Вы здесь

Выставку к юбилею Александра Кищенко открыли в НММ


Вчера, 13 мая, любители белорусского искусства вспоминали Александра Кищенко — в этом году в этот день ему бы исполнилось 90 лет. В Национальном художественном музее Беларуси к юбилею приурочили выставку «Небо и земля Александра Кищенко». Его нет на этом свете более 25 лет, но жива память, как и живое его искусство, которое до сих пор оставляет основания для рассуждений об авторском взгляде и предназначении творца. А он очень яркий автор.


Был и остается — свидетельствуют произведения. Прежде всего живопись — во времена соцреализма Александр Кищенко сумел удивить цветами, которые придавали удивительную экспрессию, и это казалось логично: кто мог оспорить радость и восхищение жизнью в послевоенный период? В его творчестве якобы отдано должное мировым тенденциям (и мастерам), но он делал это так, что на виду оказалась прежде всего личность самого творца, увлеченного искусством. И людьми — добрыми и любимыми, трудолюбивыми и заботливыми. Моментами — красивыми и наполненными смыслом.

Он не боялся яркости в искусстве, так как умел ее использовать так, что оставалось согласиться: мир на самом деле пестрый. Художник имеет право на авторский взгляд. Это справедливо было не только для живописи, но и для монументальных произведений Александра Кищенко, которые можно видеть на улицах Минска, даже не осознавая этого: мозаика высоток у станции метро «Восток» в Минске, на Юбилейной площади или на стене гостиницы «Турист».

В частности, в монументальном искусстве Беларуси его роль весьма значительна, и не только как творца, но и как преподавателя, который готовил специалистов на отделении монументально-декоративного искусства Белорусского государственного театрально-художественного института. Тогда только начинала работать кафедра, основанная Гавриилом Ващенко. На его приглашение работать откликнулся Александр Кищенко, который приехал в Беларусь из Украины. Там он учился во Львовском институте прикладного и декоративного искусства (как, кстати, и Ващенко). Но в институт пришел, поработав пару лет маляром по художественной отделке на заводе «Азовсталь». Большие размеры его не пугали, а наполнять их хотелось осмысленно и со вкусом. Это к тому, что в жизни не бывает незначительных эпизодов, они закладывают линию, которую мы обычно называем судьбой. Судьба молодого человека, родившегося в Воронежской области России, вела к тому, чтобы поучившись в Украине, он реализовался в Беларуси. Стал народным художником Беларуси. Дважды его работы отмечались Государственной премией Беларуси. Было за что: строили тогда много, работа монументалистов была востребована, а Александр Кищенко был очень активен и трудолюбив.

Это можно понять и по выставке «Небо и Земля Александра Кищенко», где среди произведений живописи, представлено то направление творчества, благодаря которому имя мастера занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Речь, конечно, о гобеленах, в которых он был примером для белорусских мастеров. Но не ждите увидеть здесь самую резонансную работу Кищенко «Гобелен века» — слишком большой. Но, может быть, это и к лучшему в данном формате выставки, ведь такое произведение взяло бы на себя основное внимание, заставив размышлять об истории от сотворения мира до наших дней, о людях, которые на нее влияли в разное время, о добре и зле, сражающихся в мире. А здесь задача другая — показать отличительного творца. Но на входе все же встречает гобелен: волны приоткрывают тайны морских глубин, открывают дивных существ, которые заинтересованно поглядывают на зрителей. Каждому из тех, кто придет, также придется открывать пространства и глубины искусства Кищенко, в котором много покажется странным.

Даже то, что выставка художника, чьи имя связывают с монументалистикой (и получилась она не маленькой), пошла все же больше в человеческое измерение. Не зря здесь много портретов, среди которых — любимые родные люди художника. Здесь ощущение теплоты, которую рождает земля, давая приют людям. Сюда вторгается солнечное настроение, придавая ощущение легкости, даже, если обнаружена жизненная прочность. Или прочность иногда в него кажется почти нечувствительной, когда жизнь идет естественно и органично, видимо, так и есть. Но ведь и цвет!.. Кищенко им распоряжаться умел. Каким он был человеком, свидетельствуют фотографии, публикации, которые представила семья художника, а также из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, в собрании которого сегодня находится часть творческого наследия Александра Кищенко, но его произведения есть в коллекциях различных музеев страны.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Жилье

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Арендная ставка на съемное жилье продолжает снижаться

Свежесть района, квартиры с новой планировкой — эти факторы сегодня имеют ключевое значение.

Образование

В фокусе — профессиональное образование

В фокусе — профессиональное образование

Руководители образовательных ведомств Андрей Иванец и Конгратбай Шарипов уверены, что сотрудничество в сфере образования является важным фактором для устойчивого социально-экономического развития двух стран.

Общество

«Серая» зарплата — печальные результаты

«Серая» зарплата — печальные результаты

Что теряют работник и государство?

Финансы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

Как банки защищают от мошенников денежные переводы

За четыре месяца 2024 года раскрываемость тяжелых киберпреступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года повысилась на 19%.