Наверное, каждый пассажир нашего метрополитена видел, как уборщицы сухим веником подметают ступени и пол переходов, поднимают в воздух пыль, — пишет пенсионер Леонид Мелешко. — Это делается днем и вечером, даже среди толпы. Между тем эксперты обнаружили, что мелкие частицы пыли, присутствующие в воздухе «подземки», отличаются по своему составу от пыли в других местах. Они более «богаты» металлами, особенно железом и медью.
По мнению специалистов, как сообщает господин Мелешко (в прошлом, кстати, врач профилактической медицины Минского городского клинического центра психиатрии и психотерапии), пыль метрополитена опасна для здоровья, поскольку его токсичные частички способны проникать в организм, повреждая не только дыхательные пути, но и легкие, печень, почки, мозг. Большое количество пыли, которая долго носится в воздухе и не оседает, может стать причиной астматических и аллергических заболеваний. Думаю, этих доводов достаточно для того, чтобы не разгонять пыль сухим веником, чтобы устранить этот «реликт» из нашего чудесного метро.
Для уборки читатель предлагает использовать малогабаритные, автомобильные, ранцевые пылесосы с автономным питанием.
За комментарием к обращению мы обратились в ГП «Минский метрополитен». Как сообщается в официальном ответе за подписью заместителя директора по эксплуатации Вадима Полищука, санитарно-гигиенические требования к содержанию всего комплекса станционных сооружений метрополитена определены санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к условиям труда работников и эксплуатации метрополитенов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.10.2010 № 135. «В соответствии с требованиями санитарных норм для каждой станции метрополитена разработан технологический процесс работы станции, в котором установлены порядок, периодичность и способы ее уборки. В частности, в ночное время осуществляется основная уборка, в том числе влажная, пассажирских зон (платформы, вестибюли, территории, прилегающие к входам на станции, пешеходные переходы, маршевые лестницы и коридоры), а в дневное время — поддерживающая уборка. В связи с этим дежурным персоналом днем с определенной периодичностью осуществляется обход станции с целью выявления недостатков и поддержания необходимого санитарного состояния.
В дневное время влажная уборка маршевых лестниц, а также подземных пешеходных переходов невозможно вследствие постоянного потока пассажиров метрополитена или других граждан (люди могут поскользнуться на влажном полу и получить травму), поэтому выполняется только сухая уборка с помощью метлы. Сухая уборка маршевых лестниц осуществляется во время минимального пассажиропотока на станциях метрополитена. Однако на пересадочных станциях «Купаловская» и «Октябрьская» уборка затруднена из-за значительного пассажиропотока.
В Минском метрополитене была также рассмотрена возможность проведения сухой уборки с помощью переносных пылесосов. Изучались характеристики аккумуляторных, потому что при наличии движения граждан опасно работать пылесосом от электрической сети. Основной минус переносного аккумуляторного пылесоса — непродолжительное время работы аккумулятора. Для его подзарядки требуется определенное время, а в случае необходимости проведения срочной уборки воспользоваться пылесосом будет невозможно.
Следует отметить, что для проведения уборки территории станций необходимо использовать пылесосы с высокой мощностью всасывания. Данные модели достаточно шумные и имеют значительные габариты.
А инструкцией по эксплуатации рекомендовано соблюдать особую осторожность, работая на лестнице, чтобы исключить травмирование пассажиров или других граждан, а также самих уборщиц, среди которых, в том числе, и пожилые женщины. Габариты вышеназванного оборудования могут вызвать затруднение в передвижении людей, а шум от пылесоса — искаженность и неточность получения информационного текста пассажирами от работников метрополитена. Поэтому в настоящее время поддерживать санитарное состояние пассажирских зон в дневное время иным способом не представляется возможным».
Надежда ДРЫНДРОЖИК
Сотрудники Минприроды рассказали, какая польза от деревьев в городе.
Аграрии страны подготовили почвы под сев озимых зерновых культур на зерно на площади свыше 1,362 миллиона га, или 89,8 процента к плану.
Студентка БГУКИ — о том, как достигать желаемого, не бояться рисковать и заявлять о себе.