Вы здесь

Для полещука характерно быть в сердце с Богом


В начале июня исполнился год, как Владыка Георгий (Войтович) возглавил Пинскую епархию. Это и стало поводом для разговора. Корреспондент «Звязды» на прошлой неделе встретилась с епископом. Фрагменты беседы предлагаются вниманию читателя.​


— Вот уже год вы, владыка, являетесь правящим архиереем Пинской епархии, епархии с многовековой историей. Какие, на ваш взгляд, страницы этой истории дают повод для оптимизма сегодня? Какие традиции продолжаются?

— Эта старинная традиция быть всегда в сердце с Богом остается особенностью большинства жителей Полесского края. Многовековая история православия на Полесье и, как свидетельство, чудесное появление в 1182 году иконы Пресвятой Богородицы «Купятицкая», несомненно, связана с влиянием христианской культуры на образ жизни полещука и его отношения к испытаниям, к различным болезням, носившим массовый характер, к природным явлениям.

Все перечисленное верующий переживал в молитве к Богу и Его Пречистой Матери, искренней Заступнице за весь род христианский. И в наше время в сердце верующего человека не умолкает просьба к Богу о даровании мира на белорусской земле, об избавлении ее от всех бед и потрясений. За это также искренне молятся люди возле Полесской святыни.

Икона Пресвятой Богородицы «Купятицкая» появилась именно здесь, на одном из деревьев в лесу, возле берега реки Ясельда, рядом с Пинском. Она служит источником благодати Божией многим и многим поколениям здешних людей. Даже трудно представить себе: сколько было выражено ей просьб и печали за века, сколько слез рядом пролито! И сколько людей радовалось, благодарила за помощь Богородицы!

В интернете можно посмотреть фильм об истории нашей святыни. Там приводятся случаи чудесной помощи как давним людям, так и современникам. И не зря же она появилась здесь. Этот край богат духовной жизнью, а также его высокими примерами. Так что возрождать епархию 30 лет назад выпало на благоприятной почве, что и сделал незабвенный владыка Стефан. Его опыт, его любовь к этому краю позволили плавно перейти от времени, когда епархия была возрождена, к настоящему состоянию.

— Вспоминаю свою встречу с владыкой Стефаном десятилетней давности. Он приятно удивил меня великолепным белорусским языком, знанием белорусской литературы, особой любовью к творчеству Якуба Коласа. Тогда он говорил о намерении установить памятную доску на колокольне Варваринского собора в честь венчания будущего классика и его жены Марии Дмитриевны...

— Уже почти восемь лет как установлена доска с лаконичной надписью на родном языке об упомянутом событии. Инициатором доброго дела действительно выступил владыка Стефан. Я имею честь считать себя его духовным учеником. Мы учились у него также особому почитанию всего родного, включая язык. Язык наш — легкий в произношении, певучий, а еще красивый, он не имеет в себе никакой агрессии. Если белорусскоязычный человек злится, то ему, согласитесь, тяжеловато приходится, чтобы выразить свою злость на родном языке.

Не так давно посещал престольный праздник в храме деревни Колодное под Пинском. Тамошние прихожане меня встречали довольно длинной речью по-белорусски. Так знаете, так приятно и радостно было, словно бальзам на сердце: слушал бы и слушал. У меня есть знакомые, выходцы из Гродненщины, которые говорят на чисто белорусском языке, с удовольствием с ними общаюсь.

У нас, на Полесье, своя речь, она отличается от языка белорусов средней полосы. Она не имеет официального статуса, хотя об этом ранее велись научные и общественные дискуссии... Но, конечно, самое главное, чтобы к добру, милосердию, Божественной любви было открытое сердце. Если этого нет, то не подойдет никакой язык.

— Буквально несколько минут назад приходила библиотекарь за благословением на проведение совместного с епархией мероприятия. А что еще интересного делается в плане социального, просветительского служения?

— Так, при Пинской центральной городской библиотеке создан духовно-просветительный центр «Истоки». Они ежегодно проводят уроки духовности, круглые столы, другие мероприятия, в которых участвуют библиотекари, ученые, священники. Вот и сейчас центр подготовил конференцию «Православно-педагогические чтения», кстати, восьмую по счету.

Таких и подобных мероприятий проводится немало. Например, весной школьники, ученики воскресных школ принимали участие в областном конкурсе рисунка «Наследие-23». Завоевали популярность песенные фестивали «Год Господень», «Покровский кимвал», наши самодеятельные артисты там успешно выступают. Можно упомянуть благотворительные ярмарки, праздничные концерты. Скажем, молодежный центр прихода храма Петра и Февронии, что в Пинске, ко Дню Святой Троицы устроил Троицкий бал. Бал собрал около 200 участников и полторы тысячи зрителей. Это был праздник красоты и духовности, направленный на сохранение семьи как важнейшей ценности.

Можно упомянуть ежегодный военно-патриотический слет, связанный с датой начала Великой Отечественной войны... Перечисленное, несомненно, направлено на сохранение и развитие тех духовных традиций, которые живут в нашем народе, которые не удалось преодолеть борцам с религиозностью в советские годы.

— Вы считаете, что поколения воинственных атеистов все же потерпели поражение на нашей земле?

— Несомненно, это особенно хорошо видно у нас, в Западной Беларуси, на Полесье. В восточной части нашей страны храмы в большинстве своем были разрушены за 1920-1930-е годы, и вся религиозная жизнь оказалась под запретом. Наш край в это время находился под Польшей, православным было непросто, но Церкви не закрывали. Потом война, которая принесла столько беды и несчастья, горе необратимых потерь. Не удивительно, что после ее окончания ни у кого не поднималась рука лишать людей возможности утешения. Ситуация поменялась к худшему во время правления Никиты Хрущева, когда Беларусь стала площадкой для эксперимента по атеизации, когда из десятка покидали один храм. Таким образом хотели сделать полностью атеистическую республику. К счастью, период с точки зрения истории оказался непродолжительным. При Брежневе снова натиск борьбы с религиозной жизнью ослабел. Ну а дальше, мы знаем, эпоха государственного атеизма закончилась.

И в храмы сразу пошли люди. Они не особенно нуждались в какой-то подготовке вроде повторения пройденного. Как выяснилось, важная духовная ниточка связи поколений не обрывалась. Все это оставалось не только на каком-то генном уровне, но и в памяти человека. Взрослые люди 1990-х, 2000-х годов еще помнили, как бабушки-дедушки ходили в церковь, отмечали праздники, почитали и хранили иконы. Вот и сейчас в среде священников мы отмечаем многолюдность в храмах западной части Беларуси, особенно на Полесье.

Многие знают такой интересный факт, что в нашей стране много молодых священников — выходцев из Столинщины. Я не раз задумывался над этим и пришел к выводу, что причина в семейном воспитании. Традиции почитания Бога передаются в полешутских семьях из поколения в поколение. И если раньше то немногие осмеливались открыто демонстрировать, то сейчас оно стало возможно, вот и имеем такой хороший результат.

— А что беспокоит в контексте духовного состояния сегодняшнего молодого поколения?

— Вызывает обеспокоенность влияние интернет-пространства на сознание современного человека. Как известно, не все, что предлагается сетью, носит поучительный характер и позитивный смысл. А дома, к сожалению, не все имеют перед собой хороший пример. И тогда уже вопросы нужно ставить не перед юным, а перед взрослым поколением. Опасно выступать в качестве воспитателя тому, кто сам не имеет четкой духовной опоры. Именно те, кто воспитывает, ответственны и за духовность, и за нравственность молодых.

— В том числе и за семейные взаимоотношения, которые демонстрируют парень и девушка после вступления в брак. Сегодня мы все чаще говорим о кризисе семьи. Многие институты общества занимаются данной проблемой, но сдвиги в лучшую сторону либо невидимы, либо совсем невелики. Остаются актуальными проблемы пьянства, семейного насилия. И, похоже, что ни у кого нет ответа, как преодолеть эти порочные явления?

— Если рассматривать семью как совместное проживание двух и более человек, то в этом случае трудно избежать человеческих пороков, которые и влияют на жизнь семьи. Нужно обратиться к Богу, Который сказал, что нехорошо быть человеку одному. Если мы сможем понять глубинный смысл этих слов, мы сможем поменять ситуацию к лучшему.

— Современный человек нередко проявляет жестокость, не любит и не понимает природу, не уважает окружающих. В таких случаях мы говорим: совесть молчит. А как разбудить совесть?

— Такой человек не имел и не имеет положительного примера в своей жизни, и проявление зла естественное для него. Чтобы в человеке пробудилась совесть, ему нужно ощутить на себе проявление христианской любви и заботу окружающих.

Если же говорить в широком смысле, то христианство меняет мир к лучшему. Люди стали называть зло злом, считать злом войну, агрессию, жестокость, это уже свидетельства пробуждения человека, его выздоровления. Вот, скажем, в древности гладиаторские бои воспринимались всего лишь как спорт, даже не вызывавшие отвращения, неприязни к факту убийства человека в таком соревновании. Со временем человечество все же пришло к пониманию неприемлемости убийства ради развлечения. Сегодня человек думает, размышляет, анализирует, пытается дать оценку любым проявлениям зла. Последнее дает повод говорить, что мир движется в правильном направлении. Другое дело, что путь перемен к лучшему очень долгий и сложный. Опять же из-за несовершенства человека. Ориентир у нас есть — казалось бы, что проще: соблюдай заповеди, живи, как сказал Господь: «По любви между вами все узнают, что вы мои ученики». Но ведь человек очень извилистыми тропами идет к этой любви, которая способна и спасти, и горы свернуть. Освободить пространство для добра может только молитва, обращенная к Богу.

— Один мудрый человек сказал: «Не тот христианин, кто на Пасху яйца красит». Как вы относитесь к тем людям, которые наведываются в церковь, словно на всякий случай? На Пасху или Рождество заходят в храм, крестят детей, могут пригласить священника освятить дом, и не более того. Лучше так, чем никак?

— Все перечисленное хорошо перед Богом. Мера участия в богослужебной жизни Церкви у каждого своя. Причины бывают самые разные, поэтому процесс перемены жизни человека к лучшему у каждого особенный.

— Что бы вы сказали совсем молодому человеку, который первый раз зашел в храм, возможно, из любопытства?

— Приход человека в церковь — это большая радость на Небе и счастье для семьи.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Политика

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Действительно ли планете грозит демографический коллапс, и кому он нужен?

Об этом мы говорили с Кириллом КОКТЫШЕМ, доктором политических наук, профессором кафедры политической теории МГИМО МИД России.