Вы здесь

Марина Машедо: По гардеробу человека могу определить его душевное состояние


«Мода — это не только про одежду, но ещё про время и общество, в которых мы живём». В этом убеждена магистр искусствоведения, старший преподаватель кафедры дизайна моды факультета социокультурных коммуникаций БГУ Марина Машедо. ​


Дороги, которые мы выбираем 

— Марина, сложным ли оказался Ваш поиск своего призвания? Вы сознательно выбрали профессию, связанную с модой, или это дело Его Величества Случая?

— С детства я отличалась активностью и любознательностью, постоянно чем-то увлекалась. Занималась в театральном кружке, рисованием, танцами, мне нравилось шить, вязать, вышивать. Родители поддерживали и поощряли все мои интересы, за что я им очень благодарна. В 9-м классе (а я училась в минской гимназии № 56, у нас был экономический профиль) началось активное обсуждение, кто и куда собирается поступать. Отлично помню свои мысли: «Нужно выбрать такую специальность, чтобы не сидеть в офисе, не иметь дело с бумагами и цифрами». Думала о театральном училище. Но моя мама съездила туда на «разведку», и, вернувшись, категорически сказала: нет, тебе туда не стоит идти. 

— Наверное, расстроились? 

— Не очень. Подготовилась и поступила в Минскую государственную гимназию-колледж искусств. Учиться там было по-настоящему интересно. Но накануне получения диплома опять испытала растерянность. Все мои одноклассники уже твёрдо знали, где будут получать высшее образование, я же никак не могла определиться. Художником, архитектором, дизайнером интерьеров себя не видела. И тут преподаватель Марина Александровна Ячменькова спросила: «А что ты любишь, помимо рисования?» Я начала перечислять: вязать, шить, вышивать, изготавливать батик. Выслушав, она спросила: «Может, тебе попробовать поступить на дизайнера одежды?» «А у нас их готовят?» — искренне удивилась я. Даже не подозревала тогда об этом. В 2009 году я стала студенткой Института современных знаний имени А.М. Широкова. 

— Полученные там знания пригодились Вам в будущем?

— Очень. Я училась у людей, которые знали о профессии не только по книгам. В полной мере оценила, насколько мне повезло с образованием и наставниками, когда сама стала преподавать в БГУ. 

— К этому времени Вы тоже успели уже применить полученные знания на практике? 

— Ещё будучи студенткой, мечтала поработать на производстве. ОАО «Элема» оказалось чрезвычайно полезным местом для моего профессионального и личностного роста. Там я чётко поняла, что такое конкретные задачи, как нужно взаимодействовать с большим коллективом, увидела реальные результаты своего труда. На «Элеме» я избавилась от иллюзий, трезво оценила свою профессию.

— И после этого захотелось делиться знаниями, обучать других? 

— Преподавать в БГУ я начала как совместитель, ещё работая на «Элеме». Больших ожиданий поначалу у меня не было. Но в какой-то момент (возможно, сказалась наследственность: моя мама — учитель-дефектолог), поймала себя на том, что мне нравится делиться знаниями. Совмещать производство и преподавание не получалось. Поняла, насколько это ответственно — обучать профессии, давать знания, которые помогут другим найти себя в индустрии моды. И сознательно сделала выбор в пользу БГУ. 

— Что отличает, на Ваш взгляд, современных студентов? С какими из них Вам интересно работать? 

— Все студенты разные, с разными запросами и амбициями. Мне по душе целеустремлённые юноши и девушки, те, у кого горят глаза.

Научный подход 

— Ваша магистерская диссертация была посвящена модным тенденциям в Беларуси. На Ваш взгляд, отечественные тенденции совпадают с мировыми? 

— На белорусскую моду влияют как мировые тенденции, так и национальные особенности. Некоторая продукция нашей лёгкой промышленности (например, льняная одежда) ценится за границей. И хотя отечественная мода пока, безусловно, не получила масштабного признания, но она развивается, испытывает на себе как западное, так и восточное влияние. Европейские кутюрье тоже ведь создают свои коллекции под влиянием других культур, представители которых заметно «разбавляют» коренное население континента. 

— Чему посвящена Ваша кандидатская диссертация? Какие проблемы собираетесь затрагивать в ней? 

— Мне интересно исследовать, как искусство влияет на современную моду. 

Сегодня всё больше людей интересуется искусством, оно по-прежнему вдохновляет. И через одежду — как необходимый элемент нашей повседневной жизни — можно приобщать к великим достижениям человеческого гения. Не случайно такую популярность сейчас получили творческие коллаборации художников и дизайнеров одежды. 

Всё чаще встречаешь на футболках, свитшотах, джемперах, платьях изображения известных литературных персонажей, фрагменты великих полотен, портреты знаменитостей из мира искусств. Порой дизайнеры создают свои модели, вдохновлённые увиденным в театре, на выставках, концертных залах. Те же балетки появились как повседневный аналог пуантов, в которых танцуют балерины. Иногда случается наоборот: дизайнерские коллекции вызывают желание писать стихи, сочинять музыку.

Без моды было бы скучно 

— Вы сами — практикующий дизайнер, разрабатываете различные проекты и модели, выполняете заказы. Есть ли у Вас образец для подражания в профессиональной среде? 

— Нет. Мне кажется, людей нашей профессии может вдохновить всё, что угодно. Для дизайнера такие понятия как «кумир», «эталон» могут даже нести опасность. По себе знаю: если что-то очень нравится, невольно начинаешь это «эксплуатировать», повторять. 

— Марина, на Ваш взгляд, зачем вообще нужна мода? Каково её назначение в современном мире? 

— Думаю, сегодня мода нужна, прежде всего, для взаимообмена между разными слоями населения. С её помощью проще преодолеть существующие барьеры, непонимание, легче установить согласие. Когда принцесса Диана появлялась на публике, то благодаря СМИ миллионы людей видели: она идёт на занятия фитнесом в «велосипедках», кроссовках и свитшоте. И у них возникало желание подражать ей, тем самым почувствовать себя такими же, как представители элиты. Не решилась бы сказать, что мода — самое необходимое для человека. Но без неё, на мой взгляд, было бы скучно. Она вносит разнообразие в будни, даёт импульс к развитию и совершенствованию. Мода — это не только про одежду, но и про время и общество, в которых мы живём. 

— Многие, желая найти свой стиль, образ, обращаются к стилистам и имиджмейкерам. А если не можешь себе этого позволить, с чего начать поиск аутфита? 

— Хорошо бы познакомиться с собой, своей личностью, насытить будни чем-то созидательным, интересным, сделать жизнь ярче, осмысленнее. Вряд ли можно выглядеть стильно, модно, оригинально, если не посещать театры, концерты, выставки, ничего не читать, не расширять свой кругозор. Я вижу: у состоявшихся женщин и мужчин обычно сформирован собственный стиль в одежде, они чётко понимают, что им нужно, а что — нет. 

Лекарство от хандры 

— Столько лет, занимаясь модой, замечаете ли Вы за собой какие-то профессиональные деформации? В чём они заключаются? 

— Род деятельности, конечно, отражается на личности. Я придаю большое значение собственному внешнему виду. Был период, когда считала своим правилом переодеваться несколько раз в течение дня. Сейчас образ жизни изменился, такая возможность выпадает заметно реже. В молодости, когда искала себя, постоянно хотелось чего-то нового. Чем старше становлюсь, тем спокойнее к этому отношусь. Разумеется, по-прежнему слежу за происходящим в моде, за её тенденциями, но перестала гнаться за ними. При этом не могу сказать о себе, что придерживаюсь какого-то одного стиля. Мне по-прежнему нравится быть разной. 

— Какой предмет женского гардероба — Ваша персональная слабость? 

— У меня много платьев — самых разных назначений: деловых, вечерних, спортивных, пляжных. Люблю красивую обувь, сумки. Кстати, много моих вещей — белорусского производства. 

— Вы относитесь к той категории женщин, для которых лучшее лекарство от хандры — красивое платье? 

— Ещё недавно могла бы именно так сказать о себе. Если случалась какая- то неприятность, одолевала грусть, шила или покупала себе что-то новое. Шопинг считала отдушиной, лучшей возможностью подзарядиться. Даже сам процесс выбора, примерок был своеобразной психотерапией. Сегодня по-прежнему порой прибегаю к этому, если хочется себя порадовать. Но сейчас активнее черпаю энергию из общения, искусства, познания. Меня очень интересует связь между нашим настроением и тем, как мы одеваемся. Могу достаточно точно по гардеробу определить душевное, эмоциональное состояние человека. Понятно, что внешний вид — это не всё, обращаешь внимание и на то, как и о чём люди разговаривают, как двигаются, ведут себя.

Ольга ПОКЛОНСКАЯ 

Фото из архива Марины МАШЕДЫ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.