестирование — 80 баллов, проектирование урока «стоит» 100 баллов, за выступление перед общественностью — 40 баллов, урок-импровизация потянет на сто баллов, самоанализ урока — 30 баллов и мастер-класс — 80 баллов. Таким образом, максимум составляет 500 баллов.

По итогам проведения конкурсных мероприятий жюри в каждой номинации определяет одного победителя и двух лауреатов. Победители в каждой номинации становятся участниками суперфинала — это восемь педагогических работников.

Суперфинал заключительного этапа конкурса пройдет 27 сентября в актовом зале Национального центра художественного творчества детей и молодежи. На данном этапе конкурсантам необходимо будет пройти через следующие испытания: решение педагогических ситуаций, мини-урок (мини-занятие) на сцене и публичное выступление на тему «Воспитать человека...»

Хочу добавить, что финал конкурса — это не только профессиональные соревнования педагогов, а еще и возможность продемонстрировать всему обществу, что учитель — уникальная профессия, требующая от ее обладателя целеустремленности и самоотверженности, необыкновенной душевной щедрости, уважения и самое главное, любви к своим ученикам.

Реализовать себя

— Каждый конкурс профессионального мастерства дает возможность раскрыть педагогические таланты, обобщить опыт и транслировать новые педагогические практики на всю страну. Что из презентованного конкурсантами на предыдущем конкурсе было взято в школе на вооружение? Насколько вообще активны предыдущие участники конкурса?

— Конкурс профессионального мастерства — знаковое мероприятие для всей национальной системы образования, которое поддерживается главой нашего государства. Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко традиционно встречается с финалистами конкурса и вручает победителю главный приз конкурса — «Хрустальный журавль».

Для организации сотрудничества учителей еще в 2007 году в Беларуси был создан клуб «Хрустальный журавль», объединяющий организаторов и участников конкурсов разных лет. Координацию деятельности клуба осуществляет академия последипломного образования. Деятельность клуба направлена на повышение престижа учительской профессии, создание условий для развития творческой инициативы и совершенствования педагогического мастерства, организацию профессионального общения учителей, распространение эффективного опыта.

За время деятельности клуба состоялось более 70 методических мероприятий «Хрустального журавля» в разных регионах нашей страны. В рамках семинаров-акций проведено более 800 открытых уроков и мастер-классов, в которых приняло участие около десяти тысяч педагогических работников.

Надо отметить, что победители и участники конкурса прошлых лет активно участвуют в деятельности клуба. Это победитель 2001 года Вадим Шпетный, победитель 2004 года Игорь Якименко, победитель 2006 года Ирина Клевец, победитель 2011 года Инесса Зубрилина, победитель 2014 года Виктор Жук и другие.

При активном участии членов клуба проведено 12 фестивалей педагогического мастерства, в том числе четыре — для молодых педагогов. В этих фестивалях участвовало свыше семи тысяч педагогов. Кстати, победитель конкурса 2020 года в номинации «Русский язык и литература, белорусский язык и литература» Василий Малиновский стал победителем второго Международного фестиваля педагогического мастерства, который проходил в октябре 2022 года в Казахстане в рамках VІІ съезда учителей и работников образования государств — участников Содружества Независимых Государств.

Многие педагоги, принимавшие участие в конкурсах профессионального мастерства, стали руководителями в системе образования, заняли различные управленческие должности. Так, Валентина Гинчук возглавляет Национальный институт образования, Ольга Блажко — проректор Гомельского института развития образования. Директорами школ стали Игорь Якименко, Елена Ананчикова, Ирина Матузова.

Олег Клунин стал заместителем директора Брестского областного центра молодежного творчества, а Инесса Зубрилина является начальником Координационного центра «Образование в интересах устойчивого развития» БГПУ.

Список успешных и талантливых педагогов-участников республиканского конкурса можно продолжать бесконечно. Для всех нас важно, чтобы учителя и воспитатели смогли эффективно реализовать себя в профессии, не выгорать и не разочароваться в деле жизни.

Став флагманами педагогического сообщества, воспитателями и учителями для подрастающих поколений, они воплотили в жизнь основной принцип педагогики, сформулированный великим советским педагогом Василием Сухомлинским — «Сердце отдаю детям».

Хочу добавить, что параллельно с конкурсом «Учитель года» в Беларуси впервые проходит республиканский фестиваль «Педагогический дебют». Он проводится в четырех номинациях: среди молодых директоров учреждений общего среднего образования, молодых заведующих учреждений дошкольного образования, молодых учителей и молодых воспитателей дошкольных учреждений. К участию в нем допускались молодые педагоги и руководители учреждений в возрасте до 31 года, имеющие стаж работы в должности не более пяти лет, независимо от квалификационной категории.

Мы считаем, что сегодня очень важно поддержать не только опытных педагогов, но и молодых учителей, которые только приходят в профессию. Поддержать и тех, кто работает с самыми маленькими детьми: воспитателей, заведующих учреждений дошкольного образования. Потому что именно в этом возрасте закладываются самые важные качества личности.

Республиканский этап фестиваля будет проводиться с 25 по 28 сентября в очном формате. Участие в нем примут 25 педагогических работников. Все конкурсные мероприятия развернутся на базе Академии последипломного образования. А 28 сентября пройдет награждение участников фестиваля вместе с участниками заключительного этапа конкурса «Учитель года Республики Беларусь». Молодые педагоги будут участвовать в торжественном мероприятии ко Дню учителя во Дворце Республики.

Пожелаем всем конкурсантам полной внутренней мобилизации и удачи в профессиональных соревнованиях.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Общество

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

Такое разное молоко... Кому какое подходит?

«Молоко — полноценный продукт питания, а не напиток, это важно учитывать».

Культура

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Стасья Корсак: «Оставайтесь индивидуальными»

Юная артистка, которая органично преподносит себя в разных образах и жанрах.