Вы здесь

Звезды балета из Санкт-Петербурга выступили в Минске


Фрагменты классических спектаклей и современные хореографические номера представили на сцене Большого театра Беларуси.

Артисты балета из Санкт-Петербурга выступали на нашей сцене не единожды, отечественным театралам хорошо известны их имена. Гала-концерт, состоявшийся 20 апреля, стал подарком Минску от представителей искусства Санкт-Петербурга, который стал культурной столицей СНГ в 2023 году. Поэтому программу составили так, чтобы продемонстрировать лучшее, что есть в питерской балетной школе.


Традиционно мы считаем, что это прежде всего классика: именно там вызревал классический русский балет со времен Мариуса Петипа — и, конечно, без показа фрагментов из балетов, которые когда-то поставил он, трудно обойтись. Фактически, театры Санкт Петербурга — Мариинский и Михайловский — делают сегодня своего рода музейную работу, сберегая совершенство и отточенность движений в балетах «Талисман», «Корсар» или «Баядерка». Но балет развивался, искусство хореографии приобрело несколько путей, которыми идет сейчас, одним из которых является contemporary dance. И гости показали, что это так же красиво, эмоционально — иногда с юмором, а иногда пробирает до мурашек на коже и слез. Но самое главное — сегодня артист балета одинаково виртуозно может владеть как классической техникой, так и современным танцем, что продемонстрировал, в частности, заслуженный артист России Владимир Шкляров (два современных номера вызвали шквал оваций, также как и его выход в Гран-по из балета «Баядерка»). Фактически нам продемонстрировали балет в развитии. Для артистов белорусского театра состоялся своего рода мастер-класс. А для публики — фактически лекция без слов о том, какой бывает хореография, что очень полезно, ведь приоритеты и дружелюбие публики влияют на репертуар Большого театра Беларуси. И знаете — прошло все на ура! Это говорит о том, что можно пробовать, нащупывать варианты развития отечественного балета, а публика подтянется. Потому что если ты любишь балет, то стремишься его понимать как исторически, так и в настоящем.

— Я являюсь звеном, связывающим Санкт-Петербург и Минск — была долгая дорога от выступления на сцене Мариинского театра до возвращения в Минск, — отмечает Игорь Колб, главный хореограф Большого театра Беларуси. — Поэтому я долго сомневался, но решил выйти на сцену с номером «С чистого листа». Для меня он является вещим, потому что подразумевает путь, который должен нащупать человек. В Большом театре я сейчас нахожусь в начале нового пути и фактически начинаю с чистого листа. А сегодня я вижу людей, с которыми знаком долгие годы. И они здесь и сейчас — это очень ценная поддержка.

— С Игорем Павловичем Колбом нас связывает многолетняя творческая дружба. И личное — мы много лет вместе работали в Мариинском театре, создали большое количество совместных проектов, я как хореограф ставил для него. Как коллеги мы выступали в одних и тех же партиях, и всегда делились друг с другом опытом. По-хорошему конкурировали, но эта конкуренция была на пользу, — говорит артист балета и хореограф Юрий Смякалов, который вместе с Еленой Евсеевой представил очень яркий номер «Прощание». — Сегодня, мне кажется, показаны различные срезы танцевальных направлений. Мы не можем обойтись без классики, но есть другие номера, которые также заслужили уважение и любовь зрителей. Екатерина Галанова, которая является художественным руководителем Международного фестиваля Dance open, вместе со своей командой следит за тем, как развивается балет сегодня. Как бывшая балерина она прекрасно понимает, что сегодня имеет цену и на что реагируют зрители.

Елена Евсеева тоже любит разноплановость: балетный век недолгий, и хочется проявить себя во всех направлениях. А во время Гала-концерта царило разнообразие всех видов, с трюковыми номерами и сложными верховыми поддержками и драматическими историями. С уважением к классике.

Примечательно, что в программу кроме номера Игоря Колба включили По-де-де из балета «Корсар» в исполнении заслуженной артистки Республики Беларусь Людмилы Хитровой и молодого солиста Дмитрия Уксусникова, пополнившего труппу театра в прошлом году. И возможно, что этот гала-концерт даст толчок для последующих совместных проектов артистов балета Беларуси и Санкт-Петербурга. По крайней мере, варианты дальнейшего сотрудничества обсуждались.

Петербургская хореографическая школа — в основе белорусской хореографической школы. В частности, художественный руководитель, народный артист Беларуси и СССР Валентин Елизарьев окончил Петербургскую консерваторию по этому направлению. Я тоже окончила Петербургскую консерваторию и прекрасно представляю, что такое обучение хореографов, — видела это своими глазами. Только в двух консерваториях СССР — в Ленинграде и Минске обучали будущих хореографов, — рассказала генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова. — Конечно, сегодня символическое событие, важное для нас: контакты Большого театра с Санкт-Петербургом активно развиваются, мы провели переговоры. Их результатом будут точечные визиты звезд Михайловского, Александринского и Мариинского театров для участия в наших постановках и творческих проектах. Гастроли также планируются. Важным моментом являются контакты танцовщиков — мы видим друг друга, понимаем, что жизнь продвинуться. Видим разные принципы и подходы к хореографии. Это важно. Потому что это наполняет и нас — мыслями, идеями, как развиваться дальше. А с другой стороны — является гарантом сохранения классической традиции.

Лариса ТИМОШИК

Фото Ирины МАЛАХОВОЙ

Выбор редакции

Общество

Прошли ежегодные областные конкурсы

Прошли ежегодные областные конкурсы

Ответственность за свою землю.

Здоровье

Как мыть фрукты, овощи и зелень, чтобы не отравиться?

Как мыть фрукты, овощи и зелень, чтобы не отравиться?

«Обрабатывать овощи и фрукты средством для мытья посуды нельзя».

Религия

200 лет под покровительством Петра и Павла

200 лет под покровительством Петра и Павла

Гомельский кафедральный Свято-Петро-Павлосский собор — один из самых величественных православных храмов Беларуси, один из немногих памятников архитектуры зрелого классицизма, сохранившийся до наших дней.