Вы здесь

Корреспондент «Звязды» отправилась в рельсовую поездку по Витебску


Сегодня общественный транспорт, как и несколько десятилетий назад, является основным средством передвижения для большого количества людей. И если в последнее время система транспортного сообщения совершенствуется и получает новые формы, такие как электробусы и наземное метро, то в культурной столице Беларуси — Витебске — до сих пор можно окунуться в городскую романтику и прокатиться на трамвае. Корреспондент «Звязды» отправилась в рельсовую поездку по городу на Двине и узнала, почему цветные вагоны так привлекают женщин-водителей.


Из истории

Витебск не зря называют родиной белорусского трамвая. Его история началась в далеком 1896-м, именно тогда Витебское управление заключило договор с гражданином Франции Фернаном Гильоном. В ней было сказано, что Гильон получает концессию на строительство и эксплуатацию трамвая в Витебске на 40 лет. Он должен был построить за свои деньги электрическую железную дорогу со всем необходимым для нее оборудованием, включая электростанцию мощностью 425 кВт. Кстати, строительство этой электростанции стало невероятной удачей для города: с ее помощью освещались губернаторский дворец, штаб Двинского военного округа, суд, гостиница, лазарет и театр.

В мае 1898-го первый трамвай выехал на маршрут. Что показательно, в Москве этот вид транспорта стал использоваться только через год, а в Санкт-Петербурге — через девять лет. Витебский трамвайный парк состоял из 18 моторных и 16 прицепных вагонов, а длина маршрута была всего 5,1 километра. Интересный факт: в начале 20-х годов XX века в почетные машинисты Витебска был принят Владимир Ильич Ленин.

В этом году северная трамвайная династия справляет 125-летний юбилей, а цветные электрические вагоны и поныне ежедневно выходят на свои маршруты. Витебский трамвай является не только неотъемлемым элементом городской инфраструктуры, но и почти уникальным видом транспорта: на сегодняшний день только в четырех городах Беларуси — Минске, Витебске, Мозыре и Новополоцке — работает это средство общения. А тем, кто хочет не только прокатиться по улицам культурной столицы, стоит заглянуть в Музей истории Витебского трамвая, который располагается в трамвайном депо.

Необъятное пространство вне стекла

Прокатиться по маршруту № 2 меня пригласила водитель Татьяна Герман, которая работает в трамвайном депо ОАО «Витебскоблавтотранс» уже шестнадцатый год. Сегодня в экипаже с Татьяной Николаевной усердствует кондуктор, поэтому мы можем поговорить во время движения.

Стать водителем большого транспорта Татьяна мечтала с детства — любила вместе с отцом отправляться в дальние автобусные путешествия, но в силы свои девичьи сильно не верила: казалось, что к такой ответственной работе допускают только мужчин. А после, когда работала кондуктором в троллейбусном депо, ей предложили закончить соответствующие курсы. «Я колебалась: выбирать троллейбус или трамвай, но свекор подсказал, что мне, такой худенькой, не справиться с «рогами», которые часто приходится поправлять у троллейбуса. Сейчас жизни своей без вагона не представляю», — рассказывает женщина.

Татьяна Герман.

Нравится Татьяне Николаевне необъятное пространство, которое открывается вне стекла — тогда оно образовывает себя значимым для этого мира. А оно так и есть: на протяжении долгих лет женщина непрестанно развозит врачей, спасателей, педагогов, детей. И это очень важно: осознавать, что твоя работа ежедневно помогает сотням не менее важных профессий. «Это нелегкое дело: ненормированный график, проблемы со здоровьем, сложности на дороге. Без любви к профессии можно быстро сдаться, но я люблю ее и каждый день сажусь в кабину с волнением», — улыбается собеседница.

Еще одна отличительная сторона — работа с людьми, которая, конечно, не всегда имеет позитивную окраску. Но многие из пассажиров второго маршрута уже знают госпожу Герман, здороваются и поздравляют с праздниками, а она, в свою очередь, часто ждет «своих» пассажиров, которые не успевают на трамвай.

За смену «двойки» набегает 108 километров, в среднем трамвай успевает сделать круг менее чем за час. Работают водители посменно: с раннего утра и с обеда. На первую смену приходится вставать около 3 часов утра, чтобы до выезда в 5 успеть добраться до депо, пройти медосмотр, получить разрешение на работу вагона и путевой лист. А возвращаются водители с последней смены домой около двух часов ночи!

Но не бывает худа без добра: когда-то именно бесконечные рельсы познакомили Татьяну Николаевну с мужем: он также работает в депо на аварийной машине. Дома с ненормированным графиком Татьяны Герман привыкли давно. Надежное плечо в домашних делах ей, кроме мужа, подставляют два сына. Вот и прошлое 8 марта прошло для женщины в кабине, пока мужчины дома готовили праздничный стол.

«Воздух» на связи

Тем, кто еще не заглянул к водителю через окошко, следует знать, что у трамвая нет руля — его роль выполняет рычаг, который называется «контроллер». Функций у него только три: ход, тормоз и «нейтралка». Еще интересно, что весь маршрут нужно держать ногу на педали экстренного торможения: оно применяется редко, тогда вагон останавливается быстрее и раздается характерный звон.

Еще из интересных кнопок на приборной панели — «песочница». У каждого трамвая есть отсек, из которого песок сыпется на рельсы, когда трамвай идет на юз. Названия остановок, которые светятся в салоне текущей лентой, также переключает сам водитель. При необходимости (если, например, в дороге трамвай меняет маршрут) используют микрофон.

На связи со всеми водителями троллейбусов и трамваев всегда находится диспетчер, который принимает заявки о ненадлежащем состоянии дороги, информирует о происшествиях и изменениях. По рации водители поздравляют друг друга с праздниками, но рассказывать анекдоты в дороге нельзя. Вот и для нас пришло сообщение от диспетчера с позывным «воздух» о происшествии на площади Победы, однако пока мы проехали несколько остановок, рельсы были освобождены.

Обслуживанием трамваев в депо занимаются мастера, слесари-механики, слесари-электрики, а за порядок и чистоту в вагоне отвечает бригада уборщиков. Представляете, сколько вагонов за ночь нужно привести в порядок? Поэтому нам, пассажирам, нужно лишний раз подумать: а стоит ли лепить жвачку под сиденье?

О зайце и происшествиях

«Трамвай может разогнаться до 80 километров в час, однако это только в целях эксперимента. Обычно вагон идет со скоростью 20-30 км/ч. Но многие водители автомобилей и пешеходы не понимают, что 18-тонная машина не может остановиться моментально», — продолжает знакомить с профессией Татьяна Герман. 

Зима и осень — наверное, самое сложное время для водителей трамваев. Зимой опасность создают обледенелые рельсы, часто стрелки не переводятся автоматически: приходится каждый раз на так называемых перекрестках переводить их вручную. Осенью листья под колесами вагона «горят» и превращаются в скользкую массу, через которую трамвай идет на юз, а может и сойти с рельсов. Летом и теплой весной работать одно загляденье, особенно если утром город еще спит.

«Насколько часто под трамвай выбегают пешеходы?»- спрашиваю я. «Порядком. Обычно это подростки в наушниках или те, что уставились в телефоны. Это большая проблема нашей молодежи сегодня, родители должны проводить регулярную работу с детьми относительно правил поведения на дороге. Своим сыновьям я не разрешаю перемещаться по городу в наушниках, так как видела, чем такие истории заканчиваются», — рассказывает Татьяна Николаевна.

Но часто истории с печальным концом случаются не только из-за самих пешеходов. Например, трамвайные остановки с выходом на дорогу — зона повышенного риска, где люди должны быть максимально внимательными. Однажды на глазах у Татьяны автомобиль сбил девушку, которая спешила на трамвай. Теперь водитель не открывает дверь, пока сама не убедится в том, что автовладельцы с обеих сторон остановились окончательно.

Несмотря на то что относительно автобусов и троллейбусов с участием трамвая меньше всего случается ДТП, перегораживать рельсы машинами и «подрезать» вагон нельзя — задержка одной такой единицы общественного транспорта сбивает общий график движения целого депо.

«Бывают, конечно, и такие пешеходы, на которых жаловаться нельзя. Однажды за один день встретила на рельсах на окраине города зайца и ежика. Последний, кстати, оказался очень сообразительный: подождал, пока я проеду» и побежал дальше«, — делится воспоминаниями женщина.

Часто в транспорте забывают вещи, но они почти всегда возвращаются к владельцам. Так, Татьяна Николаевна нашла и вернула родителям мальчика телефон, а возвращенная женская сумочка откликнулась не только шоколадкой и благодарностью, но и премией от руководства депо за человечность. О находках водители также сообщают диспетчеру по рации.

Несколько лет назад на некоторых маршрутах обилечивать пассажиров стали сами водители, что значительно усложнило рабочий процесс. И, наверное, многих беспокоит вопрос: почему такой билет на 5 копеек дороже того, что выдает кондуктор? Эту разницу никто не кладет себе в карман, водителям только выписывают премию за выполненный план продаж. Несмотря на повышенное внимание при обилечивании, Татьяна Герман работает без аварий, подтверждением этому являются выданные руководством удостоверение и значок.

«Технику надо любить такой, какая она есть, слушать и чувствовать — тогда профессия будет приносить удовольствие», — улыбается Татьяна Николаевна на прощание.

Я ушла на остановке, а «двойка» под надежным руководством нежных женских рук поехала дальше навстречу новым впечатлениям.

Александра ГВОЗДЕВА

фото автора

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Стрельцам на этой неделе не нужно переоценивать своих возможностей.

Общество

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

«Инвестиции в молодежь — инвестиции в будущее!»

Такой лозунг взял для своей избирательной программы один из самых молодых депутатов Палаты представителей восьмого созыва.