Вы здесь

Тайны «Гришки-свинопаса». Как появился первый Белорусский детский фильм


95 лет назад появился первый Белорусский детский фильм — «Гришка-свинопас». Эти сведения может с легкостью найти каждый, кто покопается в интернете или справочниках ... Правда, дальше начнутся вопросы ... Вот мы читаем, что черно-белый героико-приключенческий фильм «Гришка-свинопас» снят на киностудии «Белгоскино» в 1928 году по повести Михаила Чарота «Свинопас».

Но мы знаем, что по той самой повести камыша двумя годами ранее, в 1926-м, был снят первый белорусский художественный фильм, который шел под названием «Лесная быль»! Более того, начав искать, находим кое-какие сведения «что «Лесная быль» и есть переименованный «Гришка-свинопас»... А как же быть с другими сведениями — мол, тот «Гришка-свинопас» не сохранился. Но ведь «Лесную быль» сегодня даже можно в интернете увидеть!


«Лесная быль» или «Гришка-свинопас»?

Сравниваем дальше... «Лесную быль» снял легендарный режиссер Юрий Тарич, про «Гришку-свинопаса» пишут — «сценарист и режиссер-монтажер В. Кублицкий». А вот в главной роли что там, что там — молодой артист Леонид Данилов. Да и остальные артисты и съемочная группа повторяются... Так это один и тот же фильм или все-таки разные?

Давайте поищем отгадку в документах. В Белорусском государственном архиве литературы и искусства есть много материалов, посвященных киноленте «Лесная быль» и ее создателям, например, в фонде киноведа Ильи Резника. Есть там и такая единица хранения: «Фотографии кадра из фильма В. Кублицкого «Гришка-свинопас» с участием Л. Данилова (в роли Гришки), рабочего момента из этого фильма с участием Д. Л. Шлюглейта, В. В. Корш-Саблина и др. «Белгоскино». Посмотрим эти фото: на первом — артист Леонид Данилов в военной форме, подпись на обратной стороне — «Гришка Свинопас — л. Данилов. Фото М. Котельникова». На второй фотографии — рабочий момент, осветитель с прожектором, оператор за камерой, слева в кадре Леонид Данилов разыгрывает сцену, стоит массовка — деревенские женщины и девушки в белых платках. Надпись на обращении — «Рабочий момент съемки Гришки. Слева направо: вдали Гришка, на переднем плане: фотограф Соловейчик, оператор Д. Шлюглейт, опс. режиссер В. Корш и подсвечивает подсветом — С. Борисов. Фото М. Котельникова. 1926 г». Как видим, состав группы аналогичен с «Лесной былью», и даже год тот самый, когда велись съемки «Лесной были»... Единственное, на обратной стороне фото Данилова кто-то карандашом внизу приписал дату «1928», по-видимому, ориентируясь на официальную дату выхода фильма «Гришка-свинопас».

«Светящиеся ракеты и оркестр музыки»

В поисках разгадки давайте углубимся в эпоху... Молодой поэт Михаил Камыш написал повесть «Свинопас» в 1923 году. Это динамичное, захватывающее произведение о деревенском юноше Гришке, который борется против польских оккупантов. Он напоминает «Красных дьяволят», повесть 1921 года секретаря Костромского губкома РКП(б) Павла Бляхина. У молодой советской страны была большая потребность в идеологическом материале, на котором можно воспитывать будущих граждан. В 1923-м повесть «Красные дьяволята» была экранизирована. Бляхин, как утверждают литературоведы, позаимствовал кое-что в популярном приключенческом произведении Луи Бусенара «Капитан сломи-голову», Михаил Чарот в свою очередь также использовал необходимые приемы приключенческой литературы... Но повесть «Свинопас» — это именно национальная белорусская литература. Да и тема борьбы против польской оккупации после раздела Беларуси была чрезвычайно актуальной.

Заведующий «Белгоскино» Галкин договорился с режиссером Юрием Таричем, который в Москве снимал фильм «Крылья холопа». Тарич вспоминал об этом так:

«- Я привез вам повесть белорусского писателя Михаила Чарота. Вы сможете отлично поставить ее, — сказал Галкин с оптимизмом, присущим всем организаторам. Эти слова порадовали меня... озадачили. Надо же ставить фильм на студии, которая только что создается. Но повесть камыша захватила меня. Это были полные динамизма страницы о подвиге белорусского народа в гражданскую войну...»

Правда, есть и другая версия событий. Договор с Юрием Таричем насчет экранизации повести камыша существовало еще до «Крыльев холопа». Тарич получил аванс за «Лесную быль», но, даже не сдав сценарий, уехал в Москву, где ему предложили снять костюмный фильм «Крылья холопа». Закончил работу над выгодным проектом в том же 1926-м, а тогда уже вернулся на Белгоскино.

И насчет выбора сценария... Так, повесть «Свинопас» была популярной и актуальной. Но не последнюю роль сыграло и то, что Михаил Чарот, он же Куделько, был и сам человеком влиятельным — членом ЦИК БССР и имел двух влиятельных братьев. Двоюродный брат Иосиф Куделько работал начальником Управления по охране авторских прав при СП БССР, второй брат, Иван Куделько, был наркомом финансов БССР.

Короче, проект запустился, Юрий Тарич привез на Беларусь целую съемочную группу. Многие с ним работали на «Крыльях холопа». Местом съемок выбрали живописную усадьбу Чапских в Прилуках под Минском. Владимир Корш-Саблин, работавший ассистентом режиссера, в статье «Быль народная» (вырезка хранится в фонде Ильи Резника) вспоминает: «Сейчас в съемочной группе около 50 человек, а тогда нас было всего шестеро. И все же „Лесную быль“ сняли за три с половиной месяца. Мы были молоды, и темпы наши были молодежные. Не знали мы, конечно, ни про специальные автоматы, ни про лихтвагены. Съемки начинались в шесть утра, когда к крыльцу подъезжала крестьянская повозка; мы клали на нее аппарат, а сами шли рядом».

В массовке и эпизодах снимались местные крестьяне. Причем многие повторяли свои же действия во времена Гражданской войны и спорили с режиссером, как именно все было. В Прилуках и окрестностях появились объявления:

«Внимание! В 1926 г. в Совхозе „Прилуки“ состоятся большие кино — съемки к картине „Гришка Свинопас“, в которых необходимо участие 1000 человек крестьян и крестьянок разного возраста (желательно стариков). Белорусское государственное кино просит всех крестьян вашей деревни собраться у вашего места собрания к (...) иногда утром, откуда вы пойдете колонной с оркестром музыки до совхоза „Прилук“. На месте кино-съемок будут присутствовать тов. (...)

После съемок для участвующих в съемках крестьян будут показаны кино-картины, пущены светящиеся ракеты и играть оркестр музыки.

Товарищи крестьяне. Просим вас всех принять самое горячее участие в создании 1-ой национальной крестьянской белорусской кино-фильмы и прийти в совхоз „Прилуки“ всей вашей деревни.

Экспедиция»

Как видите, картину снимали именно под названием «Гришка-свинопас».

Кстати, чтобы профессиональные артисты полностью слились с народом, у них совсем не было грима.

Наш ответ Дугласу Фэрбенксу

Фильм ценен и тем, что можно увидеть пейзажи того времени — Минск, усадьбу Гуттен-Чапских в Прилуках и реальных исторических персонажей. Таричу даже удалось заснять эпизод с участием тогдашних руководителей молодой белорусской советской республики Червякова, Адамовича и Кнорина, сыгравших сами себя. Тот же Корш-Саблин получил роль адъютанта полковника Ястржембского: «Я был кавалеристом, за полтора года перед тем вернулся из армии. Я хорошо ездил на лошади, а это как раз требовалось для роли». Второй ассистент режиссера, Иван Пырьев, сыграл часового при арестованном Гришке.

Великая миссия возлагалась на артиста Леонида Данилова, который исполнял роль Гришки. Он должен был стать примером для юных зрителей, причем примером идеологически правильным — чтобы противостоять увлечению «буржуазным» Дугласом Фэрбенксом, фильм с которым «Багдадский вор» можно было сравнить по популярности разве что с «Матрицей» или «Гарри Поттером». Корш-Саблин вспоминает:

«В кино в то время в основном снимали типажи. Главную роль, роль Гришки-свинопаса, играл в нашем фильме Леонид Данилов, тогда семнадцатилетний парень, еще школьник. Сейчас он корреспондент одной из московских газет».

Правда, Илья Резник в своей статье уточняет, что артисту тогда было двадцать лет, и перед этим он два года учился в студии киноактера, работал в цирке, прошел школу вольтыжировки и джигитовки — сам будничный подписал Данилову диплом всадника первой степени. Все, согласитесь, способствует образу кумира молодежи.

Кстати, автор фотографий со съемочной площадки, помощник оператора Мстислав Котельников, сыграл роль незнакомого, предводителя крестьянского восстания, а его сестра Татьяна — роль Гельки, подруги Гришки-свинопаса.

Когда были отсняты последние кадры, и съемочная группа вернулась в Минск, в городе появились рекламные афиши: «Скоро! Скоро! Смотрите белорусского Дугласа Фэрбенкса — Леонида Данилова в первом национальном фильме «Лесная быль».

Это была не первая роль Леонида Данилова. В 1919-м он сыграл унтер-офицера в фильме «Сон Тараса», в 1920-м снялся в короткометражке «Народ — сам кузнец своего счастья», снимался в знаменитых «Крыльях холопа», где его и приметил Юрий Тарич. Данилов вспоминал: «Фильм еще не показывали, а за мной буквально ходили следом: «Вон Гришка-свинопас пошел. Тот самый...»

Премьера «Лесной были» состоялась 25 декабря в минском кинотеатре «Культура», который устроили в здании Хоральной синагоги — сегодня там находится Национальный академический драматический театр имени М. Горького. Перед сеансом провели торжественное заседание, на котором выступила среди других Софья Шамардина, заведующая Главполитомира БССР.

Фильм начал триумфальное шествие, и не только по Беларуси. Змитрок Бядуля по случаю празднования 10-летия белорусского кинематографа упоминал в газете «Литература и искусство», как с удовольствием увидел яркую афишу «Лесной были» в Сочи.

Два в одном или два из одного?

А каким же образом появился фильм «Гришка-свинопас», презентованный в 1928 году, и что он собой представляет?

24 января 1927 года в Наркомпросе состоялось совещание, посвященное детскому и школьному кино. На нем выступила Надежда Крупская с докладом «О задачах детского кино», в котором призвала к созданию советских фильмов для детей, которые будут противостоять буржуазной идеологии западноевропейских фильмов.

Разумеется, чиновники сразу же взялись за дело. Во всех республиках начали соответствующие кинопроекты, появились первые детские кинотеатры. В Минске в октябре 1928 года открылся кинотеатр «Юный пионер». В «Совкино» был создан специальный детский фонд, в котором среди направлений работы значилось «Соответствующий ремонтаж фильмов общего фонда, пригодных для детей», ради «отвлечения детей от чрезмерного увлечения детективной авантюрной фильмой».

Белорусские чиновники, разумеется, тоже хотели выделиться и выслужиться. Но, чтобы снять какую-то новую картину, нужно было время. А здесь как раз имеется лента «Лесная быль», которая подходит под все критерии, начиная с того, что ее литературная основа — повесть для подростков с революционной романтикой. Но картина как бы уже заявлена для взрослой аудитории, хотя очень популярна и у детей.

Выход нашли очень простой, пользуясь пунктом про перемонтаж. Режиссеру Кублицкому поручили из картины «Лесная быль» сделать специальный фильм для детей. По некоторым сведениям, он смонтирован из материала, который не вошел в фильм «Лесная быль». Но скорее всего, просто что-то добавили, а какие-то куски отбросили. Неизвестно, как относились к этому процессу создатели оригинала — в воспоминаниях они говорят только про «Лесную быль», а не про ее «побочный продукт». Как изменили ленту, можно догадываться, хотя бы почитав рекомендацию 1928 года, что допускало фильм «Лесная быль» для детских сеансов с условием «Может быть допущена для детей старше 12 лет. Желательно сократить 5-ю часть и вырезать из 3-й части кадр с голым плечом и поцелуем».

Так появился почти призрачный «Гришка-свинопас», который остался в истории первым белорусским детским фильмом.

В 1930-м в Беларуси был поставлен специальный фильм для детей «Хромоножка». А «Гришка-свинопас», похоже, и правда исчез. Осталась только «Лесная быль».

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Семья и демография

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Надежда Ластовская: Если ты богаче, помоги другому

Какие принципы закладывает в воспитание своих детей лауреат республиканского конкурса «Женщина года»?

Экономика

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

Чем удивит «БЕЛАГРО-2024»?

В рамках деловой программы выставки пройдет около 20 тематических семинаров и конференций.