Вы здесь

Скрипач и участник ансамбля солистов «Классик-Авангард» Юрий Калиновский о профессиональном и личном


Юрий Калиновский — скрипач, лауреат международных конкурсов, участник ансамбля солистов «Классик-Авангард», профессионал своего дела. Он с самого детства занимается творчеством и попробовал себя в разных музыкальных направлениях. Наш герой прерывал свою деятельность на несколько лет, но не смог жить без музыки, ведь она делает его по-настоящему счастливым.


Струнный квартет Максима Ершова.

Отношение к профессии

— Вы начали свой творческий путь в 5 лет. Чувствуете, что это ваше назначение?

— Музыка — это мое призвание. Без сомнения, это то, чем я хочу и готов заниматься всю жизнь.

— Вы также преподаете игру на скрипке и сольфеджио. Кем были ваши первые ученики?

— Преподаю немного. Первым моим учеником был парень старше меня лет на 7. Он не собирался заниматься профессионально, а хотел сделать любимой девушке подарок и сыграть на скрипке мелодию из фильма «Титаник». Нам понадобился месяц занятий по два раза в неделю, чтобы осчастливить его девушку.

Мне кажется, преподавать у меня хорошо получается, и это интересно. Убежден, что учитель — самая важная, нужная и сложная профессия из всех существующих. Лично я преподаю с большой ответственностью, поэтому очень устаю. Пару занятий в день приравниваются для меня к 10-часовой репетиции. Я пытаюсь представить ощущения ученика, вникнуть в его проблему. Тогда сам начинаю играть по-другому.

— Какой наградой дорожите больше всего?

— Я лауреат нескольких международных конкурсов, но лет в 20 у меня произошел какой-то надлом. Я понял, что не люблю конкурсы: как будто занимаешься не искусством, а спортом. Не может быть соревнований в творчестве.

После консерватории я 5 лет работал в московском оркестре. И это вовсе не мое. Я не чувствовал себя на своем месте, свое присутствие в процессе. Дело не в конкретном оркестре, я бы чувствовал так себя в любом из них. И со временем перегорел. Совсем забросил музыку, думал получить другую профессию. Но мои друзья из колледжа при Белорусской государственной академии музыки, который окончил в 2010 году, также учились в разных странах и, вернувшись в Минск, пригласили меня в ансамбль «Классик-Авангард». И я приехал. Мне нравится, чем сейчас занимается ансамбль, и надеюсь, он будет продолжать развиваться.

Теперь не понимаю, чем вообще думал? Чтобы восстановиться, мне потребовалось время. Пришлось начинать свой музыкальный путь заново. Для меня это главное достижение и награда, я смог возродиться и теперь по-настоящему счастлив.

Юрий Калиновский во время выступления.

— Какой преподаватель повлиял на вас больше всего?

— Александр Борисович Тростенский — вне конкуренции. Когда уезжал учиться в Москву, думал, что в консерватории не доучусь. Или после учебы поеду путешествовать, чтобы перенять опыт разных учителей. Но через год обучения у Александра Борисовича понял, что не хочу. Это настолько мой педагог ... его отношение ко мне как к коллеге или личику поражало. Бывало, даже он просил совета, как сыграть то или иное место, помогал мне во всем. Главное — это настоящее творческое, дружеское общение. Он никогда не навязывал свою точку зрения, но был компетентным и авторитетным преподавателем. От него впервые услышал мысль, что главная задача педагога не в том, чтобы научить играть на скрипке, а подсказать, как учиться самостоятельно.

То, что вдохновляет

— Вас волнуют произведения во время исполнения?

— Такое происходит всегда. Иногда больше, иногда меньше, а иногда даже физически трудно. Последние несколько лет, когда я возобновил свои занятия на скрипке, у меня есть с этим определенные проблемы. За время перерыва произошли изменения с руками, с пальцами. Приходится больше концентрироваться на том, что делаю, и на выступлениях это периодически отвлекает. Работаю над этим и думаю, что уже недалеко тот момент, когда оно перестанет меня беспокоить.

— Можете вспомнить первое выступление? Что чувствовали?

— Первое, которое помню, было в костеле святого Роха. Там раньше проходили абонементные концерты от филармонии. Это такие выступления, на которых учащиеся музыкального колледжа играли вместе с оркестром. Мне было 8-9 лет. Не было волнения или страха. Я просто радовался, улыбался, смеялся. Я был счастлив. Страх сцены — это огромная проблема. Я писал исследовательскую работу о причинах страха сцены. Мы подражаем его в старших. Мне кажется, если растить ребенка так, чтобы никто ему не говорил, что сцена — это страшно, он никогда не будет ее бояться.

— Как сейчас проходят концерты? С какими чувствами выходите на сцену?

— Сценическое волнение — штука как очень сложная, так и до сих пор не раскрытая. Я думаю, оно есть у всех, но у каждого свои причины и проявления. Мое сценическое волнение трансформировалось в волнение перед самим собой, в ответственность за собственную работу. На мое волнение не влияет ни размер зала, ни авторитет публики. Я могу волноваться и перед выступлением в огромном зале, и играя перед двумя товарищами в классе. Для меня дело в собственной уверенности. Сейчас, бывает, переживаю перед выходом на сцену, но в процессе все проходит.

— Как относитесь к импровизациям в музыке? Увлекаетесь сами?

— Отлично отношусь и восхищаюсь. В Москве я подрабатывал в драматическом театре, и музыку для спектаклей частенько мы писали сами. Во время исполнения этой музыки была возможность экспериментировать. Я очень люблю джаз, но с ним у меня пока не складывается. Люблю импровизировать сам себе, но нет теоретической базы.

Юрий Калиновский.

— Вы выступаете и с камерной музыкой. Что особенного в таком формате?

— Это мое увлечение, моя любовь номер один. Первая причина — много невероятной музыки написано в этом жанре. Большое количество композиторов посвятило свое творчество камерной музыке. Вторая причина — сам репетиционный процесс. Я люблю, когда люди спорят, иногда ссорятся, но остаются единым организмом. Все это творческий порыв, который не контролируется. В этом высшее наслаждение исполнительства. Вы можете не быть друзьями вне сцены, но в момент выполнения вы одно целое. Мой любимый вид деятельности. Сольные выступления тоже люблю, но с камерной музыкой не сравнить!

— Кого из композиторов больше всего любите исполнять?

— Могу сказать, что в подростковом возрасте моим любимым композитором был Иоганнес Брамс. Позже — Шостакович и Прокофьев. Но с годами отпадает потребность в выдвижении фаворитов. Существует множество композиторов, чье творчество потрясает. Что-то мне нравится у одного, что-то у другого. Перечислять могу бесконечно: Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Малер, Шостакович, Прокофьев, Стравинский...

— Поделитесь историей вашей скрипки?

— Мой инструмент 1809 года изготовления — руки немецкого мастера. Мне всегда нравилось думать, что в это время в Германии жил, например, Брамс. А что, если он эту скрипку слышал? Недавно ей потребовалась реставрация, и я возил ее в Москву к мастеру Сергею Ноздрину. Он менял пружину (внутренняя деревянная деталь инструмента). Так вот, в малом зале консерватории не так давно был ремонт, и из остатков старого помещения мастера добывают нужную древесину. Сергей нашел там брусок, с помощью которого сделал пружину. Вероятнее всего, на другой инструмент уже не хватило бы. А я теперь всегда ношу с собой частичку консерватории.

На перспективу

— Вы считаете себя профессионалом?

— Да, с моральной точки зрения, я профессионал, потому что не допускаю халтуры. Я очень внимательно и ответственно отношусь к своей деятельности. Потому что мне это важно. Я действительно люблю то, чем занимаюсь.

— Чем бы сейчас занимались, если бы не музыка?

— По сравнению с музыкой все, что приходило мне в голову, — глупость. Скорее всего это была бы IT-сфера. В детстве я увлекался компьютерами, технологиями. И неплохо разбираюсь, мне могло быть такое интересно. В детстве также стоял выбор между футболом и музыкой. Я сам выбрал музыку и никогда не жалел. Ведь такой выбор не мешает мне любить футбол и играть в него. Считаю, если есть сомнения между музыкой и чем-то другим, лучше выбрать другое.

— Какие профессиональные цели ставите перед собой?

— У меня нет целей как таковых. Давно понял, что важен процесс. Мне не нужны какие-то мотивации или поощрения. Я занимаюсь музыкой, потому что мне это нравится. Все мои желания и цели напрямую сейчас связаны с ансамблем «Классик-Авангард» и направлены на то, чтобы он развивался. Чтобы мы продолжали делать качественные программы. Главная цель — оставаться в процессе творчества, в музыке.

— Что для вас означает настоящая реализация в профессии?

— Здесь для меня нет конечной точки. Я занимаюсь любимым делом и достигаю приемлемого для меня результата. Это и есть лучшая реализация в моей жизни.

Беседовала Ксения МОЖАР

Фото из личного архива Юрия КАЛИНОВСКОГО

Выбор редакции

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.