Вы здесь

Для полещука характерно быть в сердце с Богом


В начале июня исполнился год, как Владыка Георгий (Войтович) возглавил Пинскую епархию. Это и стало поводом для разговора. Корреспондент «Звязды» на прошлой неделе встретилась с епископом. Фрагменты беседы предлагаются вниманию читателя.​


— Вот уже год вы, владыка, являетесь правящим архиереем Пинской епархии, епархии с многовековой историей. Какие, на ваш взгляд, страницы этой истории дают повод для оптимизма сегодня? Какие традиции продолжаются?

— Эта старинная традиция быть всегда в сердце с Богом остается особенностью большинства жителей Полесского края. Многовековая история православия на Полесье и, как свидетельство, чудесное появление в 1182 году иконы Пресвятой Богородицы «Купятицкая», несомненно, связана с влиянием христианской культуры на образ жизни полещука и его отношения к испытаниям, к различным болезням, носившим массовый характер, к природным явлениям.

Все перечисленное верующий переживал в молитве к Богу и Его Пречистой Матери, искренней Заступнице за весь род христианский. И в наше время в сердце верующего человека не умолкает просьба к Богу о даровании мира на белорусской земле, об избавлении ее от всех бед и потрясений. За это также искренне молятся люди возле Полесской святыни.

Икона Пресвятой Богородицы «Купятицкая» появилась именно здесь, на одном из деревьев в лесу, возле берега реки Ясельда, рядом с Пинском. Она служит источником благодати Божией многим и многим поколениям здешних людей. Даже трудно представить себе: сколько было выражено ей просьб и печали за века, сколько слез рядом пролито! И сколько людей радовалось, благодарила за помощь Богородицы!

В интернете можно посмотреть фильм об истории нашей святыни. Там приводятся случаи чудесной помощи как давним людям, так и современникам. И не зря же она появилась здесь. Этот край богат духовной жизнью, а также его высокими примерами. Так что возрождать епархию 30 лет назад выпало на благоприятной почве, что и сделал незабвенный владыка Стефан. Его опыт, его любовь к этому краю позволили плавно перейти от времени, когда епархия была возрождена, к настоящему состоянию.

— Вспоминаю свою встречу с владыкой Стефаном десятилетней давности. Он приятно удивил меня великолепным белорусским языком, знанием белорусской литературы, особой любовью к творчеству Якуба Коласа. Тогда он говорил о намерении установить памятную доску на колокольне Варваринского собора в честь венчания будущего классика и его жены Марии Дмитриевны...

— Уже почти восемь лет как установлена доска с лаконичной надписью на родном языке об упомянутом событии. Инициатором доброго дела действительно выступил владыка Стефан. Я имею честь считать себя его духовным учеником. Мы учились у него также особому почитанию всего родного, включая язык. Язык наш — легкий в произношении, певучий, а еще красивый, он не имеет в себе никакой агрессии. Если белорусскоязычный человек злится, то ему, согласитесь, тяжеловато приходится, чтобы выразить свою злость на родном языке.

Не так давно посещал престольный праздник в храме деревни Колодное под Пинском. Тамошние прихожане меня встречали довольно длинной речью по-белорусски. Так знаете, так приятно и радостно было, словно бальзам на сердце: слушал бы и слушал. У меня есть знакомые, выходцы из Гродненщины, которые говорят на чисто белорусском языке, с удовольствием с ними общаюсь.

У нас, на Полесье, своя речь, она отличается от языка белорусов средней полосы. Она не имеет официального статуса, хотя об этом ранее велись научные и общественные дискуссии... Но, конечно, самое главное, чтобы к добру, милосердию, Божественной любви было открытое сердце. Если этого нет, то не подойдет никакой язык.

— Буквально несколько минут назад приходила библиотекарь за благословением на проведение совместного с епархией мероприятия. А что еще интересного делается в плане социального, просветительского служения?

— Так, при Пинской центральной городской библиотеке создан духовно-просветительный центр «Истоки». Они ежегодно проводят уроки духовности, круглые столы, другие мероприятия, в которых участвуют библиотекари, ученые, священники. Вот и сейчас центр подготовил конференцию «Православно-педагогические чтения», кстати, восьмую по счету.

Таких и подобных мероприятий проводится немало. Например, весной школьники, ученики воскресных школ принимали участие в областном конкурсе рисунка «Наследие-23». Завоевали популярность песенные фестивали «Год Господень», «Покровский кимвал», наши самодеятельные артисты там успешно выступают. Можно упомянуть благотворительные ярмарки, праздничные концерты. Скажем, молодежный центр прихода храма Петра и Февронии, что в Пинске, ко Дню Святой Троицы устроил Троицкий бал. Бал собрал около 200 участников и полторы тысячи зрителей. Это был праздник красоты и духовности, направленный на сохранение семьи как важнейшей ценности.

Можно упомянуть ежегодный военно-патриотический слет, связанный с датой начала Великой Отечественной войны... Перечисленное, несомненно, направлено на сохранение и развитие тех духовных традиций, которые живут в нашем народе, которые не удалось преодолеть борцам с религиозностью в советские годы.

— Вы считаете, что поколения воинственных атеистов все же потерпели поражение на нашей земле?

— Несомненно, это особенно хорошо видно у нас, в Западной Беларуси, на Полесье. В восточной части нашей страны храмы в большинстве своем были разрушены за 1920-1930-е годы, и вся религиозная жизнь оказалась под запретом. Наш край в это время находился под Польшей, православным было непросто, но Церкви не закрывали. Потом война, которая принесла столько беды и несчастья, горе необратимых потерь. Не удивительно, что после ее окончания ни у кого не поднималась рука лишать людей возможности утешения. Ситуация поменялась к худшему во время правления Никиты Хрущева, когда Беларусь стала площадкой для эксперимента по атеизации, когда из десятка покидали один храм. Таким образом хотели сделать полностью атеистическую республику. К счастью, период с точки зрения истории оказался непродолжительным. При Брежневе снова натиск борьбы с религиозной жизнью ослабел. Ну а дальше, мы знаем, эпоха государственного атеизма закончилась.

И в храмы сразу пошли люди. Они не особенно нуждались в какой-то подготовке вроде повторения пройденного. Как выяснилось, важная духовная ниточка связи поколений не обрывалась. Все это оставалось не только на каком-то генном уровне, но и в памяти человека. Взрослые люди 1990-х, 2000-х годов еще помнили, как бабушки-дедушки ходили в церковь, отмечали праздники, почитали и хранили иконы. Вот и сейчас в среде священников мы отмечаем многолюдность в храмах западной части Беларуси, особенно на Полесье.

Многие знают такой интересный факт, что в нашей стране много молодых священников — выходцев из Столинщины. Я не раз задумывался над этим и пришел к выводу, что причина в семейном воспитании. Традиции почитания Бога передаются в полешутских семьях из поколения в поколение. И если раньше то немногие осмеливались открыто демонстрировать, то сейчас оно стало возможно, вот и имеем такой хороший результат.

— А что беспокоит в контексте духовного состояния сегодняшнего молодого поколения?

— Вызывает обеспокоенность влияние интернет-пространства на сознание современного человека. Как известно, не все, что предлагается сетью, носит поучительный характер и позитивный смысл. А дома, к сожалению, не все имеют перед собой хороший пример. И тогда уже вопросы нужно ставить не перед юным, а перед взрослым поколением. Опасно выступать в качестве воспитателя тому, кто сам не имеет четкой духовной опоры. Именно те, кто воспитывает, ответственны и за духовность, и за нравственность молодых.

— В том числе и за семейные взаимоотношения, которые демонстрируют парень и девушка после вступления в брак. Сегодня мы все чаще говорим о кризисе семьи. Многие институты общества занимаются данной проблемой, но сдвиги в лучшую сторону либо невидимы, либо совсем невелики. Остаются актуальными проблемы пьянства, семейного насилия. И, похоже, что ни у кого нет ответа, как преодолеть эти порочные явления?

— Если рассматривать семью как совместное проживание двух и более человек, то в этом случае трудно избежать человеческих пороков, которые и влияют на жизнь семьи. Нужно обратиться к Богу, Который сказал, что нехорошо быть человеку одному. Если мы сможем понять глубинный смысл этих слов, мы сможем поменять ситуацию к лучшему.

— Современный человек нередко проявляет жестокость, не любит и не понимает природу, не уважает окружающих. В таких случаях мы говорим: совесть молчит. А как разбудить совесть?

— Такой человек не имел и не имеет положительного примера в своей жизни, и проявление зла естественное для него. Чтобы в человеке пробудилась совесть, ему нужно ощутить на себе проявление христианской любви и заботу окружающих.

Если же говорить в широком смысле, то христианство меняет мир к лучшему. Люди стали называть зло злом, считать злом войну, агрессию, жестокость, это уже свидетельства пробуждения человека, его выздоровления. Вот, скажем, в древности гладиаторские бои воспринимались всего лишь как спорт, даже не вызывавшие отвращения, неприязни к факту убийства человека в таком соревновании. Со временем человечество все же пришло к пониманию неприемлемости убийства ради развлечения. Сегодня человек думает, размышляет, анализирует, пытается дать оценку любым проявлениям зла. Последнее дает повод говорить, что мир движется в правильном направлении. Другое дело, что путь перемен к лучшему очень долгий и сложный. Опять же из-за несовершенства человека. Ориентир у нас есть — казалось бы, что проще: соблюдай заповеди, живи, как сказал Господь: «По любви между вами все узнают, что вы мои ученики». Но ведь человек очень извилистыми тропами идет к этой любви, которая способна и спасти, и горы свернуть. Освободить пространство для добра может только молитва, обращенная к Богу.

— Один мудрый человек сказал: «Не тот христианин, кто на Пасху яйца красит». Как вы относитесь к тем людям, которые наведываются в церковь, словно на всякий случай? На Пасху или Рождество заходят в храм, крестят детей, могут пригласить священника освятить дом, и не более того. Лучше так, чем никак?

— Все перечисленное хорошо перед Богом. Мера участия в богослужебной жизни Церкви у каждого своя. Причины бывают самые разные, поэтому процесс перемены жизни человека к лучшему у каждого особенный.

— Что бы вы сказали совсем молодому человеку, который первый раз зашел в храм, возможно, из любопытства?

— Приход человека в церковь — это большая радость на Небе и счастье для семьи.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.