Вы здесь

Народная медитация. Чем привлекает ткачество в центре ремесел Стародорожского района


Что вы делаете, если вам надо разрешить важную жизненную проблему, а решение вопроса никак не находится? Современный человек будет мучительно ломать голову, просчитывая варианты и так и эдак. Возможно, обратится к друзьям или к специалисту – например, психологу. А в старину женщины просто… садились за ткацкий станок. Эта старинная магия работает и сегодня.


Директор Государственного учреждения культуры «Стародорожский центр ремесел» Ольга Давыдкина демонстрирует сумки от мастериц Старых Дорог: сплав традиций и моды.

— У нас давно подмечено: хочешь найти решение какой-то проблемы — иди за ткацкий станок, садись и начинай ткать — решение придет само собой, из ниоткуда, — рассказывает директор Государственного учреждения культуры «Стародорожский центр ремесел» Ольга Давыдкина. 

Дело в том, что ткачество сродни медитации. Процесс настолько успокоительный, говорят мастерицы, что даже «растрепанные» мысли и чувства постепенно приходят в порядок, и мозг генерирует единственно правильный ответ на любой вопрос, который перед ним ставит жизнь. 

Но это, конечно, касается профессионалов. Поначалу за ткацким станком приходится быть в постоянном мыслительном напряжении — ты следишь за узором, чтобы не совершить ошибку. А уж когда заправляешь станок, надо быть особенно внимательным, чтобы каждая ниточка нашла свое место, иначе все придется делать сначала. Но если учиться ткать с десяти-двенадцати лет — как испокон веков и до начала прошлого столетия было заведено в Стародорожском районе — все эти сложнейшие процессы доводятся до автоматизма, и вот тогда работа за ткацким станком становится своего рода способом достигнуть умиротворения...

О старинных станках и «генетической памяти»

В центре ремесел Старых дорог собраны старинные рушники — многим больше ста лет. Собирали коллекцию по деревням, люди сами приносили семейные реликвии, чтобы не хранить их в шкафу, а показать другим и вместе восхититься мастерством стародорожских ткачих. Есть в центре и станки, созданные в конце 19-начале 20 столетия. Они до сих пор в рабочем состоянии, на них по-прежнему создаются рушники, постилки и «ходники» по старинным технологиям.

— Старинных ткацких станков у нас два, один — на колодках, второй — на ставах, — поясняет Ольга Михайловна.

Ставы — это рамы, а колодки вырезаны из пеньков. Эти, старинные, тяжелые и громоздкие (такой станок займет как минимум треть, а то и половину комнаты в современной квартире) — самые удобные, говорят мастерицы. Когда-то его деталями традиционно становились в том числе... куриные косточки. На одном, самом старом, косточки сохранились. На другом — сломались от времени, и их заменили более современными деталями. 

Современные ткацкие станки хоть и сохраняют старинные принципы работы, все же мастера стараются сделать их легче и компактней. В этом есть и плюсы, и минусы.

— Наш стародорожский умелец, Михаил Адамович Босяков, делает на заказ по собственным эскизам ткацкие станки, — рассказывает народный мастер Республики Беларусь по ткачеству Жанна Павлова. — Идея в том, чтобы станок не занимал много места и поместился в современных интерьерах. 

Ткачество — широко известный бренд Старых дорог, его визитная карточка. Когда-то (с глубокой древности и вплоть до 1980-х) ткацкий станок был обязательным атрибутом любого дома в районе. Но постепенно домотканые вещи вытеснялись фабричной продукцией, а ткацкие станки отправились «доживать» на чердаки и в сараи. 

— У меня ткали и мама, и бабушка, — рассказывает Жанна Николаевна. — В память запало: моя бабушка не признавала покупные нательные рубашки, говорила — «искрят», не любила и покупное пастельное белье. Полотно по старинной технологии — по-другому к телу: зимой в такой одежде или на таких простынях не холодно, летом — не жарко. Но когда вскоре после моего рождения наша семья переехала в новый дом, ткацкий станок в него уже не взяли. Тогда считалось — надо жить по-новому, по-современному. Сейчас старинные ремесла возвращаются, они вновь ценятся и востребованы. И это очень хорошо.

Сама Жанна Николаевна в молодости ткачеству не училась. Это пришло позже, уже на пенсии. 

— Освоила станок только в возрасте за пятьдесят, — улыбается она. — А до этого всю жизнь проработала на швейной фабрике.

Народный мастер Республики Беларусь по ткачеству Жанна Павлова.

Как рождается узор 

Неповторимое тканое наследие стародорожских мастериц искусствоведы классифицируют как четырехнитовое двухуточное ткачество. Бывает двухнитовое, бывает — восьминитовое, а стародорожские узоры создаются на четырех нитах (это детали станка, отвечающие за поперечное натяжение нити). Четыре нита, четыре поножи — «педали», поднимающие нужные нити... Чтобы все получилось, станок надо правильно заправить исходя из того узора, который решила выткать мастерица: тканый геометрический узор рождается на этом, самом первом этапе. 
— Чтобы заправить станок, надо три человека, — говорит Жанна Николаевна. — И вокруг станка, заправляя его, мы пробегаем, наверное, километра три, а то и все пять.

Сначала на сноуницы «снуется» основа, которая сплетается в косу, поясняет она, потом нитки «навевают» на навойку и протягивают через ниты. Так создаются «парки» — их может быть 320, 360 и больше — смотря какой узор. Парки, к слову, заправляются по одной ниточке. Чтобы заправить ткацкий станок втроем, надо часа три. В одиночку — провозишься, наверное, раза в три дольше. В начале прошлого века ткать в Старых дорогах и окрестностях умела каждая женщина. Но и тогда далеко не каждая ткачиха могла заправить станок...

Современные мастерицы узор расписывают в виде схем (наподобие вязальных). И по этим схемам заправляют станок. Пожилые опытные ткачихи и сегодня могут обойтись без всяких схем. И, разумеется, никаких схем в старину не чертили. Женщине достаточно было рассмотреть полотно, чтобы понять, как именно создан узор и как заправить станок, чтобы его повторить. Если в начале века ткачихе понравилась работа «коллеги», она порой была готова пройти десятки километров, из одной деревни в другую, чтобырассмотреть узор повнимательней, и, возможно, перерисовать.

— Раньше, когда наши бабушки ходили на вечерки, они садились рядом со старшими мастерицами, смотрели, как делали те, и повторяли за ними, — говорит директор Стародорожского центра ремесел. — И такой была технология обучения — с младенчества и на протяжении всей жизни.

На этапе заправки станка, как уже говорилось, рождается геометрический узор — Ольга Михайловна рассказывает, что в Стародорожском районе это чаще всего круги или ромбы. Но знаменит был район и браной техникой ткачества.

— Это когда по полотну мотузочками выкладываются разные орнаменты, — объясняет она. — У нас мастерицы любили растительные орнаменты («огурочки», «яблочки», цветы), а также зооморфные мотивы (котики, птицы). «Постилки» ткали как на белом, так и на черном фоне. И это могли быть как «выкладанки», так и «закладанки» — то есть односторонняя или двухсторонняя техника «выкладания», когда узор с одной стороны дублировался на другой, как негатив фотографии.
— Выкладание — сложный способ создания узора, — рассказывает специалист. При браной, переборной технике мы создаем узор непосредственно в процессе (а не механически, как при геометрическом узоре, когда вся творческая работа в основном касается этапа заправки станка). Через определенное количество парок поднимается по одной нитке, и потом при помощи «мотузков» по основе с поднятыми нитками выкладывается определенный рисунок. Это чистое творчество, требующее и внимания, и вдохновения.

И красота, и оберег 

Чтобы выткать рушник, нужно, в зависимости от сложности работы, в среднем от двух недель до месяца. На большое полотно — например, покрывало на кровать (оно ткется из полок, которые потом сшиваются) потребуется больше времени. Это долгий кропотливый труд. И учтем еще, что до этого надо спрясть нитки, а еще раньше — вырастить лен. Поэтому каждый кусочек ткани, каждая ниточка в старину считались ценностью. И именно поэтому кроилась старинная одежда квадратами и прямоугольниками: ведь выточки и «посадка по фигуре» подразумевает отходы ткани, а этого в старину большинство позволить себе не могло. Даже «хвосты» ниток не отрезали, а расчесывали и использовали «на кутасы». 

Современные мастерицы Стародорожского центра ремесел создают на ткацких станках как современные «стилизации», так и совершенно аутентичные вещи — из ниток, которые получены с помощью прялки. Хотя и современные, «магазиные» шерстяные и полушерстяные нитки тоже используются — например, в ученических работах. Приобрести уникальный, почти музейный предмет одежды или интерьера здесь можно по вполне умеренной цене. Рушник, например, стоит от 60 до 80 рублей, стильные льняные сумки (кросбоди и шопперы — разумеется, это уже стилизация) — от 30 рублей. Цена платьев и рубах — также от 60-70 рублей. Коллекция одежды украшена ручной вышивкой — и красота, и старинный оберег.
В старину, рассказала Ольга Михайловна, вышитой была только праздничная одежда, повседневную вышивкой не украшали — попросту не хватало времени. Ведь работы для рук было очень много. Правда, тогда люди не спали так долго, как мы привыкли сейчас, не отвлекались на гаджеты и сериалы. И ткачество, как и вышивка, считались скорее способом с пользой провести досуг, чем работой.

Старые Дороги знамениты и бранной техникой ткачества.

Подзабытое в середине прошлого века старинное искусство в Старых дорогах возрождаться начало около 25 лет назад. Тогда и появился здесь Центр ремесел. У его истоков стояла первый в районе народный мастер по ткачеству Мария Волкова. Вместе с ней на Стародорожчине старинные местные техники сохраняли Татьяна Михалькевич, Александра Протащик, в наше время — Валентина Спадар, Жанна Павлова, Ольга Давыдкина.

— Хотелось найти свою, стародорожскую «изюминку», — рассказывает Ольга Михайловна. — По фото и образцам мы стали делать копии старинных изделий, сохраняя цвета и особенности техники исполнения. И постепенно стародорожское ткачество стало узнаваемым в Беларуси. 

В Старых Дорогах удалось сохранить индивидуальность именно местного ткачества, подчеркивает собеседница. Сегодня в Стародорожском районе пять мастеров имеют статус «народный мастер Республики Беларусь». Есть и подрастающее поколение — причем учиться ткачеству приходят не только девочки. 

— Есть и мальчики, примерно 25% от общего числа учеников, — рассказывает директор центра ремесел. — И порой они достигают выдающихся результатов. Например, наш ученик Денис Рудык в 2021 году занял первое место на областном празднике-конкурсе «Матчыны кросны». Сейчас он поступил в Белорусский государственный университет физической культуры — помимо ткачества Денис с детства увлекался футболом. Но спортивная карьера, надеемся, не помешает ему время от времени возвращаться к художественному творчеству.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ 

Фото Елизаветы ГОЛОД

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Весам осталось приложить совсем немного усилий, чтобы желаемая цель была достигнута.

Калейдоскоп

Выбираем семенной картофель

Выбираем семенной картофель

Огород без картофеля — не огород. И сейчас время покупать семенную «бульбу».

Образование

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Идей много не бывает, либо какие молодежные инициативы получили гранты?

Напомним, в третьем сезоне заявки на участие в конкурсе подали 193 проекта.