Вы здесь

Митрополит Вениамин: Слово — это дар, которым человек наделен от Бога. Эксклюзив «Звязды»


Более 1000 лет назад, с приходом христианства на белорусские земли, наши предки получили не только веру, которая на века стала стержнем, определяющим жизнь. Они получили книгу, которую можно читать и бесконечно присоединяться к источнику мудрости и любви, которую олицетворяет Иисус Христос. Возможность прочитать о нем стала также толчком к развитию письменности. Это понимали и этому способствовали люди, которые несли слово разным народам. Поэтому святых Кирилла и Мефодия, которые считаются создателями славянской письменности, упоминаем ежегодно 24 мая: этот праздник отмечает и Белорусская православная церковь. И когда большая для христиан книга пришла к нашим предкам, появились люди, которые стали ее распространять и проповедовать библейские истины. Например, в этом году отмечается 840 лет завершения земной жизни белорусского святого, епископа Кирилла Туровского. В его память состоялось богослужение в Турове. Но служение епископа Туровского важно не только для верующих и людей, живущих церковной жизнью. Это один из тех наших святых, благодаря которым предшественники могли понять не только основы веры, но и ценность просвещения вообще. Это сыграло свою роль в развитии интеллектуальной культуры белорусского народа: настоящее вырастает из прошлого, питаясь из глубоких корней. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы адресовали ряд вопросов митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину, Патриаршему Экзарху всея Беларуси.


Фото: church.by

— Могут ли праздники в честь белорусских святых стать важными не только для Церкви, но и в общенародном масштабе, если учесть их роль в истории? Достаточно ли мы знаем о них? Что нужно для популяризации? Ведь они — пример жизни, наполненной большим смыслом? Это важно не только ради памяти, но и ради продолжения той линии, что они заложили своим служением.

— Образ Белорусских святых уже давно является частью не только белорусской культуры, но и современной жизни нашего общества. Святых Кирилла Туровского и Евфросинии Полоцкой изучают в школе в рамках предмета «История Беларуси», их именами названы улицы белорусской столицы. Вместе с тем важно подчеркивать, что эти и другие подвижники благочестия нашей земли стремились не столько к успеху на культурно-историческом поприще, сколько к духовной чистоте и христианскому совершенству. И в этом есть важный принцип: истинная культура должна не развращать, а создавать человека, возводить его сердце и ум к высотам, через эстетическую красоту подводить к основам духовной жизни.

Сегодня образ святителя Кирилла Туровского — не только как святого Православной Церкви, но и как человека, который стремился к просвещению и знаниям, — важен для сферы образования и культуры нашего общества, воспитания молодого поколения. Ведь владение знаниями — это не только преимущество, но и ответственность перед Богом и людьми, и только духовно цельный человек может эту ответственность осознать и достойно понести.

— Насколько важна роль книжной культуры в духовной жизни современных людей? Ощущаются ли изменения в связи с развитием информационных технологий (что настораживает многих верующих)? Ведут ли духовные поиски молодежи к пути обретения мудрости через книги?

— Книги с самого начала человеческой цивилизации были и остаются хранилищем знаний, которые людям удавалось обрести через познание этого мира. Безусловно, сегодня немалое влияние на книжную культуру оказывают информационные технологии. Великое множество книг оцифровано и находится в общем доступе в интернет-пространстве, а обилие информации, которое ежедневно обрушивается на человека через социальные сети, сайты новостей и рекламу, заставляет многих читать только короткие тексты и не глубоко вдумываться в смысл написанного. Вместе с тем не стоит забывать, что среди людей были и есть те, кто хочет большего, кто стремится к углубленному познанию не только того мира, что мы видим, но и духовной жизни. Есть такие люди и среди молодежи. Для них книга всегда будет особенно ценным источником знаний, возможностью найти ответы на свои вопросы или получить почву для дальнейших рассуждений.

— Современные писатели в большей степени руководствуются собственными принципами и представлениями о качестве книг. Но при этом влияют на духовное состояние общества. Если исходить из подходов Церкви, то существует ли ответственность за слово? Что вы вкладываете в понятие «духовный мир писателя»? Что с точки зрения веры представляет собой талант? У нас он воспринимается со знаком «плюс», но всегда ли это так?

— Слово — это дар, которым человек наделен от Бога. Духовная традиция Церкви называет всех других живых существ бессловесными, и только человек имеет возможность выражать свои мысли через слово. Но, как неоднократно отмечается в Библии, слово для нас — это и дар, и большая ответственность одновременно. Как добрым словом можно принести большую пользу и помочь многим из людей, так словом плохим можно многих ввести в искушение, многим навредить, подтолкнуть кого-то к неправильным действиям. С этой точки зрения каждый писатель несет серьезную ответственность за высказанное и написанное им слово, ведь если слово обычного человека могут услышать только люди, находящиеся рядом с ним, то слово писателя услышат тысячи и миллионы человек, которые прочитают его произведение. Так и бывало в истории, когда письменные работы одних людей помогали многим найти выход из сложных ситуаций, а творчество других вводило в искушение миллионы. Вот почему писатель несет особую ответственность перед Богом за то, что он говорит и пишет. Понятие таланта действительно существует в духовной жизни, в Евангелии даже есть притча о талантах. Светские люди под талантами часто понимают исключительно творческие способности человека: умение писать прозу или поэзию, создавать прекрасную музыку или художественные шедевры. Но Православная Церковь смотрит на понятие таланта гораздо шире. Сама жизнь человека — это талант, который ему дает Бог. Но этот талант необходимо приумножить, а не закопать в землю. Это значит, что время нашей жизни и те способности, которые у нас есть, мы не должны тратить, а активно использовать ради своего духовного совершенствования и на благо близким.

«Книга Святого Иова». Фото: БелТА

— Как посоветуете выбирать книги для чтения в обычной жизни? Не все, что полезно, может быть интересно и наоборот. На что должен обращать внимание читатель?

Чтение — важная часть нашей жизни. Чем больше человек читает, тем шире у него кругозор, тем больше почвы для размышлений, и тогда он может более точно оценивать жизненные ситуации. И речь здесь идет не только о духовной литературе. Чтение книг должно не только давать работу для ума, но и нести радость читателю, вдохновлять его, придавать интерес к жизни, дарить хорошее настроение. Поэтому и нужно выбирать для чтения такие книги, в которых полезное максимально сочетается с интересным.

Бывают книги бесполезны, и самой своей бесполезностью они вызывают у читателя интерес. Но очень часто после прочтения таких произведений человека охватывает чувство, что время потрачено напрасно. Достойна ли внимания такая литература? Ведь время — это очень ценный и незаменимый ресурс, который Бог дал нам на этой земле и за который мы дадим перед Господом ответ. Совсем не стоит тратить этот ценный ресурс.

— На жизнь людей, включая верующих, влияют внешние непростые события. Люди ищут умиротворения и ориентиров в жизни. Как в настоящее время человеку сохранить свои принципы и избежать соблазнов, лишающих равновесия в душе?

— Если человек настоящий верующий, то никаких ориентиров и принципов в жизни не ищет, потому что уже нашел их в Христовом Евангелии. Как раз-таки человек, который не обрел Христа и не имеет внутреннего духовного стержня, пугается внешних непростых событий, теряет равновесие в душе и в отчаянии ищет какие-то ориентиры в жизни. Для верующего же многие вещи очевидны, потому что уже давно изложены в Евангелии. В частности, там сказано, что земная жизнь никогда не была и не будет простой, такой, что бережно сохраняет внутреннее равновесие человека. Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Не является исключением и настоящее время. Как сегодня человеку уберечься от соблазна? Так же, как это делали христиане всех предыдущих веков — твердо верить во Христа, соблюдать Его заповеди и пребывать в молитве.

— Церковь как институт сохранения веры даже во времена испытаний старалась заботиться о человеке (необязательно только о своем прихожанине). Современный мир сложен, он предлагает много разных идей. Какой должна быть жизнь Церкви, чтобы не терять, а привлекать к себе людей?

— Церковь действительно всегда старалась заботиться о человеке, и не только о своих верных. И всегда это оказывало благотворное влияние на общество в целом, ведь перед глазами любого человека, независимо от его мировоззрения, должен быть высокий пример добродетельной жизни, который без всяких слов поощрял бы его к лучшему, подталкивал к покаянию, к добрым делам. В этом смысле важно понимать, что, несмотря на свое широкое социальное служение, Церковь, по словам Христа, не от мира сего и именно это делает ее Церковью. Это не только общественный институт, а богочеловеческий организм, в котором голова — Христос, а все верующие составляют тело этого организма. В Церкви действует благодать Святого Духа, без которой мы были просто одной из человеческих общностей. Проповедь Евангелия и привлечение людей в лоно Церкви — важная составляющая ее жизни, и эта проповедь эффективна не только внешними делами (мероприятиями, инфоподставами для СМИ, церковными торжествами), но, прежде всего, внутренней благодатной жизнью Церкви. С этой точки зрения важно не забывать и о сокровенном моменте, который обнаруживают слова Самого Господа Иисуса Христа: «Никто не может прийти ко мне, если не привлечет его отец, который послал меня». Это означает, что встреча с Богом происходит в глубине человеческого сердца, а внешняя проповедь Церкви может только посодействовать этому.

— Какие контакты с православными церквями других народов? Насколько они важны и чем обогащают?

— Православная церковь имеет свойство соборности — то есть, является единственной, несмотря на то что ее члены проживают в разных уголках Земли. Вместе с тем существуют Поместные Православные Церкви — это части единой Христовой Церкви, чьи особенности богослужебной жизни и традиций обусловлены историческими событиями и особенностями местных культурных обычаев. С теми поместными православными церквями, с которыми Русская Православная Церковь имеет сегодня каноническое единство, мы имеем контакты и братские отношения. Это очень важно для поддержания внутрицерковного единства при любых внешних обстоятельствах.

— Но на бытовом уровне светскость (жизнь без церкви) кажется более притягательной для многих (может быть, поэтому в мире все больше вызовов из-за идей секуляризма). Что должна сегодня предлагать церковь, чтобы сохранилась вера? Для вас христианство — это религия страдания или радости?

— Назначение Церкви в том, чтобы нести людям благую весть о воскресшем из мертвых Спасителе, пришедшем в этот мир ради каждого человека. Вот почему эта благая весть, которую также называют Евангелием, была и будет актуальной всегда. Церковь не может и не должна стремиться молниеносно меняться, всеми силами пытаясь удовлетворить капризный «спрос потребителя». Вечность и неизменность Христовой истины — главная ценность того, о чем мы всегда говорим. Безусловно, форма проповеди Евангелия должна быть соотнесена с современным миром, нам необходимо говорить на том языке, который люди могут услышать, однако сам смысл христианской проповеди остается таким же, каким он был и во времена святых апостолов.

Вопросы задавала Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.

Торговля

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Кондитерские изделия — бренд белорусской пищевой промышленности

Накануне Международного симпозиума кондитеров эксперты рассказали о планах и перспективах кондитерской отрасли.

Семья и демография

Татьяна Безрукова: Надо чаще говорить детям, что мы их любим!

Татьяна Безрукова: Надо чаще говорить детям, что мы их любим!

«Мы проговариваем буквально все — так формируется доверие».