Вы здесь

От мистики до мелодрамы. Чем живет белорусский кинематограф


В следующем году белорусское кино отметит свое 100-летие. И приятно констатировать, что жизнь на «Беларусьфильме» продолжает бурлить. Здесь снимают новые ленты, дают площадку для профессионального старта молодым, строят мосты международного взаимодействия и верят, что продолжение будет достойное в этой истории. Вопросы развития кинематографической сферы в Беларуси на современном этапе рассмотрели на одной из встреч с журналистами представители киностудии.


— За последние пять лет, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается мир, наша киностудия все преодолевает, выживает и развивается. И мы знаем, как и что делать дальше для ее существования. Сегодня мы имеем четкое видение своей стратегии. Хочу отметить, что на сегодня не существует примера, какой должна быть государственная киностудия. Мы за годы работы изучили разный опыт и понимаем, что у каждой страны свой путь. И нам удается, придерживаясь своего видения, двигаться вперед и находить свое место как в экономике страны, так и в киноиндустрии в целом, — отметил генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский. — За последнюю пятилетку мы неоднократно переживали сложные моменты (реконструкция, пандемия, внешне- и внутриполитическая ситуация), но продолжали двигаться и создавать кино.

При этом важно понимать, что «Беларусьфильм» сегодня — не просто организация, где создают кино, но и место, где занимаются его продвижением, популяризацией, налаживают работу с молодыми специалистами. Что касается кинопроизводственного процесса, то сегодня здесь снимают документальные, игровые и анимационные фильмы. Киноработы принимают активное участие во многих фестивалях и приобретают свою аудиторию.

«Подрыв» — в топе

Если рассматривать ситуацию востребованности белорусского кино на внутреннем кинорынке, то здесь тоже можно найти положительное. Например, как рассказал генеральный директор коммунального унитарного предприятия «Гомелькиновидеопрокат» Александр Лавриненко, в прошлом году в кинотеатрах Гомельской области показали 515 фильмов, из которых 165 — белорусские.

— К сожалению, количество новых белорусских фильмов не очень высокое, поэтому мы работаем с кинолентами прошлых лет. Так, у нас в топе белорусских фильмов «Звезды седьмого неба» Елены Туровой на 2 — 3-м месте, где он делит успех с картиной «Тум-Паби-Дум» Вячеслава Никифорова. Либо если говорить о недавно выпущенных «Беларусьфильмом» кинолентах, то фильм «Подрыв» Ивана Павлова среди названных мной 515 фильмов в топе занял 8-е место по кассовым сборам и 2-е место по количеству зрителей, — делится Александр Леонидович. — Самое главное — там собраны молодые актеры, которые, на мой взгляд, шикарно сработали. И получили на выходе проект, который оказался интересен для аудитории и востребован ею.

«Подрыв» — как раз один из тех примеров, когда наглядно демонстрируется, что у нас стараются и умеют снимать качественное, актуальное кино, что есть хороший кадровый состав. Фильм активно путешествует по фестивалям, а российские партнеры киностудии планируют его показ в ряде кинотеатров на 9 мая. Также, по словам директора киностудии, стоит ожидать появления белорусских документальных фильмов на российском канале «Культура», на ряде интернет-платформ.

Фильм о Коласе снимают в Ташкенте

Кроме этого, «Беларусьфильм» организовывает и содействует проведению разнообразных мероприятий, среди которых кинолектории, киновстречи, киноклубы и киноакции, Дни кино и кинофестиваль «Лістапад». Так, в прошлом году по поручению Министерства культуры киностудия проводила большую акцию «Киноуроки истории. Иди и смотри», а сейчас планируется ее продолжение уже в партнерстве с российскими коллегами. А на международный кинофестиваль «Лістапад» в 2022 году было подано наибольшее за всю истории кинофорума количество заявок, и это несмотря на санкции и другие кризисы.

Готовы и открыты, по словам директора киностудии, на «Беларусьфильме» и к международному сотрудничеству. В качестве пространства для совместной работы здесь рассматривают не только Россию, но и страны ближнего зарубежья, европейский рынок, дальнее зарубежье — вроде Китая, Индии, Латинской Америки:

— Сегодня наши фильмы можно найти в телепрокате или на интернет-платформах в очень далеких странах. В прошлом году с тремя фильмами мы вышли на китайский рынок. У нас ведется активная работа с коллегами из Узбекистана, причем мы не только принимаем участие в Днях кино, но и участвуем в фестивалях друг друга, знакомимся с их специалистами, изучаем опыт. Конечно, случаются творческие проблемы, но мы движемся вперед, и сейчас в производстве находятся наши совместные фильмы-игровой «Казбек» и документальный, посвященный Якубу Коласу (его начали делать в год 140-летия со дня рождения классика, и в ближайшие месяцы будут съемки в Ташкенте).

«Беларусьфильм» на сегодня имеет большое количество договоров с киностудиями разных стран мира. Также, благодаря инициативе белорусской стороны, в 2019 году был создан совет директоров киностудий стран СНГ. За последние два года белорусская киностудия содействовала созданию более десятка фильмов в странах Средней и Центральной Азии. Впервые началось сотрудничество с Индией, что дало и весомый денежный доход. Позволяет заработать сегодня и продажу имущественных прав, особенно когда расширяется присутствие белорусского кино как на YouTube-платформе, так и на ряде международных площадок («Яндекс», «Иви» и другие).

Реставрация лент и мультики

А то обстоятельство, что за последние годы киностудия улучшила материально-техническую базу, делает «Беларусьфильм» организацией полного цикла, с которой выгодно работать динамично, прозрачно и удобно. Создавая новое, здесь заботятся и о сохранении уже существующего, накопленного профессионального опыта и готового кинопродукта. С мэтрами, которые в разное время работали на киностудии, проводятся встречи и мастер-классы, а фильмам дают новую жизнь. Киноленты проходят реставрацию и пополняют ассортимент кинопрокатчиков как в Беларуси, так и за рубежом. Причем «спасают» (реставрируют, оцифровывают, дублируют, добавляют субтитры на иностранных языках) белорусскую классику киноискусства, ориентируясь не только на возраст произведений, но и на востребованность их у зрительской аудитории.

Если говорить о воспитании зрителей, то о них заботятся с самого юного возраста. Полагаю, именно поэтому мультипликационные фильмы, выходящие на «Беларусьфильме», сочетают в себе не только красивую картинку, но и достойное содержание. Сегодня, к сожалению, что касается телевидения, то показывают наши мультики в телеэфире только на канале «Беларусь 3», но для любителей смотреть белорусское есть хорошее предложение в интернет-пространстве. Кинопрокатные организации также активно и охотно работают с белорусской анимацией.

В качестве примера международного сотрудничества в данном контексте можно упомянуть проекты «Сказки старого пианино» и «Детский альбом», который белорусская киностудия более десяти лет совместно с российскими партнерами выпускает блоками. Гармонично вплетается работа наших аниматоров также и в учебный процесс: упомянуть тот же букварь, что увидел свет в 2021 году, где знакомство с буквами сопровождается мультфильмами о них. Либо если сосредоточиться на содержании фильмов для детей разных возрастов, то они знакомят свою аудиторию со знаменитыми представителями белорусской культуры и общественной жизни, дают стимул для размышлений и простор для собственных выводов. Вспомните «Классики и шахматы», «Максим Богданович» и другие.

Что выбирает молодежь

— Я сама, как зритель, в кинотеатре всегда жду поддержки. Кино бывает разное, и темы в нем могут подниматься самые разнообразные: как сложные, так и грустные, и даже трагические, но вместе с тем фильмы не должны оставлять чувство безнадежности. Человек после просмотра должен получать, наоборот, положительный заряд, который позволит ему жить дальше, даст силы для борьбы с обстоятельствами и вдохновит помогать тем, кто рядом, — делится режиссер, сценарист, руководитель студии молодежного кино «Смолка» Национальной киностудии «Беларусьфильм» Елена Турова. — Встает и вторая проблема — как вернуть зрителя в кинотеатры. Чтобы смотрели не только зарубежные фильмы, но и наш продукт. Здесь сосредотачиваться нужно на рекламе, причем начинать работу в этом направлении еще до выхода фильма. Чтобы не было ситуации, что наше кино критикуют, даже не глядя. Вы разберитесь, посмотрите, а потом определяйтесь: понравилось или нет. Если мы научимся делать так, чтобы нас знали прежде всего в нашей стране, если начнем уважать себя, то больше шансов, что нас с уважением будут воспринимать другие.

На современном этапе «Беларусьфильм» продолжает ориентироваться на создание кино разных жанров. Так, кто любит мистику, тот пойдет на новую интерпретацию «Черного замка Ольшанского» по роману Владимира Короткевича, а другие дождутся выхода киноленты в жанре мелодрамы, комедии или боевика. У каждого произведения, включая и для киноэкрана, всегда найдется свой зритель. Интересно наблюдать и за молодыми режиссерами, а их стараются поддерживать на киностудии и давать простор для творческого выявления. В процессе съемок, например, находится кинокомедия дебютанта Кирилла Халецкого. Разработан проект «Городская сказка» с победителями молодежного питчинга (проходил в рамках «Лістапада»), над которым будет работать режиссер Дмитрий Сорока. Еще три молодых режиссера будут работать над проектом под рабочим названием «Страницы из общей тетради», где планируется объединить фильмы-притчи. По словам Елены Викторовны, в любом случае молодые таланты делают попытку через свои фильмы заявлять о себе, демонстрируют свои мысли и стиль.

Кино о нас самих

Подытоживая, можно сказать, что, прежде чем слушать критиков и мнения, мол, белорусское кино переживает времена упадка, следует вникнуть в тему и проанализировать ее с разных сторон. Можно бесконечно осматриваться и спорить, у кого трава зеленее. И каждый, конечно, останется при своем. Но главное — может, даже авансом, но верить и любить свое.

— Кинематограф способен оказывать грандиозное влияние на нашу жизнь. А технические условия сейчас такие, что снимать может каждый и пытается то делать. Другой вопрос: что снимать? Это вопрос системный, вопрос: воспитания и осознания того, кто мы есть, что мы собой представляем, — обратился к собравшимся художественный руководитель заслуженного коллектива Республики Беларусь «Театр-студия киноактера», кинорежиссер, председатель Совета по развитию кинематографии Александр Ефремов. — Полагаю, именно это один из актуальных вопросов, которые есть на современном этапе развития нашего отечественного кинематографа. Поэтому и одна из важнейших задач заключается в том, чтобы понять и осознать, кто мы и что имеем, какие проблемы стоят перед нашим обществом и перед нами, его гражданами. И ее мы должны решать все вместе. Поэтому кинематограф, который должен сейчас появиться, должен исследовать нас самих, рассказывать о нашей современности и ее проблемах. И вдохновлять на их решение.

Алена ДРЯПКО

Фото с сайта belarusfіlm.by

Выбор редакции

Религия

200 лет под покровительством Петра и Павла

200 лет под покровительством Петра и Павла

Гомельский кафедральный Свято-Петро-Павлосский собор — один из самых величественных православных храмов Беларуси, один из немногих памятников архитектуры зрелого классицизма, сохранившийся до наших дней.

Общество

В чем пойти на выпускной бал?

В чем пойти на выпускной бал?

Посмотрим, что советуют стилисты и что реально приобрести в наших широтах, желательно не вгоняя родителей в долги.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Для Тельцов эта неделя будет наполнена делами и заботами, связанными с родственниками или детьми.